альбина шмунк
«Предметно-развивающая среда в развитии дошкольников в соответствии ФГОС».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Елизаветинский детский сад»
«Предметно-развивающая среда в развитии дошкольников в соответствии ФГОС».
Выполнила : воспитатель Круглик А. В. 2016 г
Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которую не находили бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребёнка конкретного мира. (Е. Н. Тихеева)
Публикация «„Предметно-развивающая среда в развитии дошкольников в соответствии ФГОС“,» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Актуальность темы: Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, так как ФГОС подразумевает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Документ делает акцент на отсутствие жсткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях. Большую роль в реализации принципов ФГОС играет развивающая предметно-пространственная среда.
теория
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.
Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребёнка (т. е. социальную культуру общества, собственно этот мир, в который ребёнок приходит, рождаясь в нём). (С. Л. Новоселова).
Развивающая предметно-пространственная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует духовное и физическое развитие ребёнка. Таким образом, предметно - пространственная среда — составная часть развивающей среды дошкольного детства.
По определению ФГОС «Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учта особенностей и коррекции недостатков их развития» (П. 3., п. п. 3.6.3., Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №1155 от 17.10.2013.02).
(3)В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать и гарантировать:
- охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в собственных возможностях и способностях;
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы для реализации Программы ФГОС, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
- построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
- построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированной на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующих возрастных и индивидуальных особенностей (недопустимость, как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
(4)Развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции. На протяжении процесса взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель и пр. материалы) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.
(5)Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО.
- содержательно-насыщенной - включать средства обучения (в том числе, технические, материалы (в том числе, расходные, инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
-трансформируемой - обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей;
-полифункциональной - обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм) в разных видах детской активности.
-доступной - обеспечивать свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
-безопасной - все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению наджности и безопасность их использования, такими как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и правила пожарной безопасности.
Функции предметно-развивающей среды в младшей группе :
Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;
Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;
Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;
Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.
В нашей группе предметно-развивающая среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
(6)Элемент предметно-развивающая среда встречает детей сразу же на леснице. Она оформляется в соответствии со временем года.
(7)Центр познавательного развития оборудован материалами, которые мы применяем в процессе образовательной деятельности: дидактическик игры, телевизор для просмотра слайдов, картин и т. д, раздаточный материал, материалы для детского творчества.
(8)Центр творческого развития содержит различные материалы и средства для развития творческого потенциала ребенка: карандаши, краски, пластилин, природный материал, раскраски, альбомы. Цетр постоянно обновляется в соответствии с комплексно-тематическим планом работы. (9)Также имеется музыкальный уголок.
(10,11,12,13)Особое место занимает уголок природы, т. к. направление нашего детского сада - «Экологическое развитие детей». Центр также постоянно обновляется в соответствии с комплексно-тематическим планом работы. Дети могут посмотреть иллюстрации в книгах, альбомы, поиграть с моделями среды обитания животных. Здесь же находится все необходимое для опытно-исследовательской деятельности.
(14,15)Зона сюжетно-ролевых игр разделена на две части- для мальчиков и девочек. В зоне для мальчиков также находится зона конструирования. В зоне для девочек находятся «Парикмахерская» и «Больница».
(16,17)Также имеются центры двигательной активности, сенсорный и театральный уголки и уголок уединения.
(18)Отдельно регулярно организовываются выставки («Народная игрушка», экспозиции («Деревенский дом»).
Любая зона легко трансформируется с помощью различных ширм, крупного строительного материала, постоянно обновляется в соответствии с календарно-тематическим планом, потребностями и интересами детей.
Предметно-развивающая среда организовывалась так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, игровая, познавательная деятельность. Имеются обязательные материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели.