Альбина Нурулина
Применение современных игровых технологий в работе с детьми 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение современных игровых технологий в работе с детьми 4-5 лет».
МДОУ д. с №114о. в г. Магнитогорск
Воспитатель Нурулина Альбина Амамбаевна
«Игра порождает радость,
свободу, довольство, покой в себе
и около себя, мир с миром»
Фридрих Фребель
ФГОС дошкольного образования утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, изобразительной, музыкальной, игровой. Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребёнка.
Публикация «Применение современных игровых технологий в работе с детьми 4–5 лет» размещена в разделах
Дошкольный возраст – это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного восприятия и социального развития личности. В эти годы ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определённое отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.
Последнее время наиболее актуальным определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных игровых технологий.
Любая технология представляет собой процесс, при котором происходит качественное изменение воздействия на обучаемого.
Игровые технологии — являются фундаментом всего дошкольного образования. В свете ФГОС личность ребенка выводится на первый план и все дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Каковы же концептуальные основы игровых технологий?
1. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности самовыражении самоутверждении, самоопределении, саморегуляции и самореализации.
2. Игра - форма психогенного поведения, т. е внутренне присущего, имманентного личности (Д. Н. Устнадзе).
3. Игра - свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация не реализуемых интересов» (А. Н. Леонтьев).
4. Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
5. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношение между людьми, и наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
6. Возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.
В современном мире всестороннее развитие детей невозможно без использования современных образовательных технологий. Учитывая, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра, и я в своей работе используют основные современные игровые технологии. Часто выбирая те из них, задача которых состоит не в передаче тех или иных знаний и навыков, а в развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.
Так, благодаря использованию развивающих игр, процесс образования дошкольника проходит в доступной и привлекательной форме, создаются условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребенка.
Одной из самых эффективных инновационных образовательных технологий являются развивающие игры В. В. Воскобовича, которые легко интегрируют с любой образовательной областью в условиях детского сада, делают учение интересным занятием для ребенка, снимают проблемы мотивационного плана, порождают интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам.
Игры В. В. Воскобовича отвечают особенностям психологического развития ребенка. Они погружают его в игровую ситуацию, где ребенок становится непосредственным участником истории, возникает проблемность, присутствует театральность, предлагаются готовые игровые ситуации, вариативность которых расширяется в зависимости от желания ребенка.
Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжет органично вплетается система вопросов, задач, упражнений, заданий. Очень удобно – читаешь сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.
Дети с удовольствием и большим желанием воспринимают нестандартные дидактические средства, например логические блоки Дьенеша, которые помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития, позволяя при этом, полностью погрузится в игровую ситуацию. Работу с блоками можно сравнить с длинной интеллектуальной лестницей, а игры и упражнения с ними – ее ступеньки. Логические блоки я использую при ознакомлении детей с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих развивающих задач, а также для закрепления и уточнения представлений детей о социальных явлениях и мире природы.
Игры и упражнения с блоками дают возможность получить достаточно ясную картину уровня мыслительных умений детей, что помогает организовать детскую деятельность с учетом уровня развития каждого ребенка. Например, игра «Угадай - ка» - помогает развивать умение выявлять, абстрагировать и называть свойства предметов, обозначать словом отсутствие какого – либо конкретного свойства предмета (не красный, не треугольный и т. д.). В игре «Домино» развивать умение выделять и абстрагировать цвет, форму, размер, сравнивать предметы по заданным свойствам. Развитие внимания, умения сравнивать предметы по самостоятельно выделенным свойствам помогают игры «Поймай пару», «Две дорожки», и т. д. на развитие мышления, внимания можно использовать игру «Построй дом» и т. д.
Развивать пространственное воображение детей, а также формировать геометрические представления позволяют счетные палочки Кюизенера.
В играх с палочками создаются возможности развития не только смекалки и сообразительности, но и таких качеств мышления как активность, самостоятельность. Часто использую самые простые головоломки, с помощью счетных палочек.
Работа в данном направлении показала, что использование развивающих игр, является хорошей школой для воспитания воли, желания познавать окружающий мир, умения преодолевать трудности, стимулом к напряженной умственной деятельности.