Зарина Шовалиева
Применение кинетического песка в развивающих играх в психолого-педагогическом сопровождении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Применение кинетического песка в развивающих играх в психолого-педагогическом сопровождении дошкольников».
Подготовил: педагог-психолог Шовалиева З. М.
МБДОУ Д/с «Родничок» с. Нежинка
Добрый день уважаемые коллеги!
Свое выступление хочу начать с высказывания К. Д. Ушинского «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»
Мы с вами все когда-то были маленькие. С большим удовольствием играли в песочнице, строили из песка «башни», «куличики», пекли «пирожки». Именно в песочнице происходили первые контакты детей друг с другом. Игры с песком были, есть и будут одним из любимых развлечений детей. Песочница – место для установления контакта с ребенком.
А поговорим мы с вами не о простом песке, о «волшебном» который двигается, плавно перетекает, удивительным образом совмещает в себе свойства сухого и влажного песка, и называют его кинетический.
Кинетический песок является инновационным материалом, который отлично подходит для развивающей и творческой деятельности детей в ДОУ, а так же относится к здоровьесберегающим технологиям, как одно из направлений песочной терапии. Что соответствует статье 20 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. В которой говорится, что в сферу образования необходимо внедрять современные технологии, актуальные формы образовательной деятельности и новые средства всестороннего развития детей.
В своей работе с сентября 2020 года я начала применять игры с кинетическим песком в период адаптации детей группы кратковременного пребывания, в которой являюсь воспитателем, а затем и в индивидуальной работе педагога-психолога.
Игры на песке и с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. В осеннее - зимний период игры в песочницах недоступны, и на смену приходит кинетический песок.
Немного истории о его возникновении. Родиной считается Швеция, где обычная семья в 2013 году, устав от просьб дочери принести песок к себе домой, нашла гениальное решение. Глава семьи, будучи по профессии химиком, придумал песок, который абсолютно не токсичен, не вызывает аллергии, бактерии в нем не живут, безопасен для детей с 2-х лет.
Из чего же он состоит? 98 % кварцевого песка и 2 % связывающего агента, известного нам как «Энтеросгель».
Основными задачами развивающей игры с кинетическим песком являются:
• сохранение и укрепление психическое здоровье детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей воспитанников;
• побуждать детей к самостоятельной деятельности;
• формировать такие качества личности как коммуникативность, инициативность;
• расширять кругозор детей, знакомя с окружающими предметами, явлениями.
Для внедрения развивающих игр с кинетическим песком в ДОУ, был создан небольшой центр, который оснащен следующим оборудованием:
1. Стол с бортиком, используется в качестве песочницы.
2. Контейнер с кинетическим песок.
3. Герои для песочной терапии (различные животные деревья, растения, транспортные средства, сказочные персонажи и. т. д). Формочки для песка, бросовый и природный материал, лопаточки, грабли.
4. Методические пособия.
5. Влажные салфетки.
Чем же полезен кинетический песок в игровой деятельности:
1. Занимает и успокаивает ребенка.
2. Развивает творческие и когнитивные навыки.
3. Развивает моторику рук и воображение.
4. Способствует развитию тактильной чувствительности.
5. Благотворно влияет на эмоциональное состояние, помогает раскрепоститься, и приучает к концентрации внимания.
6. Используя в группе со сверстниками, способствует развитию элементарных навыков общения.
7. Помогает прожить волнующие ситуации, страхи, освобождает от негативных эмоций.
8. Шумные дети успокаиваются, а тихие неразговорчивые активизируют свои силы и таланты.
Специфика занятий с детьми младшего дошкольного возраста
(из опыта работы)
На первом этапе необходимо подготовить детей к взаимодействию с песком. Для этого лучше использовать игрушку-посредника. Это может быть песочная фея, русалочка, ее вы увидите в видеоролике.
Знакомство с песком, с «волшебными» свойствами можно проводить в виде игры «Знакомство», «Песочный дождик», «Необычные следы», «Отпечатки наших ручек»,
1. Игра «Знакомство»
Цели: развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики пальцев рук; знакомство с «живым» песком и его свойствам:
Ход:
Взрослый позволяет ребёнку опустить руки в песок, где он его сжимает, сыпет, раздувает, погружается в него пальцами, «закапывает» в него руки.
Данные манипуляции стимулируют кровообращение, и ребёнок получает микромассаж ладоней и пальцев рук.
2. Игра «Необычные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.
Ход:
Взрослый предлагает ребёнку изобразить на песке руками, как передвигаются различные животные.
«Идут медвежата»-ребёнок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайки»-кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки»-ребёнок пальцами рук делает на поверхности песка волнистые линии в разных направлениях.
Второй этап: Рассказ о «Волшебной шкатулке» с героями.
Придумываю тематический рассказ, и выбираю героев по теме. Либо прошу детей, взять героя по нраву.
Здесь можно применить игру «Куличики с секретом»
Цель: развитие внимания, памяти, речи и мелкой моторики рук.
Перед началом игры взрослый делает из песка 5 куличиков с сюрпризом. Затем ребёнок рассматривает предметы и пытается угадать, в каком куличике кто прячется (если у вас есть 2 набора одинаковых героев, и того кого угадал, берет для игры.
Либо другая вариация, выбирается один куличик из предложенных и для попавшего героя создается мир.
Игровая деятельность может быть тематическая или свободная. Для выбранных героев строиться «Сказочная страна», «Подводный мир», «Детский сад» и. т. д.
С помощью песка можно играть в познавательные, сюжетно-ролевые игры, например «Фермер», где воспитанники могут кормить животных изготовленной из песка пищей; «Кондитер» печь красивые песочные торты, пироги и. т. д
«Подводный мир для Русалочки»
«Моя семья»
«Друзья дельфина»
«Детский сад для машин»
Кинетический песок подходит для индивидуальных и групповых занятий всех возрастных групп детского сада. Из опыта 1 кг, хватает на 4-х детей 3-4 лет и на 3-х детей 5-7 лет.
Групповая работа с детьми 5 лет.
Групповая работа с детьми 3 лет.