Валентина Мусиенко
Предметно-пространственная среда как условие для развития познавательного интереса у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность выбранной темы.
Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Публикация «Предметно-пространственная среда как условие для развития познавательного интереса у детей» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
ФГОС дошкольного образования — документ, обязательный для всех ДОУ, работающих в рамках любой программы. В нем разработаны требования к образовательным программам, одним из которых является требование к организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, являющейся неотъемлемым компонентом педагогического процесса.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС ДО является созданная развивающая предметно-пространственная среда.
Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая игровую, коммуникативную, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития.
Поэтому основная задача: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с ярким и наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением — создание развивающей предметно-пространственной среды.
Цель: повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по вопросу организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
Задачи:
• изучить методики, технологии по организации развивающей предметно - пространственной среды;
• проанализировать развивающую предметно-пространственную среду;
• сформировать развивающую предметно-пространственную среду в группе в соответствии с современным государственным стандартом.
Предметно-пространственной среде должна обеспечивать :
— максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы;
— возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
— реализацию различных образовательных программ;
— учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
— учет возрастных особенностей детей.
Из опыта работы
В соответствии с требованиями ФГОС ДО предметно–пространственная среда в группе является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1. Группа оснащена игровым и спортивным оборудованием, которое обеспечивает:
— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой);
— двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
— возможность самовыражения воспитанников.
2. Созданы условия для возможных изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3. В соответствии с комплексно-тематическим планированием предусмотрены :
— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели (по прямому назначению и для игры, мягких игровых модулей, игровых ширм, мягких матов, которые также используются в различных видах детской деятельности;
— наличие в группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4. В группе имеются различные пространства для игры, конструирования, уединения, а также разнообразные материалы, игры, игрушки и оборудование, обеспечивающие свободный выбор детей. Периодическая сменяемость игрового материала и появление новых предметов стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность воспитанников.
5. В группе обеспечен свободный доступ дошкольников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые могут быть задействованы в основных видах детской активности.
6. Все игровые материалы, пособия и атрибуты соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
В настоящее время недостаточное финансирование детских садов приводит к тому, что становится проблематично создавать соответствующую предметно-развивающую среду.
Эту проблему помогает решать педагогическая смекалка и опыт (поделки из подручных материалов).
В настоящее время существуют различные приемы и методы развития познавательной деятельности детей. Одними из наиболее эффективных является метод экспериментирования. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет все знать, исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.
В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме: О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением»; Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы»; О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой» в средней группе; Н. Е. Веракса «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников; Л. С. Киселева «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».
Я старалась так организовать детскую опытно-эксперементальную деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Совместно с детьми и родителями мы оборудовали уголок экспериментирования.
Он оснащен специальным оборудованием, разнообразным материалом: -приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;
-природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;
-разнообразные коллекции (коллекция тканей; коллекция бумаги, пуговиц и т. д.) ;
-прочие материалы: зеркало, воздушные шары, и др.
В «лаборатории» дети проводят самостоятельную и совместную с воспитателем исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
В результате работы я изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе; создала картотеку опытов и экспериментов; создала картотеку дидактических игр по экспериментальной деятельности. Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Использование метода экспериментирования в образовательной деятельности дошкольников способствует развитию познавательного интереса, расширению кругозора детей.
Подводя итог, хочу сказать, что я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.