Татьяна Сметанина
Конспект НОД «Праздник нашего села — Яблочный Cпас»
▼ Скачать + Заказать документы
«Праздник нашего села -Яблочный Cпас»
«Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания,
без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности,
без духовности нет личности, без личности нет народа!»
Автор разработки:
Сметанина Татьяна Александровна
воспитатель высшей категории
Пояснительная записка
Цель: знакомство с православными и народными традициями при праздновании Яблочного Спаса.
Задачи:
1. дать детям представление о празднике «Яблочный Спас»;
Публикация «Конспект НОД „Праздник нашего села — Яблочный Cпас“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мое село, мой поселок
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Яблоко, яблоня. Всё по теме яблок
- Яблочный Спас. Сценарии праздника
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
2. активизировать познавательную деятельность, расширить представления детей о православных праздниках, народных традициях при праздновании «Яблочного Спаса»;
3. приобщать к русским народным традициям, создавая радостную атмосферу праздника;
4. способствовать развитию двигательной активности детей.
Состав группы воспитанников: дети от4 до 6 лет в количестве 10 человек.
Актуальность:
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Говоря о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Поэтому, необходимо приобщать детей к старинным праздникам знакомить их с традициями родной земли, красотой природы, умением наших предков жить в гармонии с окружающим миром. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Одним из эффективным средством воздействие на ребенка, являются народные праздники, которые обогащают его духовной культурой.
Если человек хорошо знает с детства народное творчество, он сможет возродить те же традиции, в нашем селе Сицкое престольный праздник Преображение Господне, ежегодно 19 августа проводятся народное гуляние «Яблочный Спас».
Место НОД в программе дошкольного образования: данный конспект организованной образовательной деятельности был составлен и проводился в рамках непосредственно – образовательной деятельности «Познание» в старшей разновозрастной группе.
Связь содержания занятия с традиционными ценностями православной культуры: занятие направлено на знакомство с православными и народными традициями при праздновании Яблочного Спасаобращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
Формы проведения занятия, виды деятельности: познавательная беседа, народные игры- соревнования.
Предполагаемый результат:
Совершенствовать совместную работу детского сада и семьи в области духовно-нравственного воспитания. Заинтересовать родителей,предложить совместную познавательно-творческую и исследовательскую деятельность с детьми. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. Пополнение словарного запаса детей: румяные, спелые, наливные, урожай. Расширение интереса к чудесному фрукту – яблоко. Осмысленное участие в русских народных праздниках (знают названия, поют русские хороводные песни, читают стихи). Используют в повседневной жизни потешки, считалки, отгадывают загадки. Умеют играть в народные игры.
Схема конспекта НОД
Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей
Незаметно от детей в группу внести корзину с яблоками, тем самым вызвать интерес
Организа-ционный момент Спелых яблок ароматом
Разбудило утро нас
Лето в красном сарафане,
Наступает праздник Спас.
Дивный и загадочный,
Светлый праздник яблочный! Дети стоят у корзины с яблоками
Основная часть Совсем скоро мы будем праздновать Яблочный Спас. Летом отмечают три Спаса. Есть Медовый, Ореховый, но самым главным из трёх Спасов считается Второй Спас, который следует за Медовым и называется Яблочным или Праздник первых плодов, ещё в народе его называют -Преображенье Господне.
Посмотрите на картинку, что на ней изображено? (ответы детей)
Да это наша церковь, которая находиться в нашем селе Сицкое.
А кто знает, как она называется? (ответы детей)
Наша церковь называется Преображение Господне в честь этого праздника.
Праздник Преображения Господня связан с удивительным событием в жизни Иисуса Христа. Это произошло за 40 дней до крестных страданий.
Господь возвёл учеников - апостолов на гору Фагор (картинка, где во время молитвы преобразился. Лицо его просияло, а одежды стали белыми, как снег. Небо покрылось светом, на Христа сошло облако, и из него все услышали голос Бога - отца: «Сей есть сын мой возлюбленный. На него есть моё благословение. Его слушайтесь». После этого Иисус Христос принял свой прежний облик. Пропели колокола на звоннице, возвещая миру радость.
В этот праздник люди приносят Богу благодарность за все труды, которые он помог завершить. Преображение - это праздник нового урожая на земле и новой жизни. Отмечают его 19 августа, после него разрешается употреблять в пищу яблоки и другие фрукты и ягоды.
Празднование Яблочного Спаса начинается с утренней церковной службы.
В этот день верующие несут в церковь корзины с виноградом, яблоками, грушами, сливами и другими фруктами, и ягодами, где батюшка окропляет их святой водой.
Посмотрите картинку и послушайте стихотворение.
В церкви яблоками пахнет,
Всяк, войдя, вздохнё т и ахнет:
«Ах!»
Горы яблок на столах,
И в корзинах, и в мешках,
На тарелках, в узелках.
Радость, хлопоты, волненье –
Скоро будет окропленье!
Кисть священник обмахнул,
И взмахнул.
Окропляются плоды,
Словно дождиком сады…
(Обсуждение увиденного на картинке)
Ребята, в праздник всегда веселятся, играют в весёлые игры. Давайте и мы с вами поиграем. Раз сегодня мы говорим о Яблочном Спасе, то и играть мы будим с яблочками. Предлагаю вам разделиться на две команды и придумать название команды.
Пусть веселья поток разольется!
Пусть самый серьёзный сегодня смеётся!
Пусть счастья улыбки сияют на лицах!
Пусть каждый смеётся и веселится! Дети сидят на лавочке у мольберта рассматривают картины и отвечают на вопросы
Игровая часть «Гуляло яблочко по кругу».
Дети передают яблоку друг другу по кругу, при этом тот, у кого яблоко оказывается в руках, должен описать яблоко.
(Красное, сладкое, вкусное, наливное, большое, ароматное, спелое и т. п.)
«Пирамидка из яблок». Из яблок нужно построить пирамиду. Выиграет тот, кто больше использует яблок, построив самую высокую пирамиду.
«Собери яблоки». По два участника от команды. Одному завязываем глаза, а другому даем в руку погремушку. Игрок, в руках которого погремушка подходит к яблоку и звенит, а тот у кого завязаны глаза по звуку собирает яблоки в корзину. Нужно за 30 сек., как можно больше собрать яблок на игровом поле.
В центре нашем собрались ребята, чтоб не только играть, но и танцевать!
«Танец с яблоками». Все встают парами, держат лбом яблоки. Под музыку начинаем танцевать, если яблоко упало, то пара выходит. Победит та команда, чья пара останется.
«Художник». По сигналу каждый участник команды рисует часть яблока. При оценке учитывается правильность формы и цвета.
Подведем итог. Итак, побеждает команда. Дети соревнуются играя в игры
Заключительный этап Ребята, в народе верят, что Преображенские яблоки становятся волшебными и исполняют желания. Сейчас мы попробуем вкусные яблочки, а надкусив плод, задумайте желание и про себя скажите:
Думу крепкую надумываю,
Думу трудную заклинаю,
По Второму Спасу пусть сбудется.
Воспитатель читает слова несколько раз, чтобы дети запомнили. Дети вместе с педагогом загадывают желания и едят яблоки
Дидактическое обеспечение: Магнитная доска, магниты, лавка, картинки с изображением Сицкой церкви Преображения Господне, Преображение на горе Афон, празднование в церкви Яблочного Спаса, корзина с яблоками, погремушки, 2 косынки, 2 ватмана, фломастеры.
Мотивационно - ориентировочная часть направлена на познавательную и игровую деятельность.
Организация детской деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Рефлексивно-оценочная часть: в ходе проведё нного занятия дошкольники будут иметь представления:
о православном празднике, народных традициях при праздновании Яблочного Спаса.
Список литературы
1. А. Алексеева «О православном дошкольном воспитании в России».
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
3. Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева «Истоки
4. «Преображение господне» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Преображение_Господне)
5. Статья «Яблочный спас или Второй Спас» https://www.reiki-plus.com/t738-topic.