Ирина Емельяненко
Конспект занятия «Права ребенка» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
• развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;
• учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
• воспитывать чувство уважения к другим людям;
• развивать речь, память, мышление воспитанников, расширять их кругозора, обогащать словарный запас.
Оформление:
• портреты детей;
• картинки с изображением прав детей;
Публикация «Конспект занятия „Права ребенка“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
• шляпа;
• волшебный сундучок.
Предварительная работа:
• знакомство с правами и обязанностями детей,
• чтение русских народных сказок
• беседы по теме «Права ребёнка»,
• рассматривание иллюстраций к литературным произведениям,
• разучивание пословиц,
• сюжетно-ролевые игры «Семья»,
• игры «Я помогаю маме», «Назови имя» и другие.
•
Ход занятия:
I. Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей.
- А что же такое право? (Высказывания детей.)
Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять, иметь.
II. Основная часть:
1. А сейчас мы проверим, как вы знаете наши права и обязанности.
Воспитатель: У меня в руках волшебный сундучок.
Давайте посмотрим, что же в нем находится (Свидетельство о рождении).
- Что это за документ? (Это первыйдокумент каждого человека, который выдается после рождения.)
- О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)
- Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
- Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?
(Называть друг друга по имени)
Игра «Шляпа знакомств».
Воспитатель: Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою фамилию, имя, отчество.
(Дети по очереди называют Ф. И. О.)
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
2. Воспитатель: Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве она говорит?
– Верно, право на семью. Что вы знаете об этом праве?
(У каждого человека должны быть папа, мама)
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Воспитатель: Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игу "Назови ласково".
Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-
ДЕДУШКА-
СЫН-
МАМА-
ДОЧЬ-
БРАТ-
СЕСТРА-
ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! Семья - самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье.
Семья в куче, не страшна и туча.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Птица рада весне, а дитя матери.
В дружной семье и в холод тепло.
ВОСПИТАТЕЛЬ: В каждой семье все должны любить и уважать друг друга, взрослые заботится о маленьких. А давайте сейчас мы с вами почувствуем, как это приятно о ком-то заботиться и как это ответственно.
Воспитатель:Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?
Ребенок : Я обязан убирать за собой игрушки после игры
Ребенок : Я заправляю постель
Ребенок : Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома
Ребенок : Дети обязаны слушаться своих родителей.
3. Воспитатель: Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком праве нам может она рассказать?
(Право на отдых)
- Как можно отдохнуть детям?
(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)
Воспитатель: Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых - поиграть в народную игру
Игра «Что мы делаем – не скажем»
(Дети загадывают движения, затем к ним подходит воспитатель)
Дети
- Человек Рассеянный с улицы Бассейной, прими нас на работу!
Воспитатель в роли Человека Рассеянного
-А что вы умеете делать?
Дети
- Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем!
Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т. д.
4. Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка.
О каком праве она нам расскажет?
(Право на образование)
- Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания
- Где можно получить образование?
(В школе, в детском саду, в училище, в институте)
- Для чего надо учиться?
(Чтоб получить профессию, диплом)
- Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком.
- В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)
Игра «Отгадай загадку»
• Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой,
Имеют полное право на …
(отдых)
• Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку,
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила-
Все имеют своё …
(имя)
• Чтобы вырасти успешным,
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование)
• Если дети заболели,
Плохо чувствуют себя,
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)
• Сказка учит нас, друзья,
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку,
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно,
Это право на … (жилье)
5. Воспитатель: Следующая картинка из волшебного сундучка.
О каком праве она напоминает?
(О праве на жилище.)
- Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно)
- Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.)
Это право на имущество, оно неприкосновенно.
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!
6. Воспитатель: Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о …. Праве на медицинский уход
Вопросы Ребенку :
- Кто изображен на рисунке?
- Что он делает?
- О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)
Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов.
А еще необходимо закаляться. Расскажите,как вы закаляетесь.
Воспитатель: Посмотрите, какие вы разные, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас теперь знает эти права, и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что все люди - и маленькие и большие - имеют права.
III. Заключительная часть, подведение итогов:
Давайте вспомним, какие права и обязанности вы запомнили лучше всего
(ответы детей)
Ребята, не забывайте, пожалуйста, что помимо прав у нас есть еще и обязанности, которые вы должны выполнять.
Домашнее задание:
Придумайте и нарисуйте пожалуйста дома, какое - нибудь новое право или обязанность, которое бы вы хотели добавить.
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!