Татьяна шинкарева
Повышение моторной плотности на занятиях по физкультуре в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Плотность занятия. Способы повышения плотности занятия
На плотность занятия влияет его содержание, в котором упражнения должны сочетаться по характеру, сложности, длительности выполнения, эмоциональности воздействия.
Рациональное использование времени, занятия во многом зависит от способов организации детей для выполнения упражнений. Основными из них являются фронтальный, поточный, сменный, групповой и индивидуальный
Публикация «Повышение моторной плотности на занятиях по физкультуре в ДОУ» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
При фронтальном способе организации группы упражнения выполняются сразу всеми детьми. Этот способ эффективен для достижения высокой плотности занятия и обеспечения большой активности детей, он широко применяется при ознакомлении с учебным материалом и его закреплением.
Э. Я. Степаненкова отмечает, что при фронтальном способе: педагог не может удержать в поле зрения всех детей; ребенок не имеет возможности наблюдать за действиями других детей; применим к движениям, не требующим подстраховки от травматизма.
Поточный способ заключается в выполнении одного и того же упражнения по очереди, беспрерывным потоком. Применение этого способа целесообразно с детьми старшей и подготовительной групп. Чаще применяется для закрепления и совершенствования умений и навыков, воспитания физических качеств.
Способ выполнения упражнений сменами заключается в распределение детей на группы - смены, которые по очереди проделывают упражнения. При сменном способе воспитателю удобно следить за выполнением задания; обращать внимание детей на требования к правильности движения. Этот способ эффективен при разучивании учебного материала.
При групповом способе дети распределяются на группы, каждая из которых выполняет самостоятельное задание воспитателя. Этот способ позволяет: рационально использовать время занятия; воспитывать самостоятельность, сознательность, ответственность, сдержанность; сохранять высокую двигательную активность и плотность занятия; одновременно разучивать 2-3 вида упражнений; углубленно разучивать движения одной подгруппой.
Индивидуальный способ заключается в выполнении упражнения каждым ребенком отдельно. Остальные наблюдают за ним. Ценность индивидуального выполнения в том, что оно позволяет обратить внимание каждого на качество движения, увидеть основные недостатки.
Э. Я. Степаненкова отмечает, что при этом способе снижается активность детей и физиологическая нагрузка, повышается отвлекаемость детей.
Н. Аксенова считает, что «комбинация фронтального и группового способов позволяет повысить физическую нагрузку. Групповой способ в виде круговой тренировки увеличивает моторную плотность занятий при условии, что упражнение в основных движениях проводится без интервалов».
Методы руководства, рациональное сочетание показа и объяснения воспитателя также оказывают влияние на плотность занятий.
Старшим дошкольникам можно давать сокращенное объяснение, обращая внимание лишь на ведущие детали, ограничиться беглым показом, напоминанием основных способов его выполнения.
Объяснения должны быть краткими, четкими, выразительными, с тем, чтобы представления о движениях у детей создавались точные и правильные.
Повышению плотности занятия способствует подготовленность воспитателя к ведению занятия.
Д. В. Хухлаева писала, что «на необходимые вспомогательные действия в процессе занятия отводится минимальное время (раздача пособий, перестроение детей, перестановка снарядов). Воспитатель заранее обдумывает организацию этих действий и исключает возможность непроизводственной затраты времени».
Участие воспитателя в играх и упражнениях повышает эмоциональный настрой детей, влияет на их двигательную активность. Поддержание строгой дисциплины на занятиях необходимо в связи со сложностью их организации и обеспечением безопасности детей. Но порядок не доложен носить формальный характер, - считает Т. И. Осокина.
Отличительными особенностями старших дошкольников являются познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая
эмоциональность. Поэтому, считает М. А. Рунова, во время занятий должна быть четкая дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд, указаний воспитателя. В то же время детям должны предоставляться определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их творчество и инициативу
В. И. Шишкина [44] дает советы по предупреждению дисциплинированности детей:
Оптимальная физическая нагрузка на занятии - залог дисциплины.
Следует до деталей продумывать организацию деятельности детей на занятии (например, участие всех детей в расстановке оборудования, что повышает показатель моторной плотности занятий)
Высокая умственная активность. В. И. Шишкина предлагает специальные приемы:
• использовать в полной мере имеющееся разнообразие видов и способов движений, их темп и амплитуду, методику подачи, ритмического сопровождения, необычную расстановку пособий и оборудования;
• ставить перед детьми конкретную мыслительную задачу: выбрать способ движения в определенной обстановке, назвать действие, «проговорить» его, оценить движения других и свои;
• назвать упражнения самые сложные, легкие, интересные и аргументировать выбор, сосчитать их и т. д.
• чаще использовать упражнения на ориентировку в пространстве, пространственную терминологию, фольклор, увлекать и завораживать детей каждой мелочью.
В. А. Шишкина подчеркивает, что «если занятия по физкультуре становятся для ребенка путешествием в увлекательный мир разнообразия движений, их ритмов, логическим взаимодействием с окружающим предметным миром; физическая нагрузка воспринимается организмом как «мышечная радость»; общение со сверстниками и воспитателями как социальный комфорт; обучение двигательным умениям дает возможность самовыражения, то никаких проблем с дисциплиной не будет».
Важным средством повышения плотности занятия является их музыкальное сопровождение.
«Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов; развитию слуха; воспитанию временной ориентировки», - писала А. В. Кенеман [14; 98].
«Для активизации малоподвижных детей, - считает Н. Аксенова, -эффективно использование музыкального сопровождения. Музыка помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнений, объединяет все части занятия в единый сюжет, в связи с чем увеличивается двигательная активность»
Чтобы физкультурные занятия отвечали поставленным воспитательно -образовательным и оздоровительным задачам, по мнению Д. В. Хухлаевой, они должны быть интересны, вызывать у детей определенный эмоциональный подъем. Это обеспечивается «новизной упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу мысли, активность движений, положительные эмоции, желание достичь результата.
В старших группах интерес детей повышается при самостоятельном выполнении упражнений; сознательном преодолении некоторых трудностей. Поэтому для успешного проведения занятия воспитателю необходимо хорошо знать особенности каждого ребенка и на основе этого умело осуществлять индивидуальное руководство в процессе коллективного занятия, учитывая возможную меру интенсивности психических и физических нагрузок и своевременно регулируя их»
Н. Аксенова пишет, что увлекательность предстоящей деятельности позволяет повысить моторную плотность занятия. В старшем дошкольном возрасте, по ее мнению, повышению интереса к движениям и, следовательно, двигательной активности способствует использование соревновательных моментов
ля достижения оптимальной двигательной активности (ДА) детей во время занятий по физической культуре, - считает М. А. Рунова -необходимо:
• запрограммировать оптимальный объем, продолжительность и интенсивность ДА; распределить ее с учетом состояния здоровья детей и их физической подготовленности, индивидуальных возможностей;
• осуществлять планирование программного содержания занятий в течение всего года с учетом уровня развития ДА детей;
• поддерживать положительный эмоциональный настрой и интерес у детей во время занятий за счет новизны упражнений и вариативности игр, постепенного усложнения задач, самостоятельного выполнения упражнений;
• при подготовке к занятию продумать задачи и программное содержание в соответствии с принципами обучения, а также индивидуальными особенностями детей;
• предусмотреть достаточную площадь, рациональное размещение пособий, санитарно - гигиенические требования, одежду и обувь.
• в водной части занятия не допускать длительных бесцельных движений, давать четкие лаконичные указания, продумать музыкальное сопровождение, которое должно создавать положительный эмоциональный настрой;
• во время выполнения комплекса упражнений общеразвивающего воздействия особое внимание обращать на осанку детей и их дыхание.
Предусмотреть название упражнений, смену исходных положений для каждого упражнения, разнообразное использование методов (показ воспитателем или ребенком, словесное объяснение и т. д., ритмическое сопровождение (музыка, звук, счет, слово).
Таким образом, под методами физического воспитания понимаются способы применения физических упражнений; их основой является «избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом» (Л. П. Матвеев).
В физическом воспитании применяются две группы методов: специфические (метод строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательные методы); общепедагогические (словесные, наглядные, практические).
Ряд ученых (Д. В. Хухлаева, Т. И. Осокина, Э. Я. Степаненкова и др.) отмечают, что только комплексное применение методов в соответствии с методическими принципами, обеспечит эффективность обучения.
Выводы
Опираясь на исследования Д. В. Хухлаевой, Т. И. Осокиной, Э. Я. Степаненковой, М. А. Руновой, Н. Аксеновой и др., мы считаем с целью повышения двигательной активности детей во время занятий, необходимо использовать следующие методы и приемы:
• использование упражнений преимущественно динамического характера, направленных на развитие различных групп мышц; требующих координации движений, ловкости и выносливости;
• соответствие содержания игр и упражнений возрастным и индивидуальным двигательным возможностям детей;
• применение разных способов организации детей;
• рациональное использование окружающей среды и пространства, оборудования и пособий;
• стимулирование индивидуальных возможностей каждого ребенка;
• активизация мыслительной деятельности ребенка, самостоятельности и развитие творческих двигательных способностей;
• создание благоприятных условий для положительных эмоциональных и нравственно- волевых проявлений ребенка;
• лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;
• создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;
• использование музыкального сопровождения во время разминки, упражнений на расслабление, хорошо знакомых детям двигательных заданий и игр;
• вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.