Луиза Бурмистрова
Приемы обогащения словарного запаса дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста преследует решение следующих задач: обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый - снег, сахар, мел, слов со сходным значением (шалун - озорник - проказник, с противоположным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно). Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Отрабатывать интонационную выразительность речи. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях : существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка-зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно ее исправить. Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Публикация «Приемы обогащения словарного запаса дошкольного возраста» размещена в разделах
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь - медведица -медвежонок, медвежья, в том числе глаголов с приставками (забежал - выбежал - перебежал). Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные. Для решения перечисленных задач используются различные методы и приемы, изученные нами и представленные в данном параграфе.
Обогащение словаря детей дошкольного возраста происходит в двух направлениях. Первый аспект заключается в освоении ребёнком предметной отнесенности слов и их понятийного содержания. Он связан с развитием познавательной деятельности детей и осуществляется в логике предметных связей и отношений. В дошкольной методике развития речи этот аспект представлен, прежде всего, в работах Е. И. Тихеевой, М. М. Кониной, Л. А. Пеньевской, В. И. Логиновой, В. В. Гербовой, А. П. Иваненко, В. И. Яшиной.
Второй аспект заключается в усвоении слова как единицы лексической системы, его связей с другими лексическими единицами. Здесь особое значение приобретают ознакомление детей с многозначными словами, раскрытие их семантики, точное по смыслу использование антонимов, синонимов, многозначных слов, т. е. развитие смысловой стороны речи. Это направление в большей степени представлено в работах Ф. А. Сохина и его учеников (О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной и других). Оба эти аспекта взаимосвязаны между собой, и, безусловно, работа над смысловой стороной слова становится возможной лишь при усвоении детьми предметного, понятийного содержания слова.
К основным принципам словарной работы относятся :
- единство развития словаря с развитием восприятия, представления, мышления;
- опора на активное и действительное познание окружающего мира;
- связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;
- использование наглядности, как основы для организации познавательной и речевой активности ребенка;
- решение всех задач словарной работы во взаимодействии между собой и с формированием грамматической и фонетической стороны речи, с развитием связной речи;
- систематизация лексики (раскрытие новых слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование) [33,c.26].
Основными источниками развития словаря, по мнению Н. А. Стародубовой, являются:
- наблюдения окружающей действительности (природа, общественная жизнь, трудовая деятельность людей, трудовая деятельность детей и т. д.);
- общение со взрослыми и сверстниками (беседы, совместная деятельность);
- речь взрослых, так как дети не могут сами отбирать, что хорошо, а что плохо, заимствуют у взрослых слова и их употребление, подражая всему, что слышат;
-художественная литература, чтение, которое сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения [29,c.128].
В работе с детьми большое значение имеет правильное использование методов и приемов.
Алексеева М. М., Яшина В. И. предлагают следующие методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны :
а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря : рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря : рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
Важнейшим методом обогащения словарного запаса, считали О. И. Соловьева [27] и А. М. Бородич [8], наблюдение. При наблюдении важно, чтобы звучание слова, произносимого взрослым, совпадало по времени с восприятием ребенка предмета или действия, которое оно обозначает. Иначе дошкольники могут отвлечься, и их восприятие не соединится со словом.
Рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.
Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря используется во всех возрастных группах. В методике обращается внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними. При рассматривании игрушек применяются игровые приемы, игровые действия, но нет строгих правил. Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода объединяются, причем первый предшествует второму. Сначала дети рассматривают кукол, а затем играют в игру «Кукла Катя встречает гостей»; или в первой части занятия они рассматривают овощи и фрукты, а во второй - играют в «Чудесный мешочек». Рассматривание игрушек сопровождается беседой, в которой дети рассказывают об устройстве игрушек, их деталях, возможных играх с ними. Это позволяет включать усвоенные слова в связную речь, употреблять их в сочетании с другими словами.
Сочетание непосредственного восприятия объектов, слова педагога и речи самих детей. Характер этого сочетания зависит от новизны или повторности материала. Если дети впервые знакомятся с какими-то явлениями, то здесь требуется почти полное совпадение во времени восприятия предметов, действий и слов, их обозначающих. В случае повторного наблюдения целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать также подсказ начала слова. Этот прием стимулирует умственную деятельность детей, положительно влияет на припоминание, выбор нужного слова.
Е. И. Тихеева в своей книге [Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраст. -- М. : Просвещение, 1981] говорит о широких возможностях окружающего мира для развития ребенка, в частности его словаря. Приближая ребенка к предметам окружающей среды, мы реализуем метод экскурсий. Тихеева описывает подробные принципы построения экскурсий, объясняя значимость этих принципов для эффективного использования данного метода при развитии словаря детей :
1. Соответствие содержания интересам детей;
2. Количественная зависимость выбора детей в соответствии возраста этих детей, их индивидуальным особенностям, наличия общих интересов;
3. Экскурсия должна быть обставлена так, чтобы никакие привходящие явления не отвлекали неустойчивое внимание ребенка от главного, центрального. Размер поля наблюдения, число предлагаемых вниманию ребенка подробностей и деталей должны быть точно продуманы соответственно возрастным особенностям. Один и тот же предмет, явление может быть объектом наблюдения детей разных возрастов, но методы работы с материалом будут различны.
4. Экскурсия не должна носить характер урока, формального учения.
5. Организатор экскурсии, педагог, должен к ней тщательно подготовиться, наметить план, предупредить учреждение, лиц, к которым дети будут приведены, договориться с ними о характере их участия.
6. В интересах максимального использования экскурсии в целях развития словарного запаса детей необходимо заранее установить те речевые формы (точная номенклатура и т. п., которые будут закрепляться или предлагаться впервые.
7. Закрепление полученных детьми восприятий и впечатлений тотчас по проведении экскурсии (беседа, зарисовка, игра и т. п.) не только не обязательно, но часто недопустимо. Внутренняя переработка восприятий требует времени: определенные выводы должны созреть.
8. Число экскурсий, допустим в шестидневку, должно быть педагогически обосновано и находиться в соответствии с числом других занятий.
А также Е. И. Тихеева описывает метод беседы. В беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач.
Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего? Воспитателю нужно помнить о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо. Для того чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу.
Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения внимания детей к слову : интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. С точки зрения физиологии и психологии роль этих приемов вызвана необходимостью запоминания слова, сохранения в памяти его звукового образа, образования кинестетических ощущений, возникающих при его многократном произнесении.
Очень важно варьировать методику повторений. С учетом этого можно рекомендовать повторение как: буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово - аквариум. Теперь вы скажите»); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь); игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).
Речевой образец воспитатель часто сопровождает пояснением слов, толкованием их смысла. Прежде всего обращают внимание ребенка на функции предметов (самосвал - грузовой автомобиль, который сам сваливает, сгружает; пешеходы - люди, которые пешком ходят, и т. п.).
Обогащению словаря в процессе ознакомления детей с окружающей действительностью способствует показ картин [29, c.135]. Картина в силу своей статичности, позволяет лучше рассмотреть предмет, изображенный на ней, а также увидеть предмет не только в различных обстоятельствах, но и в разнообразных видах (изменение цвета, формы, величины, положения). Это позволяет ребенку лучше закрепить полученные представления, усвоить слово. Благодаря этому обогащается пассивный словарь дошкольников.
В детском саду используются предметные и сюжетные картины. При этом сюжетная картина наталкивает ребенка на рассказ, поэтому Н. А. Стародубова предлагает применять в упражнениях или при развитии связной речи. Предметные картины связаны с перечислением и описанием качеств и особенностей предмета, поэтому они используются при активизации, уточнении и обогащении словарного запаса дошкольников.
М,М. Конина к картинам, которые используются для словарной работы, предъявляет следующие требования: художественность, реалистичность, ясность и отчетливость изображения, отсутствие нагроможденных деталей, несущественных предметов [18,c.21]. При выборе картин в целях обогащения словарного запаса должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным. Важно точно определить объем знаний и соответствующего словаря, наметить основные методические приемы (вопросы, пояснения, привлечение художественного слова, обобщение ответов детей).
Методом обогащения словарного запаса дошкольников являются дидактические игры, через которых в памяти детей закрепляется знание предметов и их названий. Дидактическая игра определяется как вид игры, организуемый взрослым для решения обучающей задачи [4,c.100]. Исходя из данной формулировки, дидактическая игра, с одной стороны, одна из форм обучающего воздействия, с другой стороны - игра является основным видом деятельности детей.
В дидактической игре две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. В. П. Арсеньева отмечает, что эти две цели должны дополнять друг друга и обеспечивать усвоение поставленных задач. Дидактическая игра - познавательная, она является звеном между учебной и самостоятельной игровой деятельностью, выступая как метод, форма обучения или самостоятельная игровая деятельность [4,c.101].
Подбор материалов для дидактических игр с целью обогащения словарного запаса определяется задачами словарной работы. Дидактические материалы должны быть внешне привлекательными, а назначение предметов и смысл вопросов - ясны и понятны детям. Количество предметов должно быть достаточным для вовлечения в игру всех детей. В процессе игры следует сохранять живость игры, избегать излишнего дидактизма.
В старшей группе проводят словесные дидактические игры, в ходе которых ребенку задают вопрос за вопросом, и он должен дать быстрый короткий ответ. Важно, чтобы в играх использовался словарный материал, хорошо известный детям, а вопросы воспитателя и ответы детей были краткими и следовали друг за другом без длительных пауз [29,c.137]. Словесные дидактические игры для обогащения словарного запаса дошкольников : «Не ошибись», «Наоборот», «Кто скажет точнее?», «Кто заметит больше (качеств, признаков, деталей?», «Кто расскажет подробнее?», «Кто скажет иначе?» (упражнение на подбор синонимов, «Укажи противоположное качество, направление», или «Скажи наоборот» - на использование антонимов [7,c.64].
Словесные дидактические игры можно проводить, используя мяч («Яблоко какое?» - спрашивает воспитатель и кидает мяч ребенку. «Сладкое» отвечает тот и возвращает мяч. «Яблоко сладкое и. ?» - педагог бросает мяч другому ребенку. «Ароматное (сочное, желтое, антоновское)». Или воспитатель кидает мяч со словами : «Работает на стройке, но не маляр». - «Каменщик (штукатур, плотник, водопроводчик и т. д.)»,- отвечает ребенок [37 с. 69].
Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарных (лексических) упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.
Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов : по родовому признаку ( по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений. Отличительной чертой является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим.
Важным средством обогащения словарного запаса дошкольников является использование художественной литературы. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. В художественном тексте слова и их сочетания создают яркие образы. Изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями : «поет зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес стоит».
В связи с чтением и рассказыванием могут использоваться следующие приемы работы над словом :
- накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения;
- акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку;
- лексический анализ языка художественных произведений (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств языка текста);
- объяснение педагогом значений слов;
- проговаривание слов детьми;
- замена авторских слов словами, близкими по значению;
- подбор слов для характеристики героев;
- употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.
Н. А. Стародубова замечает, что детский сад не ставит перед собой цель дать дошкольникам теоретические знания о средствах образной выразительности языка, поэтому вся работа носит практический характер. Основными приемами работы над изобразительными средствами языка являются:
- обнаружение в тексте «образных слов»;
- объяснение педагогом значение слов и оборотов речи;
- специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов и т. д. ;
- воссоздание образа по вопросу педагога: «Какую картину ты себе представляешь?»;
- словесное рисование;
- подготовка к выразительному чтению стихотворений (отработка интонаций, силы голоса и т. д.) [29,c.136].
Прекрасным средством обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста является устное народное творчество, особенно загадки, пословицы, поговорки, фразеологизмы [29,c.137]. Содержание данных жанров устного народного творчества обогащает словарь детей своеобразными словами, которые не услышишь в повседневной речи взрослых (пригожий, детушки, травушка, матушка, родимая и др.). Детей старшего дошкольного возраста следует приучать воспринимать - слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно - разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки.
Таким образом, анализ изученной нами литературы показал, что средства и методы обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста очень разнообразны : показ картин, экскурсия, наблюдение, беседа, рассматривание игрушек, дидактические (словесные) игры и дидактические (лексические) упражнения, использование художественной литературы, использование жанров устного народного творчества.
Их варьирование, выбор того или иного средства и метода, зависит напрямую от педагога и той задачи, решение которой он преследует на момент использования того или иного средства или метода.
Грамотное оперирование в своей работе всеми описанными выше средствами и методами приводит к полноценному решению задач обогащения словаря старшего дошкольника.
Также можно отметить, что использование жанров устного народного творчества является одним из эффективных средств в работе по обогащению словаря дошкольников, в том числе старшей группы, благодаря своему огромному потенциалу для развития личности ребенка в целом и ее отдельных сторон в частности.