Альфия Вакильевна
Образовательная программа дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация
образовательной программы дошкольного образования»
(выписка из образовательной программы дошкольного образования)
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» с. Красная Горка
муниципального района Нуримановский район
Республики Башкортостан
с. Красная Горка – 2021
Публикация «Образовательная программа дошкольного образования» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
Полное наименование организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» с. Красная Горка муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан.
Краткое наименование организации: МБДОУ детский сад «Сказка» с. Красная Горка
Тип: дошкольное образовательное учреждение
Организационно-правовая форма: муниципальное бюджетное:
Учредитель: Администрация муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан
Юридический адрес: 452440. РБ. Нуримановский район,
с. Красная Горка, ул. Советская. 64
Телефон/ факс: 8-347-2- 28-33
E-mail : skazka.dou@yandex.ru.
Адрес сайта: skazkanur.edu-rb.ru
Созданная в 1936 году организация стабильно функционирует в муниципальной системе образования и продолжает развиваться.
Год ввода в эксплуатацию: здание 1 - 1982 г., здание 2 - 1992 г.
МБДОУ детский сад «Сказка» с. Красная Горка осуществляет образовательную деятельность на основании Устава (Постановление Главы Администрации муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан № 2525 от 23.12.2015 года) и лицензии от 18.03.2015 г. № 2993, серия 02ЛО1 №0004727., действующей бессрочно.
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад «Сказка» с. Красная Горка МР Нуримановский район Республики Башкортостан (далее по тексту - Программа, разработанная в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155, зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013г., регистрационный номер 30384) и с учётом основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением УМО по общему образованию, протокол от 20 мая 2015г. №2/15) и на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой.
Образовательная программа МБДОУ детский сад «Сказка» с. Красная Горка направлена:
- на формирование общей культуры; развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств; формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
- на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Освоение образовательной программы МБДОУ детский сад «Сказка» с. Красная Горка не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
При разработке Программы была использована следующая нормативно-правовая база:
1. Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» принят Государств. Думой РФ.
2. Закон РБ от 01.07.2013г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан» принят Государственным Собранием-Курултая РБ.
3. Закон РБ от 05.02.1999г. № 216-з «О языках народов Республики Башкортостан» принят Законодательной Палатой Государственного Собрания РБ.
4. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000г. № 751 «Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025г.».
5. «Концепция национальной образовательной политики в Российской Федерации» от 03.08.2006г. № 201 одобрена приказом Минобрнауки России.
6. Постановление Правительства РБ от 24.10.2013г. № 473 Государственная программа «Развитие образования Республики Башкортостан».
7. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам ДО».
8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014).
9. Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования».
10. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО».
11. Устав МБДОУ детский сад «Сказка» с. Красная Горка 1
12. Программа развития МБДОУ детский сад «Сказка» с. Красная Горка на 2021-2024 г. г.
В МБДОУ детский сад с. Красная Горка - функционирует 11 групп общеразвивающего направления для воспитанников раннего и дошкольного возраста. Группы укомплектованы по одновозрастному принципу. Проектная мощность - 280 воспитанников.
Возрастной состав воспитанников:
• Первые группы раннего возраста1.5-2 лет)
• Вторые группа раннего возраста(2-3 лет) :
• Младшие группы (3-4лет)
• Средние группы(4-5 лет)
• Старшие группы (5-6 лет)
• Подготовительные группы (6-8 лет)
Данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой. Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
Основная часть Программы составляет 60% общего объёма Программы.
Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса, составляет 40% общего объема Программы. При разработке данной части Программы, были учтены образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов.
Структурным компонентом Программы является рабочая Программа воспитания МБДОУ детский сад «Сказка» с. Красная Горка и Календарно-тематический план воспитательной работы с детьми.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации в течение всего времени пребывания детей в МБДОУ.
Образовательный процесс в МБДОУ строится с учетом требований санитарно-гигиенического режима в дошкольных образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.1.3049-13). Его характерными качествами являются рациональность организационной структуры, развивающее разнообразие форм обучения, взаимосвязь между организационными формами.
Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Приоритет Программы - на воспитание свободного, уверенного в себя человека, с активной жизненной позицией. В Программе уделяется большое внимание воспитанию патриотических чувств. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Цели и задачи реализации программы
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;
-осуществление лечебно-профилактических мероприятий, направленных на лечение и коррекцию зрения у воспитанников с ОВЗ;
- формирование общей культуры с учетом этнокультурной составляющей национально регионального образования. Воспитание любви к большой и малой Родине, содействие осознанию ее многонациональности, формирование толерантного отношения к людям других национальностей.
Целевой раздел в части, формируемой участниками образовательных отношений, представлен следующими парциальными программами :
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Р. Х. Гасанова «Земля отцов»
Р. Х. Гасанова «Я Родину хочу познать»;
Цель: формированию у дошкольников основ национальной культуры: материальной и духовной.
Задачи:
1. Знакомство с бытом и жизнью родного народа, особенностями его характера, присущими этносу.
2. Знакомство с нравственными ценностями, традициями, особенностями материальной и духовной культуры;
3. Воспитание патриотических чувств, любви и уважения к малой
родине.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Л. В,Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду»
Цель: формированию у дошкольников работы с бумагой и природным материалом.
Задачи:
1. продолжать формировать обобщенные представления о конструируемых объектах; представлять одну тему несколькими постепенно усложняющимися конструкциями; организовывать освоение этих конструкций, как по образцам, так и в процессе их самостоятельного преобразования детьми по заданным условиям;
2. приобщать к изготовлению простых игрушек для игр с водой, ветром, оформления помещений в праздники, игр-драматизаций, спортивных соревнований, театральных постановок и др. с учетом интересов и потребностей девочек и мальчиков; познакомить со способами изготовления предметов путем переплетения полосок из различных материалов, а также в технике папье-маше;
3. продолжать приобщать к восприятию богатства естественных цветовых оттенков, фактуры и форм природного материала;
4. создавать условия для коллективного и самостоятельного художественного творчества.
Е. В. Колесникова «Математика для дошкольников»;
А. Д. Шатова «Тропинка в экономику»;
Цель: Развитие у детей познавательных интересов интеллектуального развития.
Задачи:
1. Расширение кругозора за счёт приобщения к новым представлениям
и уточнения, и углубления ранее приобретённых знаний.
2. Развитие умения систематизировать накопленную и получаемую информацию посредством мыслительных операций (анализ, синтез, классификация)
3. Формирование познавательного, бережного и созидательного отношения к миру.
4. Развитие воображения, фантазии, творческого мышления.
Образовательная область «Речевое развитие»
О. С. Ушакова «Развитие речи в детском саду»;
Р. Х. Гасанова «Подготовка к обучению грамоте»;
Л. Е. Журова «Подготовка к обучению грамоте»
Цель: развитие словесного творчества, образной речи у детей дошкольного возраста на основе ознакомления с художественной литературой.
Задачи:
1. Знакомство с художественной литературой.
2. Знакомство с пословицами.
3. Драматизация небольших по объему произведений.
4. Развитие образной речи, словесного творчества.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»
А. В. Молчева «Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана – дошкольникам»
Цель: формирование навыков изобразительного творчества у детей дошкольного возраста; восприятие изобразительного искусства; формирование художественных образов, формирование художественных способностей у детей.
Задачи:
1. Развивать творческие способности детей посредством изобразительной деятельности.
2. Формировать художественные способности.
3. Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
4. Развивать умение воспринимать изобразительное искусство, формировать художественный вкус.
Образовательная область «Физическое развитие»
В. Г. Яфаева «Физкультурные занятия в ДОУ»;
Л. Д. Глазырина «Программа по физическому развитию детей дошкольного возраста»;
Цель: тренировка и развитие сердечно-сосудистой системы и опорно- двигательного аппарата, выработка культуры движений и навыков координации, воспитание музыкальности и чувства ритма посредством танцевально-игровой гимнастики.
Задачи:
1. Способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата.
2. Формировать правильную осанку.
3. Помочь детям познать своё тело посредством выполнения упражнений, в соответствии с возрастными особенностями.
4. Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
5. Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, координационные способности.
5. Содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
Принципами формирования Программы, согласно ФГОС ДО, являются:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
- уважение личности воспитанника;
- учет индивидуальных потребностей воспитанника, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья;
- полноценное проживание воспитанником всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого воспитанника, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество воспитанников и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы воспитанников в различных видах деятельности;
- сотрудничество образовательной организации с семьей;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий воспитвнника в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития воспитанников;
- приобщение воспитанников к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-использование здоровьесберегающих технологий;
- систематичность и регулярность;
-единство диагностики и коррекции отклонений в развитии воспитанников;
- коррекция и компенсация, позволяющих определить адресные коррекционно-развивающие технологии в зависимости от структуры и выраженности нарушения;
- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с ОВЗ.
При формировании Программы использовались следующие подходы:
1. Личностно-ориентированный подход:
- приоритетное формирование базиса личности ребенка;
- мотивация всего образовательного процесса (ребенок усваивает образовательный материал только тогда, когда тот для него из объективного (существующего независимо от человека) становится субъективным (личностно значимым);
- утверждение в образовательном процессе субъект-субъектных (партнерских) отношений между взрослыми и детьми;
2. Деятельностный подход:
- создание условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
- формирование умения ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
- формирование у ребенка умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки;
3. Аксиологический (ценностный) подход:
- воспитание общечеловеческих ценностей (добро, красота, справедливость, ответственность и др.,
- формированию у детей чувства принадлежности, в первую, очередь, к своей семье, ближайшему социуму, своей стране;
4. Компетентностный подход:
- формирование готовности воспитанников решать проблемы в сфере деятельности (определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими воспитанниками;
- объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, решать познавательные проблемы;
- ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения;
- решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей;
5. Диалогический (полисубъектный) подход:
- становление личности, развитие ее творческих возможностей
- самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект-субъектных отношений;
6. Системный подход:
- целостность, позволяющая рассматривать систему как единое целое, в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями;
- иерархичность строения, т. е. наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов нижестоящего уровня - элементам вышестоящего уровня;
- структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры;
- множественность, позволяющая использовать множество моделей для описания отдельных элементов и системы в целом;
- наличие системообразующего элемента, от которого в решающей степени зависит функционирование всех остальных элементов и жизнеспособность системы в целом;
- обратная связь, которая позволяет получать информацию о возможных или реальных отклонениях от намеченной цели и вносить необходимые изменения;
7. Средовой подход:
- использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
8. Проблемный подход:
- проектирование и реализация деятельности образовательной организации по актуальным проблемам, обусловленным противоречиями между возможностями образовательной организации, интересами общества (запросами родителей) и потребностями ребенка;
9. Культурологический подход:
- формирование общей культуры ребенка, освоение им общечеловеческих культурных ценностей.
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
Ежедневная организация жизни и деятельности детей определяется с учетом времени, отведенного на следующие виды:
1. Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организованной образовательной деятельности, в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
2. Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.
3. Самостоятельная деятельность детей;
4. Совместная деятельность с учетом региональной специфики;
5. Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников.
Одним из важных условий является сотрудничество педагогов с семьей – дети, воспитатели и родители (законные представители) – главные участники педагогического процесса.
Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами и родителями на протяжении всего детства ребенка. Поэтому педагоги МБДОУ детский сад «Сказка» с. Красная Горка выбрали наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями:
• проведение рекламной кампании;
• первичное знакомство, беседа, анкетирование;
• проведение индивидуальных бесед с родителями об особенностях развития их ребенка;
• консультации, семинары, практикумы, круглые столы;
• проведение совместных мероприятий;
• родительские собрания, конференции;
• наглядная информация для родителей;
• «Открытые дни» для родителей с просмотром и проведением разнообразных мероприятий в физкультурном зале, на спортплощадке; закаливающих и профилактических процедур;
• совместная работа на педагогических советах;
• размещение информации на сайте ДОУ