МААМ-картинки

«Приди, весна, с радостью!» Фольклорно-экологический проект (1 фото)

Марина Веселкова
«Приди, весна, с радостью!» Фольклорно-экологический проект
▼ Скачать + Заказать документы

«Приди, весна, с радостью!»

Фольклорно-экологический проект

Реализован педагогами

Веселковой Мариной Викторовной и Арсентьевой Ниной Николаевной

МАДОУ №44 «Рябинушка» Г. Химки.

«Приди, весна, с радостью!» Фольклорно-экологический проект

Продолжительность проекта: краткосрочный, один день. (Один из ряда подобных минипроектов по направлениям народоведение и экология)

Тип проекта: познавательно-развлекательный с элементами творчества.

Темочки:

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, специалисты, родители.

Актуальность проекта:

Наш проект – попытка заглянуть в прошлое своего народа, дать детям понять маленькие открытия и ощутить радости их далеких сверстников, связанные с постижением природы; а взрослым - еще раз обратиться к жемчужинам народной педагогики, которая гораздо древнее педагогики научной, и которая всегда обогащала её. Сказки, загадки, песенки, пословицы и поговорки, считалки и жеребьёвки, потешки и скороговорки, которыми так богата народная педагогика – это настоящая сокровищница для развития и воспитания нравственного человека. А народный календарь с его мудрыми традициями, веселыми играми, поэтическим видением своей малой родины – это ли не почва для формирования истинного гражданина-патриота? Ребенок, как губка, впитывает все это. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Отсутствие интереса у детей к культурным традициям своего народа и повышенное любопытство к западной культуре, к сожалению, поощряемое взрослыми, представляет существенную проблему воспитания наших ребят. С сожалением, также, вынуждены отметить то, что и педагоги все меньше обращаются к этому бесценному народному кладу.

Радуемся, что в нашем детском садике реализуется Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», которая нацеливает на широкое использование произведений народного творчества в работе с детьми. Мы решили, что это поможет в воспитании наших ребятишек и наметили несколько мини-проектов, которые позволят украсить детские представления о сезонных явлениях природы поэтическими элементами народной культуры. Представляем один из них

Работа над проектом направлена:

- на ознакомление с народным творчеством, посвященным весенней природе; формирование интереса к народной культуре;

- на систематизацию и расширение знаний детей о весенних явлениях в природе и жизни человека;

- на развитие творческих способностей каждого ребенка, обогащение словаря, совершенствование речи;

- на объединение детей и взрослых в совместной творческой работе, реализацию коммуникативных возможностей, повышение самооценки участников проекта.

Цель: формирование личности ребенка - носителя народной и экологической культуры.

Задачи:

• Приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями.

• Обогащение речи, развитие интереса к народной музыке, танцам, ремеслам.

• Повышение двигательной и эмоциональной активности:

- развитие ловкости, выносливости;

- развитие способности быстро принимать решения, находчивости склонности к взаимопомощи;

• Создание условий для проявления эмоционально-эстетических переживаний, творческих и артистических проявлений ребенка, чувства причастности к общей радости народного праздника.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

1. Проект поможет ребенку раскрыть для себя мир русской культуры, расширить представления об образе жизни людей, их обычаях, традициях, фольклоре.

2. Взаимодействие участников проекта поспособствует речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.

3. Приобщение детей к культуре своего народа и его традициям поможет в формировании самосознания ребенка, представления о себе и других, как о гражданах своей страны.

Создание развивающей среды (в течение учебного года для всей серии минипроектов):

1. Наглядный материал по теме «Традиции русского народа».

2. Пополнение уголка книг произведениями о жизни русских людей в течение календарного года, фольклорными произведениями (сказки, потешки, заклички, загадки, поговорки и т. д.)

3. Дидактические и настольные игры: «Русская изба», «Народная игрушка», «Что такое орнамент».

4. Раскраски на темы «Народный костюм», «Русский стол». «Праздники на Руси».

5. Помещение в уголке природы народного календаря.

Подготовительный этап

Воспитатели:

1. Формулировка цели и разработка задач проекта;

2. Составление плана основного этапа проекта;

3. Подбор литературы, дидактических игр, иллюстративного материала по выбранным темам.

4. Подбор аудиозаписей: природные звуки, сказки, народные песни о весне, о птицах, о труде человека, о расцветающей природе, о народных традициях. Видео и слайды по теме.

5. Подготовка родителей к предстоящему сотрудничеству.

Дети с педагогами:

Постановка проблемы:

после предварительной работы - чтения сказки Ю. Довбий «Отчий дом» в беседе с детьми находим ответы на вопросы Желудка-Дубочка. Что такое отчий дом, малая родина, народные традиции? Какие традиции соблюдаются в вашей семье?

1. Подбор книг для мини-библиотеки по весенней теме;

2. Рассматривание книг, альбомов, плакатов.

3. Беседы о народном календаре, труде людей, праздниках и играх.

Родители и педагоги:

1. Беседа с родителями о предстоящем проекте, необходимости и способах их участия в совместной работе.

2. Составление списка художественных произведений для совместного чтения, мультипликационных фильмов для домашнего просмотра. Подбор вопросов для совместного обсуждения с ребенком.

Основной этап:

«Птичий День»

1. Беседа: «Как люди птиц встречали» с последующим свободным рисованием по теме «Птица моего счастья».

2. НОД по ознакомлению с окружающим: «Приди, весна, с радостью!» с изготовлением «жаворонков», слушанием птичьих голосов, заучиванием закличек.

3. Прогулка включает:

наблюдения детей за весенней погодой, птицами, скворечниками.

Выносятся «жаворонки», дети закликают весну:

Жаворонушки, прилетите-ка!

Весну - красную принесите-ка!

Нам зима-то надоела,

Весь овес у нас поела!

Дети разбирают «жаворонков», угощаются, угощают птиц.

«Игры вольных птиц»

Собравшись в круг, дети троекратно повторяют кричалку: Скворцы летят, на всю Русь кричат: – Это мы! Это мы! Возвращаемся в домы!

Далее дети имитируют жизнь прилетевших птиц.

4. Досуг «Приди, весна с радостью

Во второй половине дня в присутствии родителей проводится досуг «Приди, весна с радостью!», в сценарий которого включены народные игры, песенки, пляски. Гостья вечера Авдотья - Весновка напоминает ребятам и о других народных весенних праздниках: Василий Капельник, Герасим Грачевник, Арина Рассадница, Лукерья Комарница. Она просит объяснить, почему появились такие названия. Почему Авдотью называют еще Авдотья-замочи подол? Дети разгадывают и загадки о птицах, пробуют найти различия между лесным и луговым жаворонком. Завершается вечер угощением, приготовленным руками ребят.

Заключительный этап.

1. Продукты проекта:

• Папка - передвижка «Вестники весны»;

• Оформление фото-альбома «Как мы птиц встречали»;

• Рекомендации родителям по теме «Весенние радости». (На сайте)

• Досуг с участием родителей «Приди, Весна с радостью!».

• Выставки творческих работ детей и родителей.

• Презентация по итогам проектной работы.

Результаты проектной работы «Приди, Весна, с радостью!».

Дети окунулись в мир народной культуры, открыли для себя причины возникновения многих названий и понятий, представили себя гостями сверстников, живущих в другом веке, порадовались вместе приходу весны.

Проект сыграл значимую роль в развитии речи детей и в формировании целостной картины мира. Ребята получили представления о многообразии народного творчества, богатстве духовной жизни своих соотечественников.

Дети получили возможность экспериментировать, развивать творческие и познавательные способности, научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Работа оказала влияние на нравственно-патриотическое воспитание детей. Совместный опыт сотрудничества воспитателя, специалистов, родителей и детей сплотил всех участников проекта, повысил коммуникативные возможности и самооценку каждого.

Список использованной литературы

1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4— 8 лет. Методическое пособие. М., 2004.

2. Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. Методика проведения занятий по основам экологии. Москва, 1995.

3. Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. Учебник-хрестоматия по основам экологии. Москва, 1995.

4. Веракса Н. (редакция) От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Москва, 2014.

5. Есаулова Н., Пугачева Н., «Конспекты занятий по этнографии и народоведении в ДОУ», Москва 2007

6. Лопатина А., Скребцова М. «Искусство видеть мир», Москва ИПЦ «Русский Раритет», 1997

7. Лопатина А., Скребцова М. «Начала мудрости», Москва, «Амрита-Русь», 2004

8. Лыкова И., «Изобразительная деятельность в детском саду» Издательский дом «Цветной мир»,2014 год.

9. Месяцеслов Анны Журавлевой, «Истоки» Москва, 1994

10. Нестеренко А. А. Страна загадок. Ростов Н/Д, 1993

11. Титов СВ. Добро пожаловать, игра! М., 2004.

12. «Хрестоматия для детского сада» Москва «Дрофа-Плюс», 2006 год.

Публикации по теме:

«Приди, Весна красная!» Праздник для детей дошкольного возраста«Приди, Весна красная!» Праздник для детей дошкольного возраста Действующие лица: Ведущий, дети, ручеек, синичка, солнечный лучик, солнце, подснежники, весна. Атрибуты: плоскостные скворечники, корзина.

«Приди, Весна, с радостью!» Сценарий пасхального праздника для старших дошкольников «Приди, Весна, с радостью!» Сценарий Пасхального праздника для старших дошкольников. Автор: музыкальный руководитель Маклакова Елена.

Фольклорно — спортивный календарный праздник «Кузьминки» (Подготовительная группа) Фольклорно - спортивный календарный праздник «Кузьминки» (Подготовительная группа). 14 ноября по народному календарю Кузьма – Демьян –.

Конспект НОД «Приди, весна, с радостью» в средней группе Педагогические задачи: продолжать знакомить с временем года - весной, его особенностями, используя заклички, стихи, загадки, приметы; развивать.

Праздник в подготовительной к школе группе «Весна, весна, приди сюда» Праздник в подготовительной к школе группе «Весна, весна, приди сюда» Цель: формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения.

Проект «На прогулке с радостью» Слайд 1 Проект Создание развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе на участке «На прогулке с радостью» Слайд.

Сценарий музыкально-литературной композиции для среднего дошкольного возраста «Приди, весна!» Цель:формирование целостной картины наступления весны средствами литературы и музыки. Задачи: 1. Обучающие:дать детям представления о весне,как.

Сценарий утренника «Приди весна красная!» Вторая младшая группа Сценарий утренника к 8 марта. «ПРИДИ ВЕСНА КРАСНАЯ!» 2младшая группа Действующие лица: Ведущий, Весна. (платочки для танца, овощи, фрукты,.

Фотоотчет «Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна-2019» в нашей школе»Фотоотчет «Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна-2019» в нашей школе» Мы приветствуем всех, кто принял участие во всероссийском экологическом субботнике «ЗЕЛЁНАЯ ВЕСНА - 2019». Право на чистую, здоровую, благоприятную.

Экологический проект «Вот весна красна пришла» во второй младшей группе Экологический проект на тему: «Вот весна красна пришла» во второй младшей группе Паспорт проекта. Актуальность: Ребенок должен вырасти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Приди, весна, с радостью!» Фольклорно-экологический проект
Опубликовано: 19 августа 2019 в 13:31
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Приди, весна, с радостью!» Фольклорно-экологический проект» (включая файлы) размещена пользователем Марина Веселкова (УИ 443700) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД