Пастушкова Наталья Юрьевна
Представления родителей о содержании, успешности и трудностях подготовки ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
2 слайд
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования :
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться
Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определённый набор, хотя уровень их развития может быть разными.
Можно выделять отдельные стороны готовности к школе :
Публикация «Представления родителей о содержании, успешности и трудностях подготовки ребенка к школе» размещена в разделах
Физическая готовность — общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка : степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.
Интеллектуальная готовность. В содержание интеллектуальной готовности включают не только словарный запас, кругозор, специальные умения, но и уровень развития познавательных процессов, их ориентированность на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.
Личностная и социально-психологическая готовность. Под личностной и социально-психологической готовностью понимают сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для учения; формирование произвольности поведения, качеств общения со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-волевая готовность. Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действия, прилагать усилия к его реализации, преодолевать препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.
Взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьей - обязательное условие обеспечения качества дошкольного образования
Даже самые квалифицированные и заинтересованные педагоги и психологи не смогут помочь ребенку так, как способны помочь ему родители (Семья). Ведь только они знают своего ребенка с момента рождения, только им известны все его увлечения, только им он доверяет полностью, им знакомы все его сильные и слабые стороны и, наконец, только они заинтересованы в его успехах больше всех.
3 слайд
Поэтому Для исследования родительских представлений о готовности ребенка к школе нами была разработана специальная анкета, которая позволяет оценить значимость различных аспектов школьной подготовки и школьной жизни в представлениях самих родителей.
В исследовании (анкетирование) приняли участие 20 человек. Это родители будущих школьников МБОУ «Гимназии №5» подготовительного возраста.
В анкете было 14 вопросов, по ответам на которые мы хотели узнать о том, что волнует родителей при подготовке к школе, как готовят детей к школе дома, по какому принципу выбрана школа,вызывает ли беспокойство приближающаяся школьная жизнь, нормальное ли физическое развитие имеют дети, всё ли устраивает в подготовке дошкольного учреждения и др.
4 слайд
На первый вопрос: «Готов ли ваш ребёнок к школьному обучению?»
«Да» ответили 15 родителей; «Нет» -2; «Не совсем»- 3
На второй вопрос: «По какому принципу выбирали школу?»
Ближе к дому или территориально -8 ,не выбрали-1, дисциплина, педагогический коллектив, большие возможности ребёнка, по принципу лучшей – 7, учится старший ребёнок- 3
5 слайд
На третий вопрос: «Что на ваш взгляд больше всего способствует возникновению у ребенка желанию учиться?» не забывать о поощрениях, это дает ребенку уверенность в его способности справляться с любыми трудностями -6, Любопытство, интерес- 4, узнавать новое -7, встреча с друзьями-3
Ответами на четвё ртый вопрос: мы хотели узнать «Какую работу проводят родители, готовя ребёнка к школе»
Читаем, считаем, играем в развивающие игры, учимся писать буквы, считать по счётным палочкам, беседуем, учим читать. Так написали 10 родителей.
Регулярно выполняем задания- 3 это родители логопедической группы.
Учим вниманию-, развиваем память- 2 ;Приучаем к режиму, ответственности- 2, разговоры, убеждения, беседы о школе- 3
Из ответов мы видим, что все родители стараются готовить ребёнка к школе посильными возможностями. Это говорит о том, что каждый хочет привить необходимые качества, развить важные психические процессы.
6 слайд
Из ответов на пятый вопрос: «Попадалась ли вам литература по подготовке к школе, вызвавшая ваш интерес?»
Да - ответили 11 чел. и написали что именно : энциклопедии, буквари, прописи, книжки на логику, логопедические игры. Только игры- 1
Нет – 8
Большой процент родителей ответили «нет» и наша задача познакомить их с развивающей литературой по подготовке к школе
Шестой вопрос: «Вызывает ли у вас беспокойство приближающаяся школьная жизнь ребёнка. Чем оно вызвано?
8 родителей. ответили «Нет».
12 - обеспокоены приближающейся школьной жизнью и назвали причины беспокойства: распорядок дня, большая нагрузка, тяжёлая школьная программа, потеря интереса к учёбе, не имение самостоятельности, ответственности и др.
7 слайд
Седьмой вопрос: Согласны ли вы с термином «Быть готовым к школе – значит необходимо уметь читать, писать, считать». Если нет, то почему? Согласны (Да) – ответили 5 неоднозначные ответы были у 2 родителей (не обязательно, но желательно);
Нет- 13 и дали такие ответы: «Если всё будет уметь, будет не интересно в школе»; «Ребёнок идёт в школу, чтобы этому учиться»; «Читать, писать, считать должны учить в школе»; «Ребёнку, который готовился в саду будет сложнее, ведь ему надо переучиваться»; «ребёнок должен уметь читать, писать, но не на 100%»; «Иметь желание научиться чему-то ещё, умение концентрировать внимание, удерживать его на определённый промежуток времени, усидчивость»; «Нет, я пошла в школу, ничего не умела, а училась хорошо»; «Важна самостоятельность ребёнка»; «Нет, в школе должны хоть чем-то заниматься!».
Восьмой вопрос: «Легко ли вступает в контакт ребёнок?»
Да – 14; Нет – 4 Неоднозначные ответы – 2 «В контакт с незнакомыми людьми вступает плохо»; «ребёнок думает, нужно ли вступать в контакт?»
8 слайд
Девятый вопрос: Что, на Ваш взгляд, обеспечит успех ребенка в школе?
Наиболее популярные ответы: положительное отношение к занятиям, ребёнок хочет учиться – 10, достаточный уровень развития внимания, памяти, мышления 5, он всё умеет-5
Десятый вопрос: Что для Вас служит показателем, того, что Ваш ребенок развит интеллектуально?
Наиболее популярные ответы: игры в лото, мозаику, конструктор, пазлы, домино, шашки, шахматы 7, справляется с любыми заданиями -4, умеет читать,писать,считать-9
9 слайд
11 вопрос: «Что бы вам хотелось изменить в вашем ребёнке?»
5 - всё устраивает; 15 - написали что именно хотелось бы изменить: «Убрать застенчивость, поставить правильную речь», «Повысить усидчивость»; «Убрать стеснение»; «Лень»; «Прилежание», «Дисциплина» и др. Эти родители видят предполагаемые причины, мешающие обучению в школе, значит они постараются их побороть. Большому % родителей необходимо объяснить, чтобы внимательно присмотрелись к характеру, привычкам, особенностям детей и нашли над чем необходимо поработать при подготовке к школе.
12 вопрос. «Достаточную ли подготовку получает ребёнок в детском саду?»
«Да»- 16 были очень довольны и выражали это в ответах.
«Не знаю» - 2 «Наполовину» - 2
10 слайд
13. Физическое развитие ребёнка идёт по мнению родителей :
«Нормально» - 17 - «Да»; «Ускоренно» - 2; «Замедленно» - 1.
14 вопрос
Что лично для Вас означает выражение «хорошо учиться в школе?» наиболее распространенный ответ был, справляться с любыми заданиями, быть внимательным 90%
11 слайд
Выводы: Родители не всегда понимают необходимость нравственной и психической готовности ребенка к обучению в школе. Родители считаю. Что их ребенок готов к обучению в школе только потому, что знает цифры и буквы,
Сравнивая ответы родителей можно отметить, что родители осознают важность приобретения дошкольниками необходимой суммы знаний, умений и навыков, но не считают этот компонент ведущим. Действительно, если ребенок чего-нибудь не знает или не умеет, то при правильно воспитанных потребностях и знаниях, волевых качествах он со временем догонит своих сверстников.
Самостоятельно готовя детей к школе, родители учитывают только количество выученного ребенком и не придают значения развитию умственных операций и способам приобретения знаний. Подобные взгляды ошибочны. Ведь зачастую первоклассник, имея большой запас знаний, но, не имея навыков умственной работы, не умея осмысливать материал, только заучивает, запоминает его механически и постепенно отстает в учебе от сверстников.
Эти выводы позволяют разработать определенные рекомендации, которые могут быть полезны как родителям, так и педагогам, непосредственно занимающимся воспитанием дошкольников.
12 слайд
Полезные советы и рекомендации:
1. Куда полезнее будет использовать общеразвивающие упражнения, полезные для укрепления восприятия, памяти, внимания, тонкой моторики рук.
2. Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова - предлагайте ему внятно повторять слова, как русские, так и иностранные, знакомые и незнакомые ("электрификация", "магистратура" и т. д.).
3. Разучивайте с ним стихи, скороговорки и сочиняйте сказки. Просите повторять наизусть услышанный текст и пересказывать его своими словами. Вспомните коллективные игры типа "Барыня прислала сто рублей" - они развивают произвольность действий, сосредоточенность, обогащают речевой запас детей.
4. Очень полезно запоминать различные предметы, их количество и взаиморасположение; обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки.
5. Не забывайте почаще просить его сравнивать различные предметы и явления - что в них общего и чем они отличаются.
6. Предложите ребенку запомнить последовательность цифр (например, номера телефонов).
7. Хорошо стимулируют развитие концентрации внимания игры-лабиринты, в которых нужно "проследить" дорожку персонажа, а также задание на сравнение двух почти одинаковых рисунков.
8. Не пренебрегайте занятиями, развивающими и укрепляющими мелкие движения рук: лепка, рисование, аппликации, игры с конструкторами типа LEGO - все это создает предпосылки для формирования хорошего почерка и способствует развитию мышления ребенка.
Используйте подручные средства - можно отделить горох от кукурузы или бобов, рассортировать пуговицы, разложить спички.
9. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений.
«Спасибо», «Извините», «Можно ли мне.», обращение к взрослому на «Вы», должны войти в речь ребенка до школы. Учите ребенка быть вежливым и спокойным в обращении и отношении к людям (и взрослым, и детям).
10. Не забывайте, что ребенок еще несколько лет будет продолжать играть.
Ничего страшного в этом нет. Наоборот, в игре ребенок тоже учится. Лучше поиграйте вместе с ним и в процессе выучите какие-нибудь понятия ( например: левый – правый).
Подготовка ребенка к школе должна заключаться просто в его общем развитии – процессов внимания, памяти, мышления, восприятия, речи, моторики.
Необходимо заниматься не закладыванием в ребенка различных знаний, а расширением его кругозора и представлений об окружающем мире. И, как бы ни продвигались объективные успехи вашего ребенка, старайтесь создавать здоровый настрой перед школой, при котором он бы стремился к знаниям, не боялся плохих отметок и был уверен в том, что, отличник или двоечник, он все равно для вас самый любимый!