Папки-передвижки

«Приди, весна, с радостью!» Фольклорно-экологический проект (1 фото)

Марина Веселкова
«Приди, весна, с радостью!» Фольклорно-экологический проект
▼ Скачать + Заказать документы

«Приди, весна, с радостью!»

Фольклорно-экологический проект

Реализован педагогами

Веселковой Мариной Викторовной и Арсентьевой Ниной Николаевной

МАДОУ №44 «Рябинушка» Г. Химки.

«Приди, весна, с радостью!» Фольклорно-экологический проект

Продолжительность проекта: краткосрочный, один день. (Один из ряда подобных минипроектов по направлениям народоведение и экология)

Тип проекта: познавательно-развлекательный с элементами творчества.

Публикация «„Приди, весна, с радостью!“ Фольклорно-экологический проект» размещена в разделах

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, специалисты, родители.

Актуальность проекта:

Наш проект – попытка заглянуть в прошлое своего народа, дать детям понять маленькие открытия и ощутить радости их далеких сверстников, связанные с постижением природы; а взрослым - еще раз обратиться к жемчужинам народной педагогики, которая гораздо древнее педагогики научной, и которая всегда обогащала её. Сказки, загадки, песенки, пословицы и поговорки, считалки и жеребьёвки, потешки и скороговорки, которыми так богата народная педагогика – это настоящая сокровищница для развития и воспитания нравственного человека. А народный календарь с его мудрыми традициями, веселыми играми, поэтическим видением своей малой родины – это ли не почва для формирования истинного гражданина-патриота? Ребенок, как губка, впитывает все это. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Отсутствие интереса у детей к культурным традициям своего народа и повышенное любопытство к западной культуре, к сожалению, поощряемое взрослыми, представляет существенную проблему воспитания наших ребят. С сожалением, также, вынуждены отметить то, что и педагоги все меньше обращаются к этому бесценному народному кладу.

Радуемся, что в нашем детском садике реализуется Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», которая нацеливает на широкое использование произведений народного творчества в работе с детьми. Мы решили, что это поможет в воспитании наших ребятишек и наметили несколько мини-проектов, которые позволят украсить детские представления о сезонных явлениях природы поэтическими элементами народной культуры. Представляем один из них

Работа над проектом направлена:

- на ознакомление с народным творчеством, посвященным весенней природе; формирование интереса к народной культуре;

- на систематизацию и расширение знаний детей о весенних явлениях в природе и жизни человека;

- на развитие творческих способностей каждого ребенка, обогащение словаря, совершенствование речи;

- на объединение детей и взрослых в совместной творческой работе, реализацию коммуникативных возможностей, повышение самооценки участников проекта.

Цель: формирование личности ребенка - носителя народной и экологической культуры.

Задачи:

• Приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с народными играми, забавами, обычаями.

• Обогащение речи, развитие интереса к народной музыке, танцам, ремеслам.

• Повышение двигательной и эмоциональной активности:

- развитие ловкости, выносливости;

- развитие способности быстро принимать решения, находчивости склонности к взаимопомощи;

• Создание условий для проявления эмоционально-эстетических переживаний, творческих и артистических проявлений ребенка, чувства причастности к общей радости народного праздника.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

1. Проект поможет ребенку раскрыть для себя мир русской культуры, расширить представления об образе жизни людей, их обычаях, традициях, фольклоре.

2. Взаимодействие участников проекта поспособствует речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.

3. Приобщение детей к культуре своего народа и его традициям поможет в формировании самосознания ребенка, представления о себе и других, как о гражданах своей страны.

Создание развивающей среды (в течение учебного года для всей серии минипроектов):

1. Наглядный материал по теме «Традиции русского народа».

2. Пополнение уголка книг произведениями о жизни русских людей в течение календарного года, фольклорными произведениями (сказки, потешки, заклички, загадки, поговорки и т. д.)

3. Дидактические и настольные игры: «Русская изба», «Народная игрушка», «Что такое орнамент».

4. Раскраски на темы «Народный костюм», «Русский стол». «Праздники на Руси».

5. Помещение в уголке природы народного календаря.

Подготовительный этап

Воспитатели:

1. Формулировка цели и разработка задач проекта;

2. Составление плана основного этапа проекта;

3. Подбор литературы, дидактических игр, иллюстративного материала по выбранным темам.

4. Подбор аудиозаписей: природные звуки, сказки, народные песни о весне, о птицах, о труде человека, о расцветающей природе, о народных традициях. Видео и слайды по теме.

5. Подготовка родителей к предстоящему сотрудничеству.

Дети с педагогами:

Постановка проблемы:

после предварительной работы - чтения сказки Ю. Довбий «Отчий дом» в беседе с детьми находим ответы на вопросы Желудка-Дубочка. Что такое отчий дом, малая родина, народные традиции? Какие традиции соблюдаются в вашей семье?

1. Подбор книг для мини-библиотеки по весенней теме;

2. Рассматривание книг, альбомов, плакатов.

3. Беседы о народном календаре, труде людей, праздниках и играх.

Родители и педагоги:

1. Беседа с родителями о предстоящем проекте, необходимости и способах их участия в совместной работе.

2. Составление списка художественных произведений для совместного чтения, мультипликационных фильмов для домашнего просмотра. Подбор вопросов для совместного обсуждения с ребенком.

Основной этап:

«Птичий День»

1. Беседа: «Как люди птиц встречали» с последующим свободным рисованием по теме «Птица моего счастья».

2. НОД по ознакомлению с окружающим: «Приди, весна, с радостью!» с изготовлением «жаворонков», слушанием птичьих голосов, заучиванием закличек.

3. Прогулка включает:

наблюдения детей за весенней погодой, птицами, скворечниками.

Выносятся «жаворонки», дети закликают весну:

Жаворонушки, прилетите-ка!

Весну - красную принесите-ка!

Нам зима-то надоела,

Весь овес у нас поела!

Дети разбирают «жаворонков», угощаются, угощают птиц.

«Игры вольных птиц»

Собравшись в круг, дети троекратно повторяют кричалку: Скворцы летят, на всю Русь кричат: – Это мы! Это мы! Возвращаемся в домы!

Далее дети имитируют жизнь прилетевших птиц.

4. Досуг «Приди, весна с радостью

Во второй половине дня в присутствии родителей проводится досуг «Приди, весна с радостью!», в сценарий которого включены народные игры, песенки, пляски. Гостья вечера Авдотья - Весновка напоминает ребятам и о других народных весенних праздниках: Василий Капельник, Герасим Грачевник, Арина Рассадница, Лукерья Комарница. Она просит объяснить, почему появились такие названия. Почему Авдотью называют еще Авдотья-замочи подол? Дети разгадывают и загадки о птицах, пробуют найти различия между лесным и луговым жаворонком. Завершается вечер угощением, приготовленным руками ребят.

Заключительный этап.

1. Продукты проекта:

• Папка - передвижка «Вестники весны»;

• Оформление фото-альбома «Как мы птиц встречали»;

• Рекомендации родителям по теме «Весенние радости». (На сайте)

• Досуг с участием родителей «Приди, Весна с радостью!».

• Выставки творческих работ детей и родителей.

• Презентация по итогам проектной работы.

Результаты проектной работы «Приди, Весна, с радостью!».

Дети окунулись в мир народной культуры, открыли для себя причины возникновения многих названий и понятий, представили себя гостями сверстников, живущих в другом веке, порадовались вместе приходу весны.

Проект сыграл значимую роль в развитии речи детей и в формировании целостной картины мира. Ребята получили представления о многообразии народного творчества, богатстве духовной жизни своих соотечественников.

Дети получили возможность экспериментировать, развивать творческие и познавательные способности, научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Работа оказала влияние на нравственно-патриотическое воспитание детей. Совместный опыт сотрудничества воспитателя, специалистов, родителей и детей сплотил всех участников проекта, повысил коммуникативные возможности и самооценку каждого.

Список использованной литературы

1. Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4— 8 лет. Методическое пособие. М., 2004.

2. Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. Методика проведения занятий по основам экологии. Москва, 1995.

3. Белавина И., Найденская Н. Планета – наш дом. Учебник-хрестоматия по основам экологии. Москва, 1995.

4. Веракса Н. (редакция) От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Москва, 2014.

5. Есаулова Н., Пугачева Н., «Конспекты занятий по этнографии и народоведении в ДОУ», Москва 2007

6. Лопатина А., Скребцова М. «Искусство видеть мир», Москва ИПЦ «Русский Раритет», 1997

7. Лопатина А., Скребцова М. «Начала мудрости», Москва, «Амрита-Русь», 2004

8. Лыкова И., «Изобразительная деятельность в детском саду» Издательский дом «Цветной мир»,2014 год.

9. Месяцеслов Анны Журавлевой, «Истоки» Москва, 1994

10. Нестеренко А. А. Страна загадок. Ростов Н/Д, 1993

11. Титов СВ. Добро пожаловать, игра! М., 2004.

12. «Хрестоматия для детского сада» Москва «Дрофа-Плюс», 2006 год.

Публикации по теме:

«Приди, Весна красная!» Праздник для детей дошкольного возраста«Приди, Весна красная!» Праздник для детей дошкольного возраста Действующие лица: Ведущий, дети, ручеек, синичка, солнечный лучик, солнце, подснежники, весна. Атрибуты: плоскостные скворечники, корзина.

«Приди, Весна, с радостью!» Сценарий пасхального праздника для старших дошкольников «Приди, Весна, с радостью!» Сценарий Пасхального праздника для старших дошкольников. Автор: музыкальный руководитель Маклакова Елена.

Фольклорно — спортивный календарный праздник «Кузьминки» (Подготовительная группа) Фольклорно - спортивный календарный праздник «Кузьминки» (Подготовительная группа). 14 ноября по народному календарю Кузьма – Демьян –.

Конспект НОД «Приди, весна, с радостью» в средней группе Педагогические задачи: продолжать знакомить с временем года - весной, его особенностями, используя заклички, стихи, загадки, приметы; развивать.

Праздник в подготовительной к школе группе «Весна, весна, приди сюда» Праздник в подготовительной к школе группе «Весна, весна, приди сюда» Цель: формировать интерес и любовь к природе, учить замечать изменения.

Проект «На прогулке с радостью» Слайд 1 Проект Создание развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе на участке «На прогулке с радостью» Слайд.

Сценарий музыкально-литературной композиции для среднего дошкольного возраста «Приди, весна!» Цель:формирование целостной картины наступления весны средствами литературы и музыки. Задачи: 1. Обучающие:дать детям представления о весне,как.

Сценарий утренника «Приди весна красная!» Вторая младшая группа Сценарий утренника к 8 марта. «ПРИДИ ВЕСНА КРАСНАЯ!» 2младшая группа Действующие лица: Ведущий, Весна. (платочки для танца, овощи, фрукты,.

Фотоотчет «Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна-2019» в нашей школе»Фотоотчет «Всероссийский экологический субботник «Зеленая весна-2019» в нашей школе» Мы приветствуем всех, кто принял участие во всероссийском экологическом субботнике «ЗЕЛЁНАЯ ВЕСНА - 2019». Право на чистую, здоровую, благоприятную.

Экологический проект «Вот весна красна пришла» во второй младшей группе Экологический проект на тему: «Вот весна красна пришла» во второй младшей группе Паспорт проекта. Актуальность: Ребенок должен вырасти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Приди, весна, с радостью!» Фольклорно-экологический проект
Опубликовано: 19 августа 2019 в 13:31
+28Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Приди, весна, с радостью!» Фольклорно-экологический проект» (включая файлы) размещена пользователем Марина Веселкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД