Наталья Симина
Прием тактильно-кинестетической стимуляции на этапе автоматизации звуков у детей со стертой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Стертая дизартрия на сегодняшний день встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии : невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.
В поиске эффективных средств коррекции речи детей с минимальными дизартрическими проявлениями все больше приходится ориентироваться на использование новых технологий. Одним из таких механизмов воздействия является методика Е. Ф. Архиповой «Особенности коррекционно-логопедической работы по преодолению стертой дизартрии».
2 слайд
Публикация «Прием тактильно-кинестетической стимуляции на этапе автоматизации звуков у детей со стертой дизартрией» размещена в разделах
- Дизартрия
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Я ознакомилась, изучила и внедрила в свою практику дынную инновационную технологию. На подготовительном этапе работы с детьми, нормализацию моторики органов артикуляции, я провожу посредством базисных артикуляционных упражнений с функциональной нагрузкой, которая выражается в утрированном, четком выполнении всех заданий, с максимальной амплитудой движений органов артикуляции.
3 слайд
Цель такой активной гимнастики — улучшить качество артикуляционных движений, выработать тонкие дифференцированные движения, сформировать кинестетическую основу артикуляционных поз, знаковых для конкретных звуков. Результатом такой артикуляционной гимнастики будет формирование кинетической основы артикуляционных движений, необходимой для автоматизации поставленных звуков. Кроме того, такая подготовительная работа повышает продуктивность последующего логопедического воздействия в целом. Помогает мне в этом сказочное «Чудо-дерево».
4слайд
Инновационным направлением в коррекционной работе (при стертой дизартрии) считаю приемы по автоматизации и дифференциации звуков с использованием тактильно-кинестетической стимуляции.
Оптимизирующим процесс автоматизации звуков является использование 11 модулей разной конструкции, учитывающей фонетическую сочетаемость и подключение пальцевых упражнений, выполняемых на иппликаторе Кузнецова (любой игольчатой поверхности).
5слайд
При произнесении звуков в слогах, словах стимуляция осуществляется при-жатием подушечек пальцев к предмету, имеющему поверхность заостренной формы с одновременным пропеванием гласных звуков. В качестве предмета, используемого для стимуляции, можно применять массажеры, например, массажные щетки, пластмассовые мыльницы с игольчатой поверхностью и т. п.
6 слайд
Одним из приоритетных принципов, положенных в основу данной технологии, является принцип усиления артикуляционных кинестезии и проприоцептивных ощущений в органах речи. Известно, что речевой процесс осуществляется через собственно речевой аппарат, к которому относятся органы артикуляции, дыхательный, голосовой отдел и регулирующие эти органы пути и центры нервной системы. Все движения губ, языка тесно связаны с деятельностью двигательного анализатора, его функцией является восприятие, анализ и синтез раздражителей, идущих в кору головного мозга от органов речи.
При включении в коррекционную работу стимуляции рецепторных зон кистей обеих рук усиливаются афферентные ощущения тактильно-кинестетической модальности.
7 слайд
В работе с детьми уделяю особое внимание гласным звукам. Длительность гласных звуков определяет разборчивость речи, темп, мелодико-интонационную окраску, т. к. модулируя голосом по высоте и силе гласные звуки, удается передавать эмоциональный компонент речи. Согласные звуки в основном несут семантическую нагрузку. При стертой дизартрии коррекцию звуков необходимо начинать с уточнения именно гласных звуков (Архипова Е. Ф., Лопатина Л. В., Правдина, Винарска Е. Н. и др.)
Детей важно научить длительно, утрированно произносить (пропевать) гласные звуки с четкой артикуляцией, стимулируя, таким образом, периферический отдел двигательного анализатора.
8 слайд
Вводятся зрительные опоры — символы для гласных звуков, которые не только подсказывают, какой гласный звук произносить, но и напоминают, что губы должны активно работать. Это обеспечивает четкость артикуляции.
9 слайд
Уточнив артикуляцию гласных, научив детей активно работать губами при произнесении гласных звуков, а также после овладения ребенком поочередным прижатием каждым пальцем к игольчатой поверхности тренажера (игольчатые поверхности иппликатора Кузнецова, массажных щеток и др.) можно переходить к автоматизации поставленного звука. Архипова Е. Ф. предлагает 11 модулей (11 вариантов звукосочетаний) для автоматизации любого поставленного звука.
10 слайд
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что применяемый на практике метод автоматизации звуков с утрированной артикуляцией в звукосочетаниях, постепенно усложняющихся (модули, способствует созданию прочных кинестезий, что является профилактикой дисграфии. А в речи улучшается дикция, устраняется редуцированное произнесение гласных, что улучшает просодическую окраску речи. Применение на этапе автоматизации звуков тактильно-кинестетической стимуляции ускоряет процесс автоматизации и дифференциации звуков.
ВИДЕОЗАПИСЬ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА «Ш» В СЛОГАХ (фрагмент занятия)
Список литературы:
1. Архипова Е. Ф. Клинико- педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии. – М. 1997
2. Архипова Е. Ф. Коррекционно -логопедическая работа по преодолению стёртой дизартрии у детей. – М., «Астрель», 2010.
3. Ефименкова Л. Н. Коррекция звуков речи у детей. - М., 1987.
4. Карелина И. Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами :Афтореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2000.
5. Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. – 2003. - №4.
6. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. – Спб., 1994.
7. Федосова О. Ю. Последовательность формирования звуков у детей с легкой степенью дизартрии. // Сб. Детская речь : норма и патология. – Самара, 2002.