Яна Кривошеина
Поведенческие реакции у детей с расстройствами аутистического спектра
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом число детей с особыми образовательными потребностями в нашем ДОУ увеличивается, и за прошедшие 4 года количество детей с подтвержденным диагнозом расстройство аутистического спектра (РАС)/ранний детский аутизм (РДА) посещающих ДОУ в настоящий момент составляет 80% - это 4 ребенка из числа предельной наполняемости группы (5 детей) для детей с данным расстройством. Под наблюдением специалистов ППк ДОУ с явными характерными для РАС признаками нарушений эмоционально-волевой сферы, социального взаимодействия на дообследование специалистами медицинского профиля на сегодняшний день представлены еще 2 ребенка (с сентября текущего года). Выпущены из ДОУ в ОУ 2 ребенка. Таким образом за все время общее число воспитанников с РАС составляет 8 детей.
Публикация «Поведенческие реакции у детей с расстройствами аутистического спектра» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2023
С появлением в ДОУ первого ребенка аутиста педагогический коллектив столкнулся с проблемой помощи детям, имеющим различные особенности нарушений в развитии: как в сфере физического здоровья, так и в сфере общения, когнитивной и мотивационно-волевой сфере. В результате наблюдений и диагностических обследований выяснилось, что некоторые из них нуждаются не только в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования, но и в таких развивающих занятиях, которые будут направлены на коррекцию нежелательного поведения, вызывание/формирование речевых навыков, обучение альтернативным способам коммуникации.
Как известно, отличительной и распространённой особенностью детей с РАС являются : отсутствие визуального контакта, трудности социального взаимодействия с окружающими, стереотипии, ритуалы и тп. Детям с РАС, особенно неговорящим, очень сложно попросить то, чего они хотят, им проще ударить себя, или другого человека, кричать, щипаться. Особый ребенок, который не знает, как ждать или просить внимание взрослого очень быстро понимает, что агрессия, самоагрессия – самый быстрый способ добиться желаемого. Так возникает то самое, нежелательное поведение – поведение, противоречащее общепринятым нормам.
Наиболее распространенными видами нежелательного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра принято считать :
Отсутствие зрительного контакта, отсутствие реакции на инструкции
Самостимуляция
Падение на пол
Побеги от взрослых
Стремление забираться на высокую мебель
Крики, ругательства, шум и т. д.
Плач
Истерики
Разрушительное поведение
Укусы, толчки, драчливость
Самоагрессия
Существует всего 4 основные функции поведения :
1. Доступ к желаемому предмету или действию. Неприемлемое поведение обычно возникает, когда ребенок получает отказ на его просьбу, или когда от него требуют прекратить любимое занятие, которым он занят в данный момент.
2. Привлечение внимания (взрослого, сверстников). Обычно это поведение проявляется, когда на ребенка не обращают внимание, но бывает и специфический вид внимания – когда поведение ребенка раздражает окружающих и они реагируют криком, угрозами, сердитым выражением лица.
3. Избегание/уклонение/прекращение неприятных стимулов или действий. То есть, избегание неприятных ситуаций, трудных заданий, длинных заданий, неприятных стимулов.
4. Получение сенсорной стимуляции. Сенсорная стимуляция может быть визуальной, аудиальной, тактильной, проприоцептивной и комбинированной. Данное поведение обычно происходит очень часто, и не меняется от присутствия или отсутствия других людей.
Расстройство аутистического спектра — это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевым и иногда интеллектуальными расстройствами. Как же преодолеть эти проблемы и помочь ребенку социализироваться?
Для начала нужно помнить, что все наше поведение зависит от окружающей среды, предшествующих факторов и последствия поведения. То есть, в окружающей среде есть стимулы, которые происходят ДО возникновения поведения, и те, которые происходят ПОСЛЕ. Просто так то или иное поведение не происходит, всегда, что-то предшествует. Так неговорящие дети с РАС с помощью своего поведения разговаривают с вами. Наша задача научиться различать, что именно хочет ребенок и научить его общаться без проявления неприемлемого поведения.
В прикладном анализе поведения – это «трехкомпонентная поведенческая последовательность» (АВС-анализ) : - один из наиболее мощных инструментов для коррекции нежелательного поведения, которым могут пользоваться как специалисты, так и родители.
А
Activating event Активирующее событие/ «триггер»
Предшествующий фактор
B
Beliefs Мысли и установки (мысли, происходящее в ответ на активирующее событие)
Поведение
C
Consequence Последствия (то, как человек чувствует и ведет себя, когда у него возникают эти мысли ( последствия делятся на две части: реакции и эмоции)
Последствие
Рассмотрим эту последовательность на реальном примере:
Предшествующий фактор (ребенок не захотел заниматься со специалистом) –> Поведение (с криком разбросал игры) –> Последствие (специалист собирает игрушки, ребенок кричит, занятие сорвано).
Существует множество разнообразных причин возникновения нежелательного поведения, и первоочередной задачей специалистов и родителей является их определение при помощи данной трехкомпонентной последовательности. Для начального анализа лучше выбрать 1-2 формы нежелательного поведения и фиксировать, какие события предшествуют его возникновению и какие события происходят непосредственно после него.
Как правило, нежелательное поведение помогает ребенку привлечь внимание взрослых, получить доступ к желаемым предметам или деятельности или же, наоборот, избежать неприятных для него занятий. Нежелательное поведение также может быть своего рода развлечением для детей (самостимуляция, разрушительное поведение, высокая мебель). В определении предшествующих факторов вам также поможет понимание того, что, как правило, у детей отсутствуют альтернативные навыки для того, чтобы получить такой же усилитель, который они получают путем проблематичного поведения (например, отсутствие навыка обращения с просьбой).
Что такое усиление?
Усиление – это ВСЕГДА что-либо, что увеличивает поведение.
Усилением может быть получение доступа к «хорошим» вещам – игрушкам, деятельности, вниманию и т. д.
Выговор и негативное внимание иногда также являются усилителями для аутичных детей.
Усилением может быть избавление от неприятных или «плохих» вещей – требований, инструкций, укладывания в постель, одевания ботинок и др.
Усиление повышает как положительное, так и негативное поведение.
Большинство эпизодов усиления происходит незапланированно и естественным путем.
Как изменить проблематичное поведение?
1. Определение причины негативного поведения (трехкомпонентная последовательность АВС-анализа).
2. Предотвращение (работа с предшествующими факторами).
3. Обучение и усиление альтернативного, желательного поведения.
4. Изменение последствий после нежелательного поведения.
Рассмотрим эти этапы на конкретном примере. Представим, что иногда ребенок сильно шумит, сбрасывает предметы со стола, отбирает игрушки у других детей, чтобы привлечь ваше внимание, беспокоится, плачет.
Шаг № 1: Попробуйте определить, почему ребенок так себя ведет. Что происходит после этого? Предположим, что таким образом он пытается привлечь к себе ваше внимание.
Шаг № 2: определите время и условия окружающей среды, в которых существует наибольшая вероятность того, что такое поведение возникнет, а затем перепланируйте свою связанную с этими факторами деятельность (например, любая деятельность с другими детьми, в которой ребенок не мог или же не хотел принимать участие, в силу своих особенностей). Запланируйте такие виды деятельности, в которых сможет принять участие и этот ребенок.
Шаг № 3: обучите ребенка желательному поведению и усиливайте его на постоянной основе.
Шаг № 4: игнорируйте нежелательное поведение, не оказывайте ребенку внимания уже во время его проявления. Однако, будьте предельно внимательными в случае опасного или само агрессивного поведения. В данном случае речь идет о нежелательном поведении, которое не представляет собой угрозу для ребенка или окружающих его людей.
Во время игнорирования нежелательного поведения старайтесь не смотреть на ребенка (внимание, не показывайте эмоций на лице, не спорьте с ним и не разговаривайте (внимание, не демонстрируйте свой гнев (внимание, увлеченно займитесь какой-нибудь деятельностью. Предоставьте малышу немного внимания немедленно после того, как негативное поведение прекратилось.
Специалист должен уметь управлять поведением ребенка путем осознанного и целенаправленного подкрепления желательного поведения. Контролировать процесс взаимоотношений всегда должны он, а не ребенок. Именно взрослый должен стать «Руководящим контролем!»
Что это значит: необходимо контролировать любые предметы, которые ребенок хочет получить. После того как ребенок стал вас воспринимать, все мотивационные предметы лежат, например в прозрачной коробке, ребенок знает где, но доступ есть только у вас. И только вы решаете, когда и как долго они будут в его распоряжении.
Тщательный выбор инструкций и поощрений. Вы даете инструкцию сделать что-либо, то не давайте поощрение пока он ее не выполнит. Эта ступень разрешает вам помогать ребёнку в достижении успеха, если в этом есть необходимость (жестовая подсказка, физическая).
Использование мотивационные ситуаций для предъявления требований.
Покажите ребёнку, что, следуя вашим инструкциям, он сможет получить, то что хочет. Давайте ребёнку лёгкие задания так часто, как только возможно, и поощряйте его стремления участвовать в их выполнении, приобретая позитивный опыт. Постепенно уменьшение частоты поощрений.
Важные аспекты коррекции нежелательного поведения
Необходимо убедиться, что нежелательное поведение НИКОИМ ОБРАЗОМ не подкрепляется.
Не нужно обещать ребенку усилители, «если он прекратит…»
Не нужно показывать ему усилитель (конфету, игрушку и т. д.) во время проявления им нежелательного поведения.
Не нужно пытаться «уговорить» ребенка успокоиться, это является, по сути, проявлением внимания, а значит усилением.
Необходимо оставаться спокойными и неэмоциональными, не вступая в конфликт.
Необходимо удовлетворять потребности ребенка до того, как его проблематичное поведение заставит вас это сделать.
Стоит избегать ситуаций, которые предположительно могут вызвать у ребенка тревогу или раздражение.
Начинать эту программу коррекции поведения необходимо в окружающей среде, которую вы можете контролировать.
Обучите коллег и родителей тому, как работает эта технология.
Подводя итог, хочется отметить успешность применения данной технологии и элементов АВА терапии в работе с детьми с РАС. Включить данную категорию детей в образовательный процесс, в среду здоровых сверстников - сложно, но возможно! Усилиями специалистов ДОУ созданы необходимые условия для обучения и воспитания детей с РАС. Второй год функционирует группа для детей с РАС, где оформлена предметно-пространственная развивающая среда с учетом потребностей и возможностей каждого ребенка. В группе имеется необходимое оборудование и специальные средства обучения детей с РАС : альбомы с карточками PECS, индивидуальные планшеты и планеры, визуальное расписание, бокс с промаркированными ячейками для пользования карточками PECS. Собственноручно изготовлены кейсы с играми на липучках, Систематизированные папки с многофункциональным набором карточек, для организации коррекционно-развивающих занятий. Для коррекции нежелательного поведения и сенсорной интеграции в группе имеются: жилеты-утяжелители, яйцо Совы, мешок Совы. В сенсорной комнате установлено необходимое оборудование: иллюминация, сухой бассейн, интерактивный стол, пол, балансировочное колесо. Мы не останавливаемся на достигнутом, совершенствуем свою работу с детьми с РАС. Так, в этом году представив опыт своей работы в данном управлении, команда ДОУ выиграла Грант Главы Пуровского района. С нетерпением ждем появления в нашем детском саду комплексного оборудования для сенсорной интеграции «Дом Совы». И, конечно же хочется поделиться достижениями наших особенных воспитанников. Применяя специальные методы в работе с детьми с РАС, наши дети участвуют в мероприятиях ДОУ: «Клубный час», открытые занятия – где показывают хорошие результаты включения в среду нормотипичных сверстников. Воспитанники с большим удовольствием посещают экскурсии, участвуют в проектах муниципального уровня, в рамках сетевого взаимодействия. Право на получение доступного образования имеет каждый, а мы создаем условия для его качественного получения.