Долгая Елена Геннадьевна
«Праздник частушки» конкурсная программа в рамках проведения недели музыки
Цель:
• знакомство с одним из жанров фольклора – частушкой.
Задачи:
• обратить внимание на то, что в них в них отражена история и жизнь общества;
• воспитывать интерес, любовь и уважение к музыкальной культуре русского народа;
• научиться исполнять частушки.
Оборудование:
• костюмы
Публикация «„Праздник частушки“ конкурсная программа в рамках проведения недели музыки» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии конкурсных мероприятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Частушки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2015
• оформление
Ход программы:
Ведущий:
Частушки - это коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием. Частушка появилась сравнительно недавно: в конце 19 века. Невозможно сказать, кто придумал первую частушку. Поэтому и говорят, что частушки сложил русский народ.
Слово же "частушка" употребил для названия этого жанра народного творчества русский писатель-публицист Глеб Иванович Успенский.
Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка.
Интересно, что родительницей частушки является русская народная лирическая песня, а ровесницей частушки гармоника (гармошка, гармонь).
Гармонь - музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки. Гармонь обычно принято считать исконно русским инструментом. На самом деле гармонь привезли в Россию купцы из Европы.
Гармоника первоначально была для русских людей диковинным инструментом, как русская балалайка для иностранцев. Все удивлялись этому чуду. Но тульские мастера изучили устройство гармошки и стали изготавливать этот инструмент самостоятельно. Постепенно гармоника широко распространилась в России. Она-то и стала сопровождать исполнение частушек.
В настоящее время частушка - самый распространенный жанр народного творчества.
I. Представление команд.
1 команда: название «Весельчаки»
Девиз: «А у нас девиз такой – веселись, пляши и пой!».
Визитная карточка команды:
Никогда на жизнь не ной,
Будь как мы: пляши и пой!
Веселись, честной народ,
Встречай праздник у ворот!
Приветствие соперникам:
Чтоб в игре вас обойти,
Мы сплотились вместе.
Мы уверены в себе
На процентов двести!
2 команда: название команды «Озорные ребята»
Девиз: «Наш девиз всегда такой – без частушек ни ногой!»
Визитная карточка команды:
Мы – ребята озорные,
Любим песни петь, плясать.
Если только разойдёмся –
Никому нас не унять!
Приветствие соперникам:
Нос соперникам утрём
И во всём их обойдём!
А ещё в нагрузку
Ни дадим им спуску!
II. Домашнее задание: исполнить танцевальные припевки, посвящённые «виновнице торжества» - частушке.
«Весельчаки».
- Как нам Васю отучить
От дурной привычки?
Чтоб девчонок перестал
Дёргать за косички!
- А давайте про него
Сочиним частушки.
У него от стыда
Покраснеют ушки!
- Мы частушечки свои
Васе посвящаем.
Всё вам рассказать о нём
Честно обещаем.
- Погодите, вот я вам,
Всем по шее как вот дам!
Только рот откройте,
Что-нибудь напойте!
(обидчик девочек грозит им).
- Полюбуйтесь на него,
Кулаком он машет.
Посмотрите – кА, ведь нам
Ещё и угрожает!
- На тебя мы уж, Василий
Мы найдём управу,
Чемпиона по дзюдо
Пригласим мы – Славу!
- Мы девчонки боевые,
За себя уж постоим.
Драчуну или задире
Мы отпор всегда дадим!
«Озорные ребята».
- На уроке пения
Всё без изменения:
Кто как хочет так поёт,
Слов никто не разберёт.
- Громко тянет ноту Лена,
Я её перепою:
На полтона, чуть повыше,
Ноту выше я её возьму!
- Головой качает Гендель
Нам с портрета на стене:
«Что же, дети, вы творите,
Слушать вас досадно мне!»
- А Чайковский нам с портрета
Даже пальцем погрозил:
«Хорошо, что до потомком
Вот таких я не дожил!»
- Математика и русский,
Физкультура, чтение.
И вдобавок ко всему
Музыка и пение!
- Мы в частушках рассказали
Вам о том, как тут живём.
Согласитесь, что неплохо
Под гармошечку поём!
- Ой, спасибо гармонисту,
Хорошо играл для нас.
Выражает благодарность
Ему весь наш классный класс!
III. «Что мы знаем о частушке?»
Ответить на три вопроса, приготовлены карточки (время).
1. Частушки - это … (коротенькие песенки с юмористическим (смешным) содержанием).
2. Под какой инструмент исполнялись частушки? (Гармонь - музыкальный инструмент, под который исполняли и исполняют частушки).
3. Где появились частушки? (Частушки появились в сельской местности. Интересно, что первые частушки пели исключительно молодые мужчины. Они собирались и исполняли эти озорные песенки. Сначала частушки были о любви, об отношениях между парнями и девушками. Со временем стали появляться частушки о войне, о политике, о жизни в деревне. Сейчас тематика частушек чрезвычайно широка).
IV. «Импровизация».
«Весельчаки».
Исполнить домашние заготовки «Задорные частушки». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.
- Ставьте ушки на макушки,
Мы поём для вас частушки
Лукавые, задорные,
Останетесь довольные!
- Ох, ох, ох, ох!
Я посеяла горох.
У меня теперь вопрос:
Что же делать, чтобы рос?
- Посадила я капусту
Вдоль забора густо-густо,
Но и тут не повезло –
Сорняком всё заросло!
- ох, беда, беда, беда!
По колено лебеда!
Урожай совсем мой плох.
Виноват во всём горох!
«Озорные ребята».
Исполнить домашние заготовки «Школьные страдания». При подведении итогов учитываются артистизм, эмоциональность, костюмы, оригинальность выступления.
- В нашем классе на окошке
Расцвели цветы в горшочке,
Белый, красный, голубой –
Давай встретимся с тобой!
- Ты за партою сидишь,
На меня и не глядишь.
Каков будет твой ответ:
Может, «да», а может «нет»?
- Безразличный ловлю взгляд
И тому совсем не рад …
На окне цветут цветы,
«Нет!» - ответила мне ты.
V. «Расскажи о себе с помощью частушки».
«Весельчаки»
- Мы в учёбе первые,
Во всём всегда примерные.
Педагоги хвалят нас –
Весь наш дружный 5 класс.
- Возникает вдруг проблема –
Не решаем сгоряча.
Все проблемы разбираем
Только вместе, сообща.
- В нашем классе есть ребята
Умные, спортивные.
Как в учёбе, так и в жизни
Весёлые, активные!
- Книголюбы, шахматисты,
Футболисты, пианисты –
Они в нашем классе есть,
Они – гордость наша, честь!
- В небольших своих припевках
Рассказали, как живём.
Что допеть мы не успели,
В другой раз уж допоём!
«Озорные ребята».
- Мы частушки пропоём,
В них расскажем обо всём.
Вместе с вами развлечёмся
И немного посмеёмся!
- Мы – спортивные ребята.
Кто нам скажет, что не так?
На футбол мы ходим часто
И болеем за «Спартак».
- У меня есть друг хороший,
Мы с ним не разлей вода.
Он поддержит и поможет,
Если вдруг случись беда.
- Наш учитель – капитан,
Ну, а мы – матросы.
С ним решаем сообща
Насущные вопросы.
- Все преграды одолеем,
Мели, рифы обойдём.
Мы с таким вот капитаном
Ни за что не пропадём!
VI. Подведение итогов.
Литература.
Квятковский А. П. Поэтический словарь.
Золотая коллекция. Русские озорные частушки.
Т. Лагутина. Народные частушки.
Интернет - страницы:
https://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-3331.htm?cmd=p&istext=1