Жанна Машина
Познание окружающего мира посредством экспериментальной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Познание окружающего мира через экспериментальную деятельность дошкольников»
Чем больше ребёнок слышит, видит, располагает элементами переживаний своего опыта, тем продуктивнее и значительнее будет развиваться его творческая деятельность.
Темочки:
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
Познавательная потребность, новые впечатления лежат в основе психологического развития дошкольника. Всё это ориентирует ребёнка на исследовательскую, поисковую, экспериментальную деятельность, направляет на познание окружающего мира.
Экспериментальная деятельность отличается от других видов деятельности тем, что цель ещё не определена и в ходе поиска ребёнок уточняет, выясняет, доказывает результат своего поиска-эксперимента. В таких опытах дошкольник готов к любым неожиданным результатам. Это позволяет эффективно познавать доступные ему предметы и явления. Поэтому экспериментальную деятельность можно применять как полезный и эффективный способ дальнейшего обучения детей дошкольного возраста.
Познание окружающего мира зарождается уже в раннем детстве, когда происходит первое знакомство с вещами, игрушками. Ребёнок начинает различать цвет, форму, назначение этих предметов, осваивает сенсорные эталоны, простые действия. Такие простые манипуляции с предметами и наблюдения развивают интеллект.
Взрослея ребёнок переходит к рассуждению о взаимосвязи между вещами, распределяя их по группам, то есть мысленно экспериментирует. Мышление переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и в дальнейшем к логическому. Экспериментирование способствует формированию у дошкольников познавательного интереса, улучшает мысленную деятельность, развивает наблюдательность. Самостоятельная исследовательская деятельность окружающего мира способствует более полному изучению предметов и явлений с целью познания, освоения и дальнейшего применения.
Основная задача воспитателей и родителей – поддерживать и развивать в детях интерес к исследованиям, опытам, открытиям, создавать все условия для этого. В детском саду эксперименты знакомят детей с конкретными методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности. Эксперимент связывает творческие проявления и эстетическое развитие. Воспитатель помогает дошкольникам активнее проявлять своё эмоциональное отношение к окружающему миру, стремление индивидуально выразить в процессе эксперимента своё личное переживание и представление о предметах и явлениях. Результатом таких действий является не качество эксперимента, а характеристика самого процесса, интеллектуальная активность, познавательная культура и отношение к реальному окружающему миру.
Задачи исследовательской-экспериментальной деятельности :
- формирование предпосылок поисковой деятельности;
- развитие способности к целенаправленному расследованию объекта;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем самостоятельно;
- формировать умение применять данные методы с использованием различных вариантов;
- развитие способности самостоятельно формулировать выводы.