МААМ-картинки

Практическое использование современных воспитательных технологий

Татьяна Прохорова
Практическое использование современных воспитательных технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Воспитание подрастающего поколения во все времена и у всех народов считалось важнейшей функцией общества и государства. Значение воспитания трудно переоценить : «им решается участь человека» (В. Г. Белинский, «…судьбы империй зависят от воспитания молодежи» (Аристотель). Мы все вместе отвечаем за воспитание подрастающего поколения. Организуя педагогический процесс мы должны гарантировать достижение поставленных целей. Говоря о воспитательных технологиях надо начать с педагогических технологий. Овладение педагогическими технологиями, умение самостоятельно разрабатывать конкретные воспитательные и образовательные технологии позволяют педагогу наилучшим образом осуществить профессиональную деятельность, быстрее стать мастером своего дела.

Публикация «Практическое использование современных воспитательных технологий» размещена в разделах

Педагогические технологии - это сложные системы приемов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, связанные между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся.

Воспитательные технологии-это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель-приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:

-диагностирование;

-целеполагание;

-проектирование;

-конструирование;

-организационно-деятельностный компонент;

-контрольно-управленческий компонент.

Содержанием воспитательных технологий являются :

Научно обоснованные социализированные требования;

Передача социального опыта;

Постановка цели и анализ сложившейся ситуации;

Социализированная оценка ученика;

Организация творческого дела;

Создание ситуации успеха.

При работе с воспитанниками, применяются особые педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в воспитании. В своей работе воспитатели нашей школы используют различные технологии, приведу примеры некоторых:

личностно-ориентированные технологии;

игровые технологии;

здоровьесберегающие технологии;

АРТ-технологии;

информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);

шоу-технологии;

технология создания ситуаций успеха;

сказкотерапия;

технология КТД

ситуативные технологии

Грамотное сочетание инновационных технологий обеспечивает развитие у воспитанников познавательной активности, творческих способностей. Технологии основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии воспитателя и детей.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия в развитии детей, реализации их природных качеств. Личность ребёнка в этой технологии открыта для воспитания и условия новых знаний, осознаний и ответственный выбор в различных ситуация, социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества.

Воспитатели используют различные формы организации деятельности личностно-ориентированной технологии :

игры, занятия, спортивные досуги;

упражнения, наблюдения;

упражнения, игры, гимнастика, самомассаж;

образно-ролевые игры.

Используя технологию личностного-ориентирования, педагоги школы решают следующие задачи:

1. гуманистическая направленность содержания деятельности;

2. обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов;

3. приоритет личностных отношений;

4. индивидуальный подход к воспитанникам.

Личностно-ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребёнка, поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребёнка, учете особенностей его индивидуального развития, доброжелательное внимание к нему, отношения к нему как к сознательному и полноправному участнику воспитательного процесса.

Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, ребята легче усваивают материал любой сложности.

Игровые технологии используются в любой деятельности воспитанников, будь то, режимные моменты, досуг, бытовое самообслуживание и др.

Процесс организации здоровьесберегающего воспитания носит комплексный характер, поскольку, согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, в своей деятельности использую здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребёнка, приучить его к активной здоровой жизни.

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и врача. Это создание максимально возможных условий для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуально, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и т. д.).

Здоровьесберегающие технологии применяются в различных видах деятельности. Воспитатели на-шей школы-интернат используют физминутки и динамические минутки, подвижные и спортивные игры, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, мультимедийную гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, воспитательные занятия о здоровье, самомассаж, активный отдых и т. д.

Психика ребёнка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь дети только начинают узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своём пути дети часто сталкиваются с серьё зными трудностями: в семье, в школе, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам ребёнок не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия. Арт-терапия — это лечение искусством, творчеством. (термин ввел А. Хилл). Преимущество арт-терапии заключается в том, что она не имеет противопоказаний и дает прекрасные результаты.

Арт-терапия эффективна при работе со всеми возрастными группами. Детям, подросткам и взрослым метод позволяет избавиться от негативных эмоций, учит расслабляться, принимать важные решения, способствует повышению самооценки, развивает мышление и память. Метод применим как в индивидуальной, так и в групповой психотерапии. Групповые занятия помогают развить социальные навыки, а также помочь другим воспитательным методам.

Виды арт-терапии, которые используются в работе с детьми : рисование, лепка, аппликация.

Техники арт-терапии опираются на веру в творческие способности каждого человека. Творчество позволяет человеку выразить внутренний мир, и через художественные образы, установить связь между сознательным и бессознательным.

В педагогической деятельности с воспитанниками наряду с традиционными средствами развития используются информационно-коммуникативные технологий (ИКТ). Это позволяет повысить воспитательную деятельность воспитанников, осуществлять индивидуальный подход, объективно и своевременно проводить анализ самостоятельной деятельности детей. В данном случае я осуществляю взаимосвязь «ребёнок – педагог». ИКТ способствует активизации познавательной деятельности, развитию интеллектуальных и творческих способностей, стимулирует и развивает психические процессы (память, мышление, восприятие, воображение).

Использование ИКТ позволяет сэкономить время при подготовке к проведению воспитательных занятий и мероприятий, сделать их более яркими и насыщенными, изготовлении диагностических материалов и их оформлении, перейти на новый уровень педагогического мастерства.

Опыт работы показал, что с компьютером, демонстрация презентационных материалов на занятиях и мероприятиях улучшают восприятие материала воспитанниками. Дети считают, что занятия с показом мультипликационных фильмов, видеороликов и презентаций гораздо интереснее, чем рассказ воспитателя с применением печатного материала.

Применение информационных коммуникативных технологий с применением игровых приёмов не только облегчает усвоение материала, но и предоставляет новые возможности для развития способностей детей.

Шоу – технологии.

Шоу имеет три особенности: деления участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал», соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий. В любом развё рнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.

Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

В школе активно используется данная технология при проведении мероприятий приуроченных к 8 марта, 23 февраля, дню Учителя, Новому году и др.

Технология создания ситуаций успеха.

Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт детей во время занятия и вне-урочной деятельности. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция на желание ребёнка выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Сказкотерапия. Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, в самое короткое время рассказать, к чему приводит тот или иной поступок героя. Эта уникальная возможность «проиграть» жизненные ситуации без ущерба собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Что, как не сказка, позволяет пофантазировать? Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Сказка позволяет «проиграть» такие вымышленные ситуации, каких нет и не может быть в окружающем мире. Сказка горести становятся осязаемыми, понятными, доступными для ума и сердца.

Технология КТД И. П. Иванова (коллективные творческие дела) - это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Технология коллективного творчества – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов. Организация творческого воспитания, организация определенного образа жизнедеятельности коллектива, охватывающая все практические дела, отношения. Использование этой технологии предполагает достаточно высокий уровень развития коммуникативных навыков.

Данная технология используется при подготовке к конкурсам, соревнованиям, и т. п.

Виды дел:

Трудовое КТД: «Трудовой десант»

Интеллектуальное КТД: «Круглый стол», «Брейн-ринг»

Художественное КТД: «Новогодняя гостиная» «Осенний бал»

Спортивные КТД: дни здоровья, «За честь школы»

Ситуативные технологии – это групповая проблемная работа с вербальным (словесным) поведением обучающихся в проблемной ситуации. Её цель- разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Ситуативные технологии разрабатываются и используются для решения проблем, которые порождаются особым стечением обстоятельств.

Современные технологии позволяют разнообразить формы работы с обучающимися, сделать их более творческими, упростить процесс общения с обучающимися и их родителями.

Главная задача воспитательного процесса заключается в том, чтобы организуемая в стенах школы деятельность способствовала более устойчивому, творческому и гармоничному развитию детей.

Рассмотренные технологии воспитания позволяют представить их как целостное педагогическое явление, направленное на достижение главных целей воспитания. Это позволяет существенно повысить эффективность воспитательной деятельности, направить воспитание на более результативное решение задач по формированию личностной сферы человека современного общества.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню ПобедыФотоотчёт о применении современных образовательных технологий при подготовке к Дню Победы 9 мая 2015 года мы празднуем юбилей Победы. Это и торжественно, и печально, ведь чем дальше мы отодвигаемся по временной ленте от войны,.

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных технологий и методик воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вышневолоцкого района "Зеленогорский детский сад" 171130, Тверская область,.

Использование современных образовательных технологий для повышения мотивации учащихся на уроках в начальной школе Каждый раз, готовясь к уроку, я представляю такую картину: мои ученики с легкостью принимают и извлекают информацию, выполняют различные.

Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии»Методическая разработка занятия с применением современных образовательных технологий «Профессии» Авторы методической разработки: А. В. Гуменюк, И. С. Лукьяненко Представляем Вам занятие с применением современных образовательных технологий.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Практическое использование современных воспитательных технологий
Опубликовано: 3 октября 2024 в 22:43
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практическое использование современных воспитательных технологий» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Прохорова (УИ 87344) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД