Наталья Смирнова
Опыт работы «Преемственность между дошкольным и начальным образованием»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на методическом объединении социальных педагогов г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район
Слайд 1
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное
учреждение детский сад № 2 «Светлячок»
г. Новокубанска муниципального образования Новокубанский район
«Преемственность между дошкольным и начальным образованием»
Публикация «Опыт работы „Преемственность между дошкольным и начальным образованием“» размещена в разделах
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относиться к числу важнейших приоритетов развития образования в России.
Слайд 2
ФГОС. Понятие преемственности
ФГОС – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования.
Одной из важных задач ФГОС – обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования
«Преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержание, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка».
Как вы видите, ФГОС является инструментом для обновления дошкольного образования.
Организация системы преемственности ступеней образования на сегодняшний день имеет много вопросов, нежели ответов на них. Нарушилась преемственность учебных программ, учебников, появилось много программ по учебным и образовательным дисциплинам. В основном, это явление расценивается как положительное, но оно порождает много проблем.
Слайд 3
Цель:
Создание условий для эффективного и безболезненного перехода детей из ДОУ в начальную школу
Цель преемственности
Объединение усилий педагогических коллективов образовательных организаций для
• снижения признаков дезадаптации у школьников,
• повышения их эмоционального благополучия,
• сохранения здоровья учащихся
(повышение уровня качества образования)
Слайд 4
Задачи
Дошкольного звена: Начального школьного звена:
Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни. Формирование осознанного принятия детьми ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ним.
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка, развитие его положительного самоощущения; создание условий для разнообразной художественной деятельности. Развитие готовности ребёнка к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной, интеллектуальной, коммуникативной и деловой)
Развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению Формирование желания и умения учиться.
Развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям и себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и сверстниками) Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности.
Формирование знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой активности в различных видах деятельности. Совершенствование достижений ребенка; специальная помощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств, индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Преемственность дошкольного и начального образования – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Слайд 5
Концепция содержания непрерывного образования
В Концепции непрерывного образования (дошкольного и начального звена) она рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы для обеспечения преемственности в развитии ребенка: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения.
Преемственность в развитии ребенка при переходе от дошкольной ступени на ступень начальной школы будет означать, что появившиеся у дошкольника качества, черты, особенности переходят с ребенком на следующий возраст и становятся основой для его дальнейшего развития.
Опираясь на «Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», следует отметить, что остро стоит проблема выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс.
Слайд 6
Проблемы при обеспечении преемственности детского сада и школы
1. Выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения.
Непосредственный контакт, социальных педагогов, психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.
2. Проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ.
Сотрудничество социальных педагогов, психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование.
3. Проблема недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу.
Работа по преемственности даёт возможность совместно с социальным педагогом, педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду
Слайд 7
Механизм решения проблемы преемственности
1. Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности.
2. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности.
3. Проведение профилактических мероприятий («День открытых дверей», «День Знаний», совместные праздники и т. д.)
4. Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе (неделя «Содружество»).
5. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.
Слайд 8
Параметры по осуществлению преемственности
1. Преемственность в содержании обучения и воспитания.
2. Преемственность в формах и методах работы.
3. Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.
Слайд 9
Основные направления
- Методическая работа с педагогами
1. Изучение учителями начальной школы программы обучения грамоте и математике в детском саду.
2. Взаимопосещение уроков и занятий.
3. Проведение «круглых столов»
4. Проведение в школе дней открытых дверей для воспитателей и воспитанников подготовительной группы.
- Работа с родителями
Выход учителей будущих первых классов на родительские собрания в детский сад:
«Ваш ребёнок – будущий первоклассник»
«Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе»
«Психологическая готовность ребёнка к школе»
- Работа с детьми
1. Экскурсии будущих первоклассников в школу:
- знакомство с классными комнатами начальной школы;
- знакомство с библиотекой, столовой, спортзалом;
2. Проведение совместных внеклассных мероприятий: «Весёлые старты»
3. Выступление кукольного театра
Слайд 10
Очень важно, чтобы в детском саду педагоги прогнозировали те проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения и работали над ними, а начальная школа имела достаточно информации о ребенке, о сильных и слабых сторонах его личности.