Валентина Фуфаева
Поэтический образ природы в детском рисунке
▼ Скачать + Заказать документы
Поэтический образ природы в детском рисунке
На развитие и проявление творческих способностей дошкольника
существенное влияние оказывают три основных фактора: непосредственное наблюдение живой природы, подкрепление этих представлений уточняющими беседами, просмотром картин (репродукций) и иллюстраций, знакомство с лучшими поэтическими образцами описания природы. Выразительность пейзажного рисунка имеет определенные особенности, которые связаны с развитием у детей чувств, вызванные поэзией. Вначале они слитные, нерасчлененные, и рисунки передают лишь общее впечатление от стихотворения. Под влиянием систематического обучения чувства детей усложняются: они начинают распознавать эстетические качества самого художественного образа, проникаться настроением произведения. В результате этого в рисунках на темы пейзажной лирики старшие дошкольники осознанно пытаются предать эти эстетические качества (красоту цветосочетания, ритм, необычность формы, используя доступные изобразительные средства для передачи настроения. На основе развивающихся эстетических чувств, в рисунках начинается проявляться определенное отношение к природе. Цвет как средство выразительности выполняет в детском рисунке смысловые функции. Младшему дошкольнику он помогает выразить эмоциональное отношение к образу рисунка. В среднем возрасте дети изображают различные цветовые оттенки предметов, придавая тем самым некоторую выразительность образам. И, наконец, в старшем дошкольном возрасте цветом дети начинают передавать настроение поэтических строк. Предметы чаще всего окрашиваются определенным локальным цветом: небо синее, ствол дерева коричневый, солнце желтое или оранжевое и т. д. Это отмечается как в младшем, так и старшем дошкольном возрасте. Используя как основные цвета, так и их оттенки, дошкольник может окрашивать предметы цветом, не соответствующим действительности, для усиления впечатления от изображения. Обычно дети используют яркую окраску, которая делает рисунок привлекательным.
Публикация «Поэтический образ природы в детском рисунке» размещена в разделах
Наблюдения природы проводятся не только для получения детьми знаний о ней, для развития эстетического восприятия, но и с целью сопоставления пейзажей, описанных в стихотворении: одуванчика, ромашки, елочки и т. д. Для более целенаправленного знакомства детей с произведениями о природе проводятся беседы о содержании и различных средствах выразительности. Если художественное произведение небольшое по объему, содержит описание одного конкретного образа или несложной картины природы и беседа о нем занимает немного времени, то она может быть произведена непосредственно на занятии рисованием. Важным приемом обучения является также анализ детских рисунков. Он может проходить по-разному. Дети читают одну или несколько строк из произведения и отмечают, как этот эпизод отображен в рисунке. Или по рисунку узнают, какому произведению он соответствует.
В подготовительной к школе группе мы проводили беседу: «Картинка про лето». До этого рассматривали цветы, речку, животных и т. д. При этом мы разбирали такие стихи:
«Одуванчик» Серова.
Носит одуванчик желтый сарафанчик. Подрастет-нарядится в беленькое платьице. Легкое, воздушное, ветерку послушное.
Стихотворение «Ромашка» Е. Серовой. Нарядное платьице, желтые брошки, Ни пятнышка нет на красивой одежке…
Колокольчик Е. Трутневой. Бежит тропинка через луг, ныряет влево, ныряет вправо. Куда ни глянь - цветы вокруг, да по колено травы. И колокольчик луговой на тоненькой былинке, Качаясь, гнется над травой у солнечной тропинке.
Проводим беседу: «Что интересного увидел поэт в природе?» - Лето и цветы. Цветы разные. Предложила детям подумать, как изобразить в рисунке, что колокольчик «приглашает» ромашки, которые «разлетались» по лугу. Чтобы дети лучше представили выразительность цветов, одному из мальчиков предложила показать, как он приглашает девочку на танец. Это вызвало эмоциональную реакцию и облегчило изобразительную задачу. Провели занятие на тему: «Золотая осень» Дети познакомились с двумя разнохарактерными произведениями об осени: «Лес, точно терем расписной» И. Бунина и «Скучная картина» А. Плещеева. До знакомства с этими стихами проводились неоднократные наблюдения осенних явлений: дети внимательно смотрели, как падают листья, какого они цвета, как выглядит природа. В стихотворении Бунина показана осень золотая – веселая.
«Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный Веселой пестрою стеной, стоит над желтою поляной.
Плещеев: «Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, лужи у крыльца. Чахлая рябина мокнет под окном; Смотрит деревушка сереньким пятном.
Две разные осени. В первом стихотворении – золотая ранняя, во втором – поздняя осень.
С зимним пейзажем знакомились через стихотворение Есенина «Белая береза». Белая береза под моим окном, Принакрылась снегом, точно серебром.
Тютчева «Чародейкою зимою», Маршака «В декабре.»
Детям очень нравится рисование с использованием поэтических образов.