Елена Сергеевна Чугаева
Поэзия доброты. К юбилею Агнии Барто
▼ Скачать +Заказ
Доклад на тему:«Поэзия доброты. К юбилею Агнии Барто»
«Доброта должна стать таким же состоянием человека, как мышление.
Она должна войти в привычку»
В. А. Сухомлинский
Современный мир подвергся изменениям за прошедшие 100 лет: компьютеры, планшеты, интернет, нанотехнологии, игрушки для любого возраста, с различными встроенными чипами, изменилось само понимание «Что такое хорошо, и что такое плохо?».
Публикация «Поэзия доброты, К юбилею Агнии Барто» размещена в разделах
- Барто А.Л. Творчество Агнии Барто
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Сейчас добрые чувства у дошкольников становятся все более дефицитными. Сегодня не просто воспитать детей с прекрасными человеческими качествами. Почему? На мой взгляд, здесь много причин, но в целом, нехватка атмосферы добра и доверия в семье и окружающем мире.
Поэтому одним из главных направлений в своей работе является воспитание доброты в детях через художественное слово, создание атмосферы уюта и добра в стенах детского сада. Недаром говорят: «Дети - наше будущее!», «Какое воспитание, такая и старость!».
Лучшим представителем и мною любимой поэтессой является Агния Львовна Барто. Никто так не доносит детям чувство доброты, долга, мужества, любви к родным, любви к Родине, проблемы взаимоотношений старших и младших.
17 февраля было 110 лет со дня рождения Агнии Барто. Актуальны ли стихи Барто сегодня?
Да, для любого возраста.
С уверенностью могу сказать, что её книги востребованы. Даже сейчас, спустя столько времени, издательства не скупятся на хорошее оформление ее книг, и эти книги занимают достойное место на наших книжных полках и в домашних библиотеках!
А. Барто писала, что, каждое ее произведение – пусть очень шутливое – обязательно содержит полезную мысль. Ставя своего героя в стихотворное положение, описывая неприятности, которые с ним происходят, она осуждает человеческие недостатки, заставляет задуматься: нет ли в твоем собственном характере и поведении чего-то похожего.
С удовольствием использую стихи Агнии Барто в своей работе. Сегодня можно слушать ее стихи на различных проигрывателях и даже с музыкальным сопровождением, что делает их еще более уникальными и желанными.
Стихи Агнии Барто отличаются лёгкой рифмой и весёлым настроением. Люблю детям читать цикл стихотворений «Вовка - добрая душа», который был написан поэтессой в 1962 году. В этих стихах есть разные детские характеры, игры детей, и их поступки. Большинство стихов из этого сборника стали любимыми для многих поколений малышей. Чтобы написать такие веселые и добрые стихи надо наверно быть чуточку ребенком. Я думаю, Агния Барто таковой и являлась.
Всем известно: дети очень любят играть, а также перевоплощаться в различных героев мультфильмов и сказок. Взяв эти два компонента – игра и перевоплощение, я с детьми провожу инсценировки некоторых стихов, которые способствуют сплоченности, доброжелательности между детьми, формируют заботливое отношение к игрушкам и вещам. Для этих целей хорошо подходит цикл стихов Агнии Барто «Игрушки»: «Зайчик», «Бычок», «Мишка», «Слон» и т. д.
Художественная литература способствует развитию чувств и представлений. Но не все дети могут увидеть главную мысль в содержании произведений, которую автор хотел донести до нас. Поэтому с детьми обязательно проводим беседы поучительного характера по текстам стихов: Что можно было сделать, чтобы предотвратить это? (например, почему Зайчика оставили на лавочке). Или решаем, поставленные перед детьми задачи: «Что бы ты сделал, если бы увидел зайчика на лавочке?» или «Как бы ты помог Тане?», «Какие бы ты сказал слова Тане, чтобы утешить её?».
Одним из методов и приемов работы с детьми по социально-нравственному развитию использую проигрывание этюдов с неопределенным концом. Люблю слушать продолжение стихов. Тут дети с удовольствие принимаются фантазировать, главное помочь детям не потерять мысль и героев стихотворений.
В каждой группе есть такие ребята, кто по поводу и без повода жалуется на всех остальных детей воспитателю и родителям. У них возникает привычка постоянно и порой несправедливо в чем-то обвинять других детей, преувеличивая их действительные недостатки, порой, не замечая своих. Как правило, окружающие не любят «ябед», избегают с ними общаться. Стоит хорошенько подумать, стоит ли так вести себя. В таком случае я привожу детям в пример Сонечку из одноименного стихотворения Агнии Барто:
"Сонечка"
Тронь ее нечаянно —
Сразу: — Караул!
Ольга Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась! —
Слышен Сонин голос.
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
— Голова болит.
Я бы полежала бы —
Мама не велит.
Сговорились мальчики:
— Мы откроем счет,
Сосчитаем жалобы —
Сколько будет в год?
Испугалась Сонечка
И сидит тихонечко.
Художественное творчество, так же, как и художественная литература хорошо способствует развитию образного мышления детей, в том числе и мелкой моторики. В преддверии праздника «Дня Защитников Отечества» для детей актуально прочитать стихи А. Барто «Кораблик», «Морские волны», после чего можно детям предложить изобразить кораблик в любом исполнении: будет это кораблик из пластилина в технике барельеф, или рисование акварельными красками, или кораблик из бумаги в технике оригами. Вариантов много, так же и в нетрадиционных техниках, здесь уже зависит от возрастных особенностей детей: каждому возрасту и ребенку присуще свои умения, навыки и знания. Мы с детьми к 23 февраля для пап и дедушек сделали открытки с изображение кораблика из фантиков. Получилось ярко и красочно!
Стихотворение «Девочка чумазая» Агнии Барто помогает в работе по формированию культурно гигиенических навыков. Я учу детей следить за своим внешним видом, уметь устранять изъяны в одежде, замечать их у других и правильно реагировать на замечания. Здесь мне помогает кукла Маша, с которой мы проигрываем это стихотворение, проводим беседы по содержанию, находим недостатки в её внешнем виде и устраняем (купаем куклу Машу в воде).
В конце прошлого года в своей группе я провела открытое занятие по социально-коммуникативному развитию на тему «От улыбки станет всем светлей». Основной задачей было воспитание в детях чувства искренности и доброжелательности, любви к природе. К нам в гости приходил Медведь (игрушка). Каково было моё удивление и чувство гордости за моих детей, когда они распределили роли между собой и не по составленному заранее мною плану, Анфиса посадила Медведя за стол, Илья и Кирилл сразу стали накрывать на стол и угощать Медведя клубникой, другие гладили и жалели (Медведь пришёл к нам в слезах). Я хочу сказать, что не всё потеряно, всё в наших с вами руках, руках воспитателей.
А творчество Агнии Львовны будет жить вечно в наших сердцах, и передаваться из поколения в поколение. Читайте стихи А. Барто. Ведь эти немного наивные, но такие искренние, наполненные разными чувствами и переживаниями стихи и есть зёрна доброты и человечности, которые обязательно должны прорасти в каждом из нас.
Список использованной литературы:
1. А. Барто. Лучшие стихи. - М. : Росмэн-Пресс, 2012.
2. Интернет-источники:
ru.wikipedia.org/wiki/Барто,_Агния_Львовна.
http://www.barto.gatchina3000.ru/