Надежда Син
Преемственность ДОУ, школы и семьи основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников
▼ Скачать + Заказать документы
С 2013 года происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня, в первую очередь, Закон об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся представление педагогов о работе дошкольных учреждений.
Публикация «Преемственность ДОУ, школы и семьи основы сотрудничества и партнёрства в подготовке будущих первоклассников» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство как первая ступень системы непрерывного образовании.
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Исследуя готовность ребенка к школе, психологи пришли к выводу, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. Она, конечно, не такая, как у старшеклассников, но и не такая, как у детей раннего возраста. Самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни. Ребенок привыкает к учебной деятельности постепенно через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (преимущественно, игровая).
Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого ребенка. Обучаясь письму, счету, чтению, ребенок овладевает необходимыми, присущими окружающей его жизни и способами служебных и умственных действий, которые будут необходимы ему в дальнейшем. Самое существенное в учебной деятельности – это понимание ребенком того, что новые достижения приносят положительный результат, потому что с самого начала обучения он чего-то не умел, а теперь умеет, чего-то не знал, а теперь знает, чего-то не мог и не понимал, а теперь может и понимает – это, так называемые, ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений. Если ребенок получает удовлетворение от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, к саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность.
Наличие реализации преемственности ДОУ и начальной школы, как уровней единой системы имеют большое значение для развития ребенка, сохранения и укрепления его психического здоровья. Как правило, ребенок впервые включается в систему образования, поступая в детский сад, и по окончании впервые приходит на новую образовательную ступень – начальную школу. Именно в этот переходный момент – «подушкой безопасности» должна стать преемственность учреждений.
Преемственность в образовании – новое понятие. До недавнего времени речь шла о преемственности в обучении. При этом считалось, что предыдущая ступень обеспечивает готовность ребенка к обучению на следующей ступени в части накопления знаний, умений и навыков. А обучение на новой ступени строится с опорой на достигнутый уровень содержательной подготовки обучающегося. Такое положение преемственности в настоящей ситуации развития системы образования выглядит узко и неохватывает всей широты образовательного процесса, как ситуации взаимодействия детей и педагогов, педагогов и родителей. Именно поэтому сегодня становится принятым говорить, о преемственности в образовании, а не только в обучении.
Преемственность это многоаспектная проблема, самое главное – это уровень готовности к школе. Все, и родители, и учителя, и воспитатели хотят узнать ответ на вопрос – готов ли ребенок к школе. Школьная готовность складывается из нескольких показателей, это и физическая, специальная (педагогическая, и психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная, эмоционально – волевая, коммуникационная готовности.
Готовность к школе – это определенный уровень и социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; уровень развития тех функций, без которых затруднено обучение или невозможно; и определенный уровень личностного развития. Хочется сказать, что все показатели готовности должны формироваться в совокупности и ни один вид готовности не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект. А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не научится коммуникации.
Особая проблема – адаптация к школе. Перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное волнение. Он вступает в новую жизнь, совершенно отличающиеся от детского сада условия. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самого отвечать за свои поступки. Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана со способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. При поступлении детей в школу часто выявляется недостаточная сформированность какого-либо одного компонента психологической готовности. Так же есть и проблемы привыкания и вхождения дошкольника в школьный образовательный процесс. Одна из них состоит в том, что продуктивная умственная работа требует от детей усидчивости, сдерживания эмоций и контроля естественной двигательной активности, сосредоточения и поддержания внимания на учебных задачах, а это в начальных классах умеют делать не все дети. Многие из них быстро утомляются и устают.
С поступлением в школу изменяется положение ребенка в семье, у него появляются первые обязанности по дому, связанные с учением и трудом. К нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования. Устойчивое положительное отношение к школьному учению во многом формируется через общение с близкими людьми. Очень важно, какую позицию в этом процессе они занимают, каково их собственное отношение к школе.
Главной стратегической установкой в реформировании современной системы образования, обозначенной в ФГОС ДО, является обеспечение качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, потребностям личности и социума.
Важным условием достижения такого качества является обеспечение непрерывности образования (дошкольное и начальное звено) и понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования
Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе. Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе.
Преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. Педагоги дошкольных учреждений должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми детям в первом классе, и в соответствии с ними должны готовить дошкольников.
С другой стороны педагоги школ должны иметь представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду. Необходимо осуществлять организацию учебной деятельности с включением игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации к школьному обучению.
Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.
Работа с детьми:
1. Экскурсии в школу
2. Посещение школьной библиотеки, школьного музея
3. Знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
4. Участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
5. Выставки рисунков и поделок;
6. Совместные праздники и соревнования.
Взаимодействие педагогов:
1. Совместные педагогические совет;
2. Семинары, мастер-классы, круглые столы;
3. Открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
4. Проведение диагностики по определению готовности к школе.
Сотрудничество с родителями :
1. Совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;
2. Круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»
3. Консультации с педагогами ДОУ и школы, в том числе и заочные, с использованием ИКТ
4. Встречи родителей с будущими учителями
5. Дни открытых дверей;
6. Творческие мастерские;
7. Анкетирование и тестирование родителей.
Выводы:
1. В настоящей ситуации развития системы образования, с учетом ФГОС, преемственность в обучении слишком узкое понятие, и теперь мы будем говорить о преемственности в образовании.
2. Несмотря на то, что данная тема давно и постоянно рассматривается, некоторые проблемы преемственности до сих пор не решены, и требуют пристального внимания.
3. Один из аспектов преемственности, готовность ребенка к школьному обучению. Для того чтобы ребенок успешно смог справиться с новыми требованиями школьной жизни, он должен обладать набором качеств, которые тесно переплетены между собой, и должны формироваться в совокупности.
4. Педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая специфику организации деятельности друг друга, обязательно привлекая родителей.
Список литературы:
1. Астапов В. М. Определение готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.
2. Бабаева Т. И. У школьного порога. – М., 1993.
3. Безруких М. М. Ступеньки к школе. – М., 2001.
4. Болотина Л. Р., Микляева Н. В. Обеспечение преемственности в работе ДОУ и школы. – М., 2006.
5. Венгер Л. А. как дошкольник становится школьником. // Дошкольное воспитание. – 1995 - №8.
6. Детский сад и школа будущего : основы сотрудничества и партнёрства. / Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.
7. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников. / Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М., 2006.
8. Технологии непрерывного образования в детском саду и школе. / Под ред. Н. В. Микляевой. – М., 2011.
9. Черникова Т. В. Школа и детский сад : лицом друг к другу (организация образовательной среды для выпускников детского сада).// Управление ДОУ. – 2005 - №4.