Оксана Михайловна Курикалова
Права и обязанности родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей
с. Сергеевка Хабаровского муниципального района Хабаровского края
Доклад
на родительское собрание
«Права и обязанности родителей»
Подготовила воспитатель –
Курикалова Оксана Михайловна
март 2023 года
Воспитывает все: люди, вещи, явления,
но прежде и дольше всего – люди.
Публикация «Права и обязанности родителей» размещена в разделах
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. Макаренко
Семья - важнейшая ячейка общества, а родители в первую очередь обязаны воспитывать своих детей, заботиться не только об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, но и становлении ребенка как полноправного члена этого общества.
Самое ценное, что у нас есть – жизнь. Жизнь и здоровье детей – это особая ценность, и никто не имеет право посягать на неё.
Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.
Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, обеспечивать возможными для них средствами заботу о ребенке, способствовать его духовному, нравственному и физическому развитию в соответствии с общепринятыми стандартами и особенностями личности ребенка.
Родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка. Однако, они не вправе осуществлять свое право на воспитание в противоречие с интересами детей. При этом родители несут основную ответственность (нравственную и правовую) за воспитание и развитие своих детей.
Для положительного воспитательного воздействия на ребенка родители имеют ПРАВА, которые гарантированы и закреплены в международных, федеральных и региональных законодательных документах:
Декларации прав ребенка
Конвенции по правам ребенка
Конституции РФ
Семейном Кодексе
Гражданском Кодексе
Уголовном Кодексе
Законе РФ «Об образовании» и так далее.
На основании этих документов можно говорить о решающей роли родителя в воспитании, ведь главным образом, через семью наследуются детьми нравственные координаты и направленность личности. И в этом ее непреходящее значение, ибо «Добрая семья прибавит разума-ума», а «Родительское слово мимо не молвится», - гласит народная мудрость.
Права, обязанности и ответственность родителей
Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание, и развитие ребенка. Согласно Семейному Кодексу РФ, это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия, а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак, и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Родители имеют право :
защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;
на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;
на выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;
на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;
на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
на участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;
на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;
обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями;
на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;
на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав;
проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений (ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка).
Родители обязаны :
обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;
обеспечить детям получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении, создать условия для получения детьми общего среднего образования;
выполнять Устав общеобразовательного учреждении;
обеспечивать в пределах своих способностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;
содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно; в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).
За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.
Роль общения ребенка первых лет жизни со взрослым трудно переоценить. Оно необходимо малышу как воздух.
Значительно отстают в развитии дети, которые в первые годы своей жизни воспитываются в детских домах или приютах, имея при этом ограниченные контакты со взрослыми. Недостаточность контактов малышей со взрослыми может способствовать снижению уровня сопротивляемости болезням и темпу психического развития.
Что же получает ребенок раннего возраста от общения с взрослым и как он общается вообще? Примерно с шести месяцев и до 3х лет общение ребенка с взрослыми носит ситуативно-деловой характер. Это значит, что ребенок не просто радуется присутствию взрослого, а нуждается в постоянном сотрудничестве с ним. Окружающий мир наполнен для малыша множеством новых и незнакомых предметов. Чтобы быстрее узнать их назначение, малыши наблюдают за взрослыми, пытаясь понять, что делает мама или папа с этими незнакомыми вещами.
Взрослый для малыша — это человек, умеющий творить чудеса с различными предметами, а значит, и пример для подражания. При этом малышу очень важно, чтобы близкий человек был не только наставником, но и помощником, и участником совместных дел, связанных с овладением окружающими предметами. Ребенок раннего возраста нуждается в том, чтобы взрослый сотрудничал с ним в деле, организуя его, помогая в трудную минуту, подбадривая при неуспехе, хваля за достижения.
Во время взаимодействия ребенок внимательно прислушивается к комментариям взрослого и старается следовать им. Поэтому родителям необходимо как можно больше говорить со своими малышами и демонстрировать им назначение различных предметов. Например, моя руки годовалому ребенку, мама может полностью прокомментировать все свои действия: «Сейчас мы с тобой откроем кран, возьмем мыло, намылим руки. Вот так. Смоем мыло и вытрем руки полотенцем.»
Общение ребенка со взрослыми способствует не только развитию умений в области овладения различными предметами, но и развитию речи. Если с ребенком мало общаются, он может резко отставать от сверстников в развитии речи. А если взрослые, уделяя сыну или дочери много внимания, пытаются предвосхитить любое желание малыша, выполнить любую его просьбу, выраженную с помощью одного только жеста, ребенок также не будет стремиться к овладению навыками речевого взаимодействия. Строя свои отношения с ребенком раннего возраста, родителям необходимо знать некоторые возрастные особенности детей.
Так, ребенок второго года жизни лучше понимает инструкции, побуждающие его к действию, чем инструкции, содержащие запреты. Многие родители остаются в недоумении: «Почему мой малыш не хочет понимать меня, когда я даю ему очень важные знания? Я прошу его не трогать, не хватать, не ломать, а он продолжает делать все по-своему, как будто бы назло». Нет, ребенок не пытается досадить любимой маме, просто в этом возрасте слово «нельзя» часто остается без внимания и должного понимания.
В таком случае ребенку лучше вместо «не трогай!», сказать: «положи на место!», вместо: «отойди от стола!» просто позвать его к себе. Ребенок хорошо понимает, что ему надо делать, но еще не всегда может понять, что значит «не делать чего-либо».
Другая картина наблюдается на третьем году жизни. Малыш начинает понимать указания взрослых и старается регулировать поведение в соответствии с ними.
В этот период речь взрослого особенно привлекает внимание ребенка. Он не только начинает понимать инструкции родителей, но и с удовольствием слушает все, о чем говорят старшие между собой.
В этот период дети с огромным удовольствием слушают сказки и стихи, которые читают им взрослые.
И эту уникальную возможность в общении с малышом не стоит упускать! Родителям, которые много читают своему чаду, много с ним разговаривают и играют в детские игры, в дальнейшем гораздо легче справляться с трудностями. Многие мамы жалуются, что ребенок не отпускает их от себя ни на минуту: ходит по квартире «хвостиком», а если вдруг понимает, что мама куда-нибудь собралась, цепляется за нее, стараясь всеми силами удержать.
Почему ребенку важно общаться именно с мамой, а не с кем-нибудь другим? В этом случае мы сталкиваемся с проявлением «ранней детской привязанности», которая формируется у ребенка в том случае, если отношение с матерью носит эмоционально положительный характер.
Ранняя детская привязанность является необходимым условием полноценного развития ребенка. Малыш ощущает потребность в безопасности и любви, а в лице матери он видит того человека, который может обеспечить ему удовлетворение этой потребности. Если мама рядом, значит, беспокоиться нечего. Многочисленные исследования психологов показали, что дети, имеющие привязанность в возрасте 1,5-2 лет, позднее более умело обращаются с игрушками и более свободно общаются со сверстниками, в отличие от ребят, которые не были так сильно привязаны к матери. В период обучения в начальной школе дети с высокой степенью привязанности проявляют большей упорство в учебе и более эффективно взаимодействуют с одноклассниками.
У этих детей лучше развиты память, внимание мышление, и они проявляют больший интерес к самостоятельной исследовательской деятельности.
Основную роль в воспитании ребенка играет семья. Ведь именно в семье ребенок проводит большую часть своей жизни, тогда же закладываются основы личности ребенка. Все те знания и опыт, приобретенные в детские годы в семье, ребенок сохраняет в течение всей жизни.
Наибольшее влияние на развитие ребенка оказывают родители. И, как всем известно, именно у хороших родителей вырастают хорошие дети!
Но каких родителей можно назвать «хорошими»? Одни думают, что «хорошими» можно стать, изучив множество специальной литературы по педагогике и психологии. Но одних знаний мало. Да и можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются и всегда уверены в своей правоте, которые всегда точно знают, что ребенку нужно и что ему можно и могут абсолютно точно предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?
А можно ли назвать «хорошими» тех родителей, которые находятся в постоянных тревогах и сомнениях, теряются всякий раз, когда сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, и если прибегли к наказанию за проступок, то тут же считают, что были не правы? Они часто подозревают детей в каких-либо вредных привычках, выказывают излишнее беспокойство об их будущем, опасаются дурных примеров и неблагоприятного влияния. Наверное, ни тех, ни других нельзя назвать хорошими родителями, поскольку ни повышенная родительская уверенность, ни излишняя тревожность не помогут стать действительно хорошими родителями для своих детей.
В родительской работе, как и в любой другой, возможны ошибки и поражения, сомнения и временные неудачи, которые со временем сменяются победами.
Если родители во всем совершенны, знают правильный ответ на любой вопрос, то они вряд ли смогут осуществить самую главную родительскую задачу - воспитать в ребенке потребность к самостоятельному познанию всего нового и неизведанного. Родители являются первой общественной средой ребенка и именно личности родителей играют существенную роль в его жизни. Ведь не случайно в тяжелую минуту мы мысленно обращаемся к родителям, особенно к матери.
Постоянный психологический контакт с ребенком - это одно из универсальных средств воспитания, которое необходимо в воспитании каждого ребенка любого возраста. Ведь ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того, воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать и наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании ребенка.
Потребность в родительской любви – это жизненно важная необходимость для маленького человечка.
Любовь ребенка к своим родителям беспредельна, безусловна, безгранична. И если в первые годы жизни любовь к родителям обеспечивает собственную жизнь и безопасность, то по мере взросления родительская любовь все чаще исполняет роль поддержания спокойного и безопасного внутреннего, эмоционального и психологического мира человека. Именно поэтому основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.
Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых, высоконравственных детей.
Поэтому, уважаемые родители, проводите как можно больше времени со своим ребёнком!
Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к своему ребенку в любом возрасте с особой любовью и вниманием.
Конституция РФ
Ст. 22. Права ребенка в семье Ребенок в семье обладает правами, установленными Конституцией РК, настоящим законом и иными законодательными актами РК. Ст. 24. Обязанности родителей по воспитанию ребенка, уходу за ним и содержанию Родители обязаны воспитывать ребенка, осуществлять уход за ним, содержать его материально, заботиться о его благосостоянии, обеспечивать жильем.
Ст. 27 Конституции РК Брак и семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях.
Конвенция о правах ребенка – это важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав. Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Конвенция признает ребенком лицо, не достигшее 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения.
Статья 6 и статья 7. Все дети имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также они имеют право на сохранение своего имени и гражданства.
Статья 9 Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.
Статья 14 и статья 15. Все дети имеют право думать обо всём так, как они хотят, они имеют право организовывать клубы по интересам и участвовать в собраниях и организациях.
Статья 34, статья 35 и статья 36. Все дети имеют право на защиту от насилия, похищения или от любой другой формы эксплуатации.
Статья 24. Дети имеют право получать медицинскую помощь и лечение таким способом, который наилучшим образом поможет им сохранить здоровье, а также получать информацию о способах лечения и об условиях, способных повлиять на их здоровье.
Статья 30. Все дети, принадлежащие к этническим, религиозным или языковым меньшинствам, имеют право пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и пользоваться родным языком.
Статья 28 и статья 29. Все дети имеют право на получение образования, которое даёт возможность развития личности ребёнка.
Статья 27. Все дети имеют право на достаточно хороший уровень жизни, соответствующий установленным стандартам. Это означает, что дети должны иметь еду, одежду и жильё.
Статья 31. Все дети имеют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурному развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками.
Права ребенка
Право на жизнь. Право на имя при рождении. Право на медицинскую помощь. Право на образование. Право на отдых и досуг. Право иметь имущество. Право свободно выражать свои взгляды. Право на свободное перемещение. Право на заботу и воспитание родителями. Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, насилию и оскорблениям). Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
В. Г. Белинский
«На родителях, только на родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учеными, гражданами, членами государства на всех ступенях. Но кто не сделался прежде всего человеком, тот плохой гражданин. Так давайте же вместе будем делать наших детей человеками…».
20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка – это традиция, которая существует на протяжении многих лет в 129 странах-членах ООН.
Вот, например, в России в некоторых регионах он довольно популярен, хотя всеми любимый Международный день защиты детей (отмечаемый 1 июня) прижился здесь лучше.
Известно, что Всемирный день ребенка 20 ноября приурочен к принятой в тот же день, но только в 1989 г., "Конвенции о правах ребенка". Она вступила в действие в 1990 г., а в России – в 1994 г.
Уже в начале XXI века (в 2000 г.) был создан еще один документ, прописывающий основные показатели здоровья и развития населения, которые должны быть достигнуты к 2015 г. во всем мире. Именуется он "Декларация тысячелетия", и основная его часть отводится именно ребенку.
Всемирный день ребенка (20 ноября) создан специально для того, чтобы мы лишний раз задумались о самых маленьких и ценных созданиях в нашей жизни. Ведь дети очень ранимы.