Елена Трескова
Познавательное развитие дошкольников на основе нетрадиционных дидактических игр и пособий
▼ Скачать
МАДОУ г. Хабаровска «детский сад комбинированного вида № 140»
Учитель дефектолог: Трескова Е. Ю.
«Познавательное развитие дошкольников на основе
нетрадиционных дидактических игр и пособий»
Публикация «Познавательное развитие дошкольников на основе нетрадиционных дидактических игр и пособий» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Познавательная активность, сформированная в период дошкольного детства, является важной движущей силой познавательного развития ребенка, что способствует успешному обучению в школе, социализации ребенка в обществе.
В своей педагогической практике я часто сталкиваюсь с проблемой интеллектуальной пассивности детей. Причины, которой, лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, знаний и интересов ребенка.
Многие дети, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность. Поэтому важно, активизировать детей к самостоятельному поиску решения проблемных ситуаций.
Познавательное развитие ребенка успешно осуществляется в условиях обога-щенной развивающей предметной среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнообразной деятельностью ребенка и обогащение его речевого опыта.
Правильно организованная развивающая среда - это система условий, обеспечивающая всю полноту развития личности ребенка. Она включает ряд базисных комплектов, необходимых для полноценного развития дошкольника.
Подбор дидактического материала, развивающих игр, пособий с учетом возраста, интересов и уровней развития детей помогает осуществить необходимую работу (при необходимости и коррекцию) для позитивного развития каждого ребенка.
Как иногда бывает трудно (особенно начинающим педагогам) создать развивающую среду в группе детского сада.
Как сделать так, чтобы она была направлена на РАЗВИТИЕ ребенка?
Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом создания развивающей среды.
Вашему вниманию представляю дидактические игры и пособия, изготовленные своими руками, которые можно использовать в работе с дошкольниками.
Дидактическая игра «Круги Луллия»
Основная цель работы с кругами Луллия: создание условий для освоения способа познания мира.
Игровые упражнения с детьми по кругам Луллия решают следующие задачи:
• способствуют формированию понятия «признак», знакомят с именами признаков;
• способствуют восприятию проявлений признака в конкретном объекте, его типичности и парадоксальности, нахождению причинно-следственных связей между объектами;
• способствуют развитию навыков фантастического преобразования объектов;
• создают условия для формирования способности увидеть суть проблемы.
Игры могут быть подобраны по двум направлениям:
1. На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний – например, на один круг прикрепляются изображения деревьев (дуб, яблоня, сосна и т. д., на второй листья этих деревьев. Предлагают ребенку подобрать для каждого дерева нужный листок.
2. На развитие воображения, фантазии и творчества – например, на занятии по изодеятельности ребенок самостоятельно выбирает, какую вазу он будет рисовать: на первом круге прикрепляются различные формы вазы, на втором варианты росписи.
Предлагаются 4 типа тренингов:
1:«Найди реальное сочетание».
Под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира.
2: «Объясни необычное сочетание».
Случайное соединение объектов и достоверное объяснение необычности их взаимодействия.
3: «Придумай фантастическую историю или сказку”.
Объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку.
4: «Реши проблему».
Учить ребенка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Пример:
"Необычные вещи"
Цель. Учить детей определять части объектов. Побуждать к объяснению практичес-кой значимости необычного сочетания известных им объектов или их частей.
Материал. На стержне - два круга (на одном изображения объектов, на втором частей этих объектов).
РЗ: "Посмотри, какой объект оказался под стрелкой на первом круге, и найди его часть на втором".
ФЗ: "Раскрути круги, посмотри и назови, что оказалось под стрелкой (например, здание и крылья самолета). Придумай историю о том, как дом научился летать".
Игра «Азбуковед»
1. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления, умения составлять слова и упражнять в чтении; 2. дифференциация понятий буква – цифра;
3. совершенствование навыков порядкового счета;
Ход игры:
Детям предлагаются карточки с изображенными на них цифрами - порядковым номером буквы в алфавите, игроку необходимо на место каждой цифра поставить нужную букву и разгадать зашифрованное слово. Побеждает тот, кто быстрее других, без ошибок запишет и прочитает расшифрованное слово.
Например:
12- 10 -20 --- КИТ
5-16-15--- ДОМ
13-10-15-16-14--- ЛИМОН
Далее можно предложить ребенку выполнить звуковой анализ разгаданного слова.
ИГРА «БУКВОВЕД»
ОПИСАНИЕ ПОСОБИЯ
Игра представлена в виде книги. На двух страницах изображены: вращающиеся диски с прорезями, съемные стрелки (четыре фиолетового цвета, по одной красного, синего, зеленого, окошечки, кармашки для расположения предметных картинок, предметные картинки; карточки с цифрами, буквами, союзами и, но, а, вопросом, звуковыми схемами, суффиксами -ик-, -ок- и др. Игра может быть использована на групповых, подгрупповых и индивидуальных занятиях
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Фонематическое восприятие
Педагог раскладывает в кармашки предметные картинки. На вращающийся диск прикрепляет зеленую, синюю и красную стрелки. Предлагает детям направить синюю стрелку на картинки, названия которых с твердого согласного, зеленую — с мягкого согласного, красную — с гласного звука.
Развитие анализа и синтеза звукового состава
1. Педагог помещает на диск одну фиолетовую стрелку, в окошечко вставляет букву. Детям нужно выбрать картинки, названия которых начинаются со звука, обозначенного буквой
2. Педагог помещает в окошко схему слова. Дети направляют стрелку диска на предметные картинки, названия которых соответствуют предложенной схеме.
3. Педагог вставляет в окошечко цифру, например 2
Дети показывают стрелкой картинки, состоящие из двух слогов, и называют их вслух. Правильность можно проверить отхлопыванием слова по слогам.
Формирование грамматического строя речи
Игра «Один — много». Педагог размещает в кармашках предметные картинки. Дети направляют стрелку диска на каждую из них и сначала называют ее, а затем несколько других.
Игра «Скажи ласково».
В кармашках размещены предметные картинки. На диске — суффикс -ик-. Стрелкой дети указывают на картинку, называют ее, образуя уменьшительно-ласкательную
форму с суффиксом -ик-, например: карандаш — карандашик.
ИГРА «ЗВУКОЦВЕТИК»
Цель: Развитие фонематического слуха, формирование умений давать сравнительную характеристику изучаемым звукам, делать обобщения: мягкие - твердые, звонкие - глухие.
На изображении цветка хорошо видны пары звонких и глухих. Глухие расположены ближе к центру, звонкие - по краям лепестков цветка. На верхнем лепестке - только звонкие. Только мягкие звуки [ч], [щ] - на зеленом лепестке, и в центре - [й]. Только твердые звуки -это [ш], [ж] и [ц]. Они на синем лепестке.
Звук [х] может звучать и твердо и мягко, он не имеет пары; расположился между синим и зеленым лепестками.
Слева в красных кружках - гласные первого порядка. Справа - гласные второго порядка, на них зелёные кисточки, так как эти звуки смягчают согласный звук. Таким образом, зеленая кисточка как бы окрашивает согласный звук в зеленый цвет, а мы при анализе звуков В слоге или слове под этим согласны звуком ставим зеленый кружок.
Игра «Задавай вопросы и отвечай!»
• Чем отличается буква от звука?
• Чем отличаются гласные от согласных?
• Лепесток «Б-П». Сколько букв и сколько звуков?
• Лепесток «Ш-Ж». Сколько букв и сколько звуков?
• Назови все глухие звуки на «Цветке». Сколько их?
• Назови все звонкие звуки на «Цветке». Сколько их?
• Назови только твердые, ([ш], [ж], [ц].)
• Назови только мягкие, ([ч], [щ], [й].)
• Назови согласные звонкие, у которых нет парных глухих, ([м], [н], [л], [р], [й].)
• Назови согласные глухие, у которых нет парных звонких, ([х], [ц], [ч], [щ].)
• Назови гласные, которые смягчают согласную. ([я], [ю], [е], [и], [ё].)
• Назови буквы, у которых нет звуков, (ь, ъ.)Многофункциональное дидактическое пособие
«Речевые круги»
Педагог даёт каждому ребенку цветной картонный круг и называет обобщающее понятие. Дошкольник прикрепляет прищепки к кругу, перечисляя при этом относящиеся к данному слову предметы. После того как все прищепки прикреплены (4-5 шт., ребёнок снимает их по одной, приговаривая относительные, притяжательные прилагательные, уменьшительно-ласкательные существительные и т. д., образованные от данного слова.
В каждом варианте игры соблюдается аналогичный принцип ее проведения.
Варианты игр:
«Скажи ласково»
Цель: закреплять умение образовывать существительные при помощи уменьшительноласкательных суффиксов: стул — стульчик; стол — столик; шкаф — шкафчик; и т. д.
«Кто где живет?»
Цель: закреплять знания о жилищах животных: белка — в дупле; лиса — в норе; волк — в логове; медведь — в берлоге; заяц — под кустом и т. д.
«Какой сок? Какое варенье?»
Цель: закреплять умение образовывать относительные прилагательные: яблоко — яблочный сок, яблочное варенье; груша — грушевый сок, грушевое варенье; абрикос — абрикосовый сок, абрикосовое варенье; персик — персиковый сок, персиковое варенье; и т. д.
«Много чего?»
Цель: закреплять умение образовывать множественное число имен существительных (в родительном падеже) : кукла — много кукол; мяч — много мячей; неваляшка — много неваляшек;
«Веселый счет»
Цель: закреплять умение согласовывать существительные с числительными: одно платье, два платья,., пять платьев и т. д.
Игра «Заколдованный круг»
В игре, представлены набор кругов разрезанных на 8 частей.
Детям предлагается собрать круг в соответствии с заданием к нему:
1. Собери круг так, чтобы сумма противоположных чисел была равна 6
2. Собери круг так, чтобы сумма противоположных чисел была равна 7
3. Собери круг так, чтобы сумма противоположных чисел была равна 8
4. Собери круг так, чтобы сумма противоположных чисел была равна 9
5. Собери круг так, чтобы сумма противоположных чисел была равна 10
6. Собери круг так, чтобы противоположные флажки были одного цвета
7. Собери круг так, чтобы количество точек увеличивалось на 1
Ориентироваться при сборе каждого задания можно на внутренние круги, в каждом задании они разного цвета.