Юлия Незнамова
Преемственность между дошкольным и начальным образованием в работе по профилактике буллинга у детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Преемственность между дошкольным и начальным образованием в работе по профилактике буллинга у детей»
Буллинг – это агрессия в отношении другого человека. Буллинг существует в различных социальных институтах и не зависит от возраста. В буллинге участвуют: булль (агрессор, жертва (ребенок, на которого направлена агрессия) и свидетели (сторонние наблюдатели). Ребенок-агрессор, чаще действует не один. У него есть компания детей, которые ему помогают и стремятся к лидерству. Они боятся быть отвергнутыми и пойти против агрессора. Ребенок-жертва находит защиту среди взрослых, ему проще найти с ними контакт, чем со сверстниками. Ему тяжело находиться в коллективе. Свидетели – это дети, которые наблюдают конфликт со стороны, они не хотят принимать сторону агрессора, так как понимают, последствия этих действий, но они не могут встать на защиту жертвы, так как боятся агрессии в свою сторону.
Публикация «Преемственность между дошкольным и начальным образованием в работе по профилактике буллинга у детей» размещена в разделах
- Буллинг, профилактика буллинга. Насилие и травля в школе
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
Начиная с начальной школы, встречаются дети, подверженные буллингу. В нашей стране, на сегодняшний день, не осуществляется повсеместная планомерная работа, направленная на предотвращение и прекращения школьной травли. Профилактику буллинга необходимо проводить, начиная с детского сада и продолжать её в школе.
Причины буллинга связаны с психологическими особенностями детей, социальным положением, расовой принадлежности, а также способностями ребенка постоять за себя, умение поставить себя в коллективе. Чаще всего буллингу подвержены дети с низкой самооценкой, зажатые, стеснительные.
Последствия буллинга для ребенка: расстройство центральной нервной системы, депрессия, тревога, раздражительность, страх, физические травмы.
Основной проблемой преемственности детского сада и школы по проблеме профилактики буллинга является адаптация детей к школе. Родители часто не учитывают психологическую подготовку детей к школе, делают акцент на знания детей. Соответственно дети приходят не готовыми к школе. Они испытывают стресс, имея при этом достаточные знания для первого класса.
Также учителя не уделяют достаточного внимания сплочению коллектива, от которого во многом зависит дальнейшее обучение. С течением времени появляются дети, которые ни с кем не общаются, они становятся потенциальными жертвами буллинга. Также появляются дети-лидеры, которые могут проявлять агрессию и оказывать влияние на коллектив как положительное, так и отрицательное.
В результате проведенного исследования среди учащихся 1 классов и воспитанников детского сада выделены следующие проблемы:
1. Первоклассники меньше рассказывают родителям о своей жизни, чем дошкольники.
2. Основными причинами буллинга среди детей являются: физические недостатки, особенности поведения или внешности, болезнь.
3. В большинстве случаев родители и дошкольников и школьников решают проблемы своих детей самостоятельно, реже обращаются к воспитателю, классному руководителю или родителям обидчика. Данный факт затрудняет работу с коллективом, так как часто к помощи психолога прибегают в тех ситуациях, когда проблема выходит из-под контроля, причинен тяжкий вред: моральный или физический, задействовано большое число участников конфликта.
4. Поступая в школу, дети испытывают стресс, на преодоление которого нужно время, и это самый ответственный период для формирования дружного, сплоченного коллектива.
5. С возрастом проблема буллинга становится более выраженной. В школьном возрасте эмоциональные всплески агрессии приобретают целенаправленный характер.
Для решения этих проблем можно предложить следующие рекомендации:
1. Выявление агрессивного поведения у воспитанников детского сада и младших школьников.
2. Профилактика всех форм насилия над воспитанниками доу и младшими школьниками. Профилактика бывает двух видов: первичная – с целью формирования общей культуры и духовно-нравственных ценностей и вторичная – работа с детьми, входящая в группу риска. Если оставить все без контроля, то конфликт между детьми усилится, и травля жертвы перерастет в более серьезную ситуацию. Разрешенная проблема травли на ранних стадиях, позволит уберечь психику ребенка и иметь минимум последствий.
3. Сохранение физического и психологического здоровья ребенка.
4. Развитие и совершенствования навыков саморегуляции и самоконтроля у младших школьников.
5. Организация совместной работы с родителями по повышению образованности родителей по проблеме буллинга.
Ожидаемые результаты применения данных рекомендаций:
– Предупреждение появления буллинга в детском саду и школе;
– повышение родительской осведомленности по проблеме буллинга;
– развитие навыков самоконтроля у младших школьников;
– развитие детской эмпатии;
– повышение ответственности за принятые решений.
Буллинг приносит большой вред любому социальному коллективу. Поэтому педагогу необходимо не допускать проявления агрессии в детском коллективе, осуществлять своевременную профилактику буллинга и с первого дня знакомства с классом осуществлять сплочение коллектива. Именно проведение совместных мероприятий помогает решить возникающие проблемы. Дети становятся более открытыми, они чувствуют поддержку товарищей и взрослых, начинают доверять друг другу. Они учатся проявлять эмоции, высказывать свое мнение и решать возникающие проблемы.