Анна Ладыгина
Преодоление речевых нарушений путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Преодоление речевых нарушений путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой»
Хорошая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к обучению в школе. Недостатки речи становятся одной из причин школьной неуспеваемости. По данным современных исследований 70%детей идут в школу с нарушением речи. У многих детей дошкольного возраста диагностируется одновременное отставание речи и моторики – двух компонентов, тесно связанных друг с другом. Красивая, правильная речь – результат тонкой координации дыхательной и нервной системы, органов артикуляции и слуха.
Публикация «Преодоление речевых нарушений путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в речи детей можно использовать эффективный метод преодоления речевых нарушений, логопедическая ритмика - целью которой является преодоление речевых нарушений путём развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой.
Она является частью коррекционно-развивающей работы в речевой группе для детей с ОВЗ. Этому вопросу посвящены работы Волковой Г. А., Картушиной М. Ю, Анищенковой А. С. и др. педагогов.
Всё окружающее нас живёт по законам ритма. Биение сердца мамы и ребёнка, ритмичное качание колыбели и пение колыбельной песни, смена времён года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определённому ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме. Ведь ходьба по комнате с малышом на руках под чтение потешки или под мамино пение колыбельной песенки, не что иное как логоритмика.
Логоритмика – современное и уникальное средство, которое в увлекательной, занимательной, непринуждённой, музыкальной, эмоциональной обстановке помогает решить множество оздоровительных, воспитательных, коррекционных задач, и которая очень нравится детям.
Задача логоритмики – стимулировать отстающие компоненты и наладить их слаженную работу.
Красивая и весёлая музыка позволяют проводить развивающие и лечебно-профилактические игровые задания с детьми в весёлой и занимательной форме.
Вашему вниманию будут предложены элементы логоритмических упражнений которые я использую в своей работе для проведения занятий с детьми.
Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:
1 Приветствие.
Речедвигательное упражнение задачей которого является ритмичное исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражнение разучивается поэтапно: сначала движения, затем текст, потом всё вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме, а также использование дополнительной атрибутики для развития мелкой моторики детей (мячики -ёжики, elastablast,пёрышки, ветрячки, рыбки и многое другое).
Утро настало, солнышко встало Руками рисуем большой круг
Эй, братец Федя, разбуди своих соседей! Левую руку перед собой ставим, а правой стучим кулачком в ладонь.
Вставай большак Разжимаем большой палец правой руки
Вставай указка Указательный
Вставай серёдка Средний
Вставай сиротка Безымянный
И ты крошка Матрошка Мизинец
Привет ладошка Машем одной ладошкой
Одна ладошка проснулась, а вторая нет, и делаем то же самое с левой рукой.
Валеологическая распевка
Доброе утро, улыбнись скорее Руки медленно разводим в стороны
И сегодня весь день будет веселее Ритмичные хлопки справа и слева
Мы погладим лобик
Носик и щёчки По тексту
Будем мы красивые как саду цветочки Делаем фонарики вверху
Мы потрём ладошки, сильнее, сильнее
А теперь похлопаем смелее смелее По тексту
Ушки мы теперь потрём По тексту
И здоровье сбережём Трём ушки
Улыбнёмся снова Хлопки справа и слева
Будем м здоровы
Пальчиковые игры. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями. Упражнения разучиваются поэтапно: сначала движения, затем текст, потом всё вместе. Овладение двигательными навыками, разучивание стихотворений и песен, с движениями, пальчиковых игр должно проходить без излишней дидактики, ненавязчиво, в игровой форме.
Пальчиковая игра «Паучок»
Игра познавательная, развивает мелкую моторику, дикцию, внимание, а также тембры голоса. Вначале обычный паучок, голос его обычный, потом большой паук, голос его низкий и громкий, а потом малюсенький паучок, голос его тихий и высокий.
Паучок,паучок,
Ползёт,ползёт
С цветка на цветок
Паутинку он плетёт
Паутинка так тонка
Указательный и большой пальцы обеих рук соединить треугольником. Затем перевернуть чтоб получился прямоугольник. И поочерёдно шагаем пальцами проговаривая ритмично текст
Крепко держит мотылька Соединить руки в замок
Мотылёк смеётся Активно пошевелить пальцами в замке
Паутинка рвётся Разжать замок разводя руки в стороны
Музыкальные и музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами. Дети учатся различать разнообразные шумовые звуки, затем знакомимся со звучащими игрушками, и только после этого с музыкальными инструментами.
Предлагаю поиграть в игру «Колокольчик и барабан»
И в музыкальный оркестр.
Артикуляционная гимнастика, выразительность слов
В артикуляционную гимнастику включаю статические и динамические упражнения для языка и губ. Детям, которым не удаётся овладеть артикуляционными навыками, оказываю индивидуальную помощь.
Хочу поделиться артикуляционной сказкой.
Называется «Болото».
«За тёмным лесом находится большое болото. Оно всё заросло зелёной травой и камышами. Налетел ветер и качает траву и камыши (Ш-ш-ш)
Болото –излюбленное место для комаров. Летают они над кочками серыми зудящим облаком и смотрят кого бы укусить. (З-з-з) Вместе с ними кружатся мелкие, злющие мошки (Н-н-н….) Но и на эту кусачую команду есть управа. Охотятся за комарами и мошками лягушки. Разинут рот – ам!- и проглотят комара. (Ам! Ам) А вечером рассядутся лягушки на кочках и начинают свой лягушачий концерт (Ква! Ква) Никто не ходит по болоту. Страшно! Провалишься – засосёт, не выбраться тогда из болота. (У-у-у…. глиссандо вверх и вниз). Одна Баба-Яга костяная нога приходит на болото за грязной болотной водой для своего зелья. (Чап. Чап!.) И снова тихо на нашем болоте шуршат камыши.»
Прощание.
А теперь мы улыбнемся, (Всё по тексту)
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
«Знания ищи всегда (Хлопки ритмичные)
Умным станешь ты тогда!»
До свиданья, до свиданья, - машут друг другу ладошкой
Улыбнитесь на прощанье!
Мы сегодня занимались - берутся за руки и покачивают ими вперёд - назад
И, конечно, все старались!
Пели, танцевали,
В оркестре поиграли (Ритмы изучали)
Стали мы умнее – гладят себя ладошкой по голове
И чуть-чуть взрослее!