Марина Веселкова
«Приди, весна, с радостью!» Фольклорно-экологический проект
▼ Скачать + Заказать документы
«Приди, весна, с радостью!»
Фольклорно-экологический проект
Реализован педагогами
Веселковой Мариной Викторовной и Арсентьевой Ниной Николаевной
МАДОУ №44 «Рябинушка» Г. Химки.
Продолжительность проекта: краткосрочный, один день. (Один из ряда подобных минипроектов по направлениям народоведение и экология)
Тип проекта: познавательно-развлекательный с элементами творчества.
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Проекты
- Весна. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Народная культура, фольклор
- Проекты, проектная деятельность
- Фольклор. Проекты, планы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2019
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, специалисты, родители.
Актуальность проекта:
Наш проект – попытка заглянуть в прошлое своего народа, дать детям понять маленькие открытия и ощутить радости их далеких сверстников, связанные с постижением природы; а взрослым - еще раз обратиться к жемчужинам народной педагогики, которая гораздо древнее педагогики научной, и которая всегда обогащала её. Сказки, загадки, песенки, пословицы и поговорки, считалки и жеребьёвки, потешки и скороговорки, которыми так богата народная педагогика – это настоящая сокровищница для развития и воспитания нравственного человека. А народный календарь с его мудрыми традициями, веселыми играми, поэтическим видением своей малой родины – это ли не почва для формирования истинного гражданина-патриота? Ребенок, как губка, впитывает все это. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Отсутствие интереса у детей к культурным традициям своего народа и повышенное любопытство к западной культуре, к сожалению, поощряемое взрослыми, представляет существенную проблему воспитания наших ребят. С сожалением, также, вынуждены отметить то, что и педагоги все меньше обращаются к этому бесценному народному кладу.
Радуемся, что в нашем детском садике реализуется Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», которая нацеливает на широкое использование произведений народного творчества в работе с детьми. Мы решили, что это поможет в воспитании наших ребятишек и наметили несколько мини-проектов, которые позволят украсить детские представления о сезонных явлениях природы поэтическими элементами народной культуры. Представляем один из них
Работа над проектом направлена:
- на ознакомление с народным творчеством, посвященным весенней природе; формирование интереса к народной культуре;
- на систематизацию и расширение знаний детей о весенних явлениях в природе и жизни человека;
- на развитие творческих способностей каждого ребенка, обогащение словаря, совершенствование речи;
- на объединение детей и взрослых в совместной творческой работе, реализацию коммуникативных возможностей, повышение самооценки участников проекта.
Цель: формирование личности ребенка - носителя народной и экологической культуры.
Задачи:
• Приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями.
• Обогащение речи, развитие интереса к народной музыке, танцам, ремеслам.
• Повышение двигательной и эмоциональной активности:
- развитие ловкости, выносливости;
- развитие способности быстро принимать решения, находчивости склонности к взаимопомощи;
• Создание условий для проявления эмоционально-эстетических переживаний, творческих и артистических проявлений ребенка, чувства причастности к общей радости народного праздника.
Предполагаемые результаты реализации проекта:
1. Проект поможет ребенку раскрыть для себя мир русской культуры, расширить представления об образе жизни людей, их обычаях, традициях, фольклоре.
2. Взаимодействие участников проекта поспособствует речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.
3. Приобщение детей к культуре своего народа и его традициям поможет в формировании самосознания ребенка, представления о себе и других, как о гражданах своей страны.
Создание развивающей среды (в течение учебного года для всей серии минипроектов):
1. Наглядный материал по теме «Традиции русского народа».
2. Пополнение уголка книг произведениями о жизни русских людей в течение календарного года, фольклорными произведениями (сказки, потешки, заклички, загадки, поговорки и т. д.)
3. Дидактические и настольные игры: «Русская изба», «Народная игрушка», «Что такое орнамент».
4. Раскраски на темы «Народный костюм», «Русский стол». «Праздники на Руси».
5. Помещение в уголке природы народного календаря.
Подготовительный этап
Воспитатели:
1. Формулировка цели и разработка задач проекта;
2. Составление плана основного этапа проекта;
3. Подбор литературы, дидактических игр, иллюстративного материала по выбранным темам.
4. Подбор аудиозаписей: природные звуки, сказки, народные песни о весне, о птицах, о труде человека, о расцветающей природе, о народных традициях. Видео и слайды по теме.
5. Подготовка родителей к предстоящему сотрудничеству.
Дети с педагогами:
Постановка проблемы:
после предварительной работы - чтения сказки Ю. Довбий «Отчий дом» в беседе с детьми находим ответы на вопросы Желудка-Дубочка. Что такое отчий дом, малая родина, народные традиции? Какие традиции соблюдаются в вашей семье?
1. Подбор книг для мини-библиотеки по весенней теме;
2. Рассматривание книг, альбомов, плакатов.
3. Беседы о народном календаре, труде людей, праздниках и играх.
Родители и педагоги:
1. Беседа с родителями о предстоящем проекте, необходимости и способах их участия в совместной работе.
2. Составление списка художественных произведений для совместного чтения, мультипликационных фильмов для домашнего просмотра. Подбор вопросов для совместного обсуждения с ребенком.
Основной этап:
«Птичий День»
1. Беседа: «Как люди птиц встречали» с последующим свободным рисованием по теме «Птица моего счастья».
2. НОД по ознакомлению с окружающим: «Приди, весна, с радостью!» с изготовлением «жаворонков», слушанием птичьих голосов, заучиванием закличек.
3. Прогулка включает:
наблюдения детей за весенней погодой, птицами, скворечниками.
Выносятся «жаворонки», дети закликают весну:
Жаворонушки, прилетите-ка!
Весну - красную принесите-ка!
Нам зима-то надоела,
Весь овес у нас поела!
Дети разбирают «жаворонков», угощаются, угощают птиц.
«Игры вольных птиц»
Собравшись в круг, дети троекратно повторяют кричалку: Скворцы летят, на всю Русь кричат: – Это мы! Это мы! Возвращаемся в домы!
Далее дети имитируют жизнь прилетевших птиц.
4. Досуг «Приди, весна с радостью!»
Во второй половине дня в присутствии родителей проводится досуг «Приди, весна с радостью!», в сценарий которого включены народные игры, песенки, пляски. Гостья вечера Авдотья - Весновка напоминает ребятам и о других народных весенних праздниках: Василий Капельник, Герасим Грачевник, Арина Рассадница, Лукерья Комарница. Она просит объяснить, почему появились такие названия. Почему Авдотью называют еще Авдотья-замочи подол? Дети разгадывают и загадки о птицах, пробуют найти различия между лесным и луговым жаворонком. Завершается вечер угощением, приготовленным руками ребят.
Заключительный этап.
1. Продукты проекта:
• Папка - передвижка «Вестники весны»;
• Оформление фото-альбома «Как мы птиц встречали»;
• Рекомендации родителям по теме «Весенние радости». (На сайте)
• Досуг с участием родителей «Приди, Весна с радостью!».
• Выставки творческих работ детей и родителей.
• Презентация по итогам проектной работы.
Результаты проектной работы «Приди, Весна, с радостью!».
Дети окунулись в мир народной культуры, открыли для себя причины возникновения многих названий и понятий, представили себя гостями сверстников, живущих в другом веке, порадовались вместе приходу весны.
Проект сыграл значимую роль в развитии речи детей и в формировании целостной картины мира. Ребята получили представления о многообразии народного творчества, богатстве духовной жизни своих соотечественников.
Дети получили возможность экспериментировать, развивать творческие и познавательные способности, научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Работа оказала влияние на нравственно-патриотическое воспитание детей. Совместный опыт сотрудничества воспитателя, специалистов, родителей и детей сплотил всех участников проекта, повысил коммуникативные возможности и самооценку каждого.
Список использованной литературы
1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4— 8 лет. Методическое пособие. М., 2004.
2. Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. Методика проведения занятий по основам экологии. Москва, 1995.
3. Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. Учебник-хрестоматия по основам экологии. Москва, 1995.
4. Веракса Н. (редакция) От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Москва, 2014.
5. Есаулова Н., Пугачева Н., «Конспекты занятий по этнографии и народоведении в ДОУ», Москва 2007
6. Лопатина А., Скребцова М. «Искусство видеть мир», Москва ИПЦ «Русский Раритет», 1997
7. Лопатина А., Скребцова М. «Начала мудрости», Москва, «Амрита-Русь», 2004
8. Лыкова И., «Изобразительная деятельность в детском саду» Издательский дом «Цветной мир»,2014 год.
9. Месяцеслов Анны Журавлевой, «Истоки» Москва, 1994
10. Нестеренко А. А. Страна загадок. Ростов Н/Д, 1993
11. Титов СВ. Добро пожаловать, игра! М., 2004.
12. «Хрестоматия для детского сада» Москва «Дрофа-Плюс», 2006 год.