Татьяна Бахтина
Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий для развития психофизических возможностей детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
«Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий для развития психофизических возможностей детей с общим недоразвитием речи»
В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных.
Публикация «Применение нетрадиционных здоровьесберегающих технологий для развития психофизических возможностей детей с ОНР» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Новое время выдвинуло очень актуальные требования образованию, в том числе и к дошкольному: воспитание людей с новым типом мышления, инициативных, творческих, интеллектуально развитых, компетентных. А мы, педагоги-дошкольники стоим на начальной ступени образования. Поэтому, перед дошкольным учреждением стоит задача всестороннего развития детей и подготовки их к поступлению в школу. В процессе внимания современного образования поставлены личность, уважение к ней, стремление помочь ее развитию. Для меня, как для учителя-логопеда необходимым является формирование и совершенствование речи детей в различных её формах, используя различные методы и приёмы. И я, организовывая коррекционную логопедическую деятельность, учитываю, что ребенок имеет свою жизненную позицию, свой внутренний мир, ему в любом возрасте свойственны честь и достоинство. И поэтому данный подход в коррекционно-профилактической работе имеет особое значение. В сложившейся ситуации актуальным является системный, комплексный подход к коррекции речевого и сопутствующего ему психического и соматического развития ребенка. Даже в относительно простых случаях таких патологий в преодолении проблемы было бы идеальным присутствие как общепринятых, традиционных методов, так и нетрадиционных. Мой опыт показывает, что данная система применения позволяет развивать речь через развитие познавательных процессов.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье и развитие детей, т. к. они направлены на сохранение, поддержание и обогащение здоровья каждого ребенка. Главный их признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Я использую здоровьесберегающие технологии для обеспечения и поддержания реального здоровья каждого воспитанника.
Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, считаю важным подчеркнуть, что речь идёт не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а о комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья. В своей работе использую следующие вариации здоровьесберегающих технологий : Су Джок, кинезиология, биоэнергопластика, логопедический массаж и др. Личный опыт работы и результативность использования традиционных методов выявил возможность и необходимость сочетания у детей с речевой патологией различных способов вариативности и нетрадиционных способов коррекции речи. В своей логопедической практике помимо общепринятых артикуляционных и пальчиковых упражнений применяю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей дошкольного возраста. К таким нетрадиционным формам относятся биоэнергопластика. Она направлена на совместные движения руки и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой, затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Кинезиология – направлена на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов и синхронизации работы двух полушарий коры головного мозга. Тренировки межполушарного взаимодействия (обе руки одновременно – синхронно).
Су Джок (в переводе с корейского Su – рука, Jok – нога) – т. е. стимуляция высокоактивных точек, соответствующих всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Взаимодействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, коврикам с пуговицами, и т. д. На коррекционных занятиях происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук стопах ребенка при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики и др.). Су Джок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью шариков («ёжиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм. Это позволяет повысить потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащает его знания о собственном теле, развивает тактильную чувствительность.
Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий. Использование различных видов массажа (точечный, изотонические упражнения, аурикулярный) в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений (в частности, вследствие дизартрии, функциональной и органической дислалии, алалии, обусловленной недоразвитием корковых зон и др.) значительно повышает её эффективность. Цель всей системы здоровьесбережения направлена на коррекцию речевых нарушений, заключающуюся в общеукрепляющем воздействии на неречевые и речевые функциональные системы ребенка.
Мою группу посещают дети, имеющие различные речевые нарушения. Так же, речевые нарушения сочетаются с недостаточностью развития мелкой моторики, несформированностью пространственных отношений, недостаточностью временных понятий, восприятия цветов и оттенков, что в конечном итоге, в школьной жизни без своевременной логопедической помощи в детском саду, приводит к стойким специфическим ошибкам письменной речи и снижает возможность успешного обучения в школе.
Эффективность применения нетрадиционных методов терапии во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями.
В помощь педагогам предлагаю некоторые приемы здоровьесбережения для использования в своей практической деятельности:
Элементы Су Джок терапии
• Пальчиковая игра «Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(дети катают Су Джок между ладонями)
На спине иголки
(массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие.
(массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал,
(массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал,
(массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже
(массажные движения мизинца)
на ежа похожи.
(дети катают Су Джок между ладонями).
• Пальчиковая игра «Мяч»
(дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Я мячом круги катаю,
(круговые массажные движения между ладонями)
Взад - вперед его гоняю.
(массажные движения вперед-назад между ладонями)
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
(сжимают правой рукой)
Как сжимает лапу кошка,
(сжимают левой рукой)
Каждым пальцем мяч прижму,
(прижимают поочередно каждым пальцем)
И другой рукой начну.
• Пальчиковая игра с эластичным кольцом «Пальчики»
(Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
Элементы биоэнергопластики
• «Чашечка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует форму чашки.
• «Иголочка»
Пальцы сжаты в кулак, указательный палец выставлен вперёд.
• «Часики»
Ладонь сжата в кулак. Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачивается влево-вправо.
• «Змейка»
Ладонь сжата в кулак. Под счёт ладонь с сомкнутыми пальцами выпрямляется, затем опять сжимается, производя движение вперёд-назад.
• «Качели»
Ладонь с сомкнутыми пальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.
• «Лошадка»
Рука в горизонтальном положении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счёт поочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.
• «Вкусное варенье»
Ладонь в форме чашечки. Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.
• «Приклей конфетку»
Кисть находится в горизонтальном положении ладонью вверх. Пальцы сомкнуты. Кисть поднимается вверх, затем опускается.
• «Грибок»
Кисть одной руки располагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кисти первой руки.
• «Индюк», «Болтушка»
Четыре пальца сомкнуты, большой палец прижат к указательному. Четыре пальца производят быстрые движения вверх-вниз.
• «Маляр»
Ладонь располагается вертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.
• «Дятел»
Пальцы одной руки сомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.
Элементы кинезиологии
«Колено–локоть» Активизируют зону обоих полушарий образуется большое количество нервных путей (комиссур, обеспечивают причиннообусловленный уровень мышления.
Исходное положение : стоя, поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8-10 раз.
«Кулак-Ребро-Ладонь» Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.
Исходное положение: сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз.
«Слон» Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга» .Балансирует всю систему «интеллект–тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.
Исходное положение : стоя, встаньте в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки ; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху
«Зеркальное рисование».
Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации.
Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы.
«Энергетическая зевота». Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.
Исходное положение: Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Выполняется 5-8 раз.
«Думающая шляпа». Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.
Исходное положение: сидя или стоя. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз.