Анастасия Земцова
Конспект занятия «Посылка из сказочного леса»
Цель: активизация словаря детей с помощью дидактических игр
Программные задачи:
Образовательные: 1)Продолжить учить образовывать родственные слова, продолжить учить подбирать к словам анонимы и синонимы.
2)Формировать умение образовывать от существительных притяжательные прилагательные отвечающие на вопросы: Чей? Чьё? Чья?
3)Продолжить учить детей строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутыми предложениями, обогащать активный словарь детей.
Развивающие: 1) Активизировать словарь по заданной теме
2)Развивать мышление, слуховое и зрительное внимание, творческое воображение.
Публикация «Конспект занятия „Посылка из сказочного леса“» размещена в разделах
3)Развивать интонацию выразительной речи, память, внимание.
Воспитательные:1)Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа
2) Поддерживать положительные эмоции
3) Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других.
Форма проведения: ситуация – игра.
Оборудование: 2 письма, сундук, книги и игры, маски зверей (волк, заяц, лиса, ёж, белка, буквы (з, и, м, а, с, н, е, г, картинки предметные с изображением животных, картинки сюжетные.
Предварительная работа:
Коммуникация: беседа о зиме, дидактические игры для речевой деятельности, беседа по сказкам
Познание: дидактические игры для закрепления представления о временах года, рассматривания картин, наблюдение за погодой на прогулках.
Чтение художественной литературы: чтение стихов и пословиц.
Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Хотите узнать от кого оно? Тогда встаньте в кружок и откроем конверт.
Загадка:
Плутовка издавна слывет,
В округе курам счет ведет,
И ловит мышек ловко
Хотя не мышеловка.
Правильно, лиса. А где она живет? В каких сказках можно встретить лису? Назовите сказки, в которых встречается лиса. (Лисичка сестричка и серый волк, Заюшкина избушка, Лиса и журавль, Лиса и козел, Лиса и рак, Лиса и тетерев, Кот и лиса, Петушок – золотой гребешок и др.)
А как лису называют в разных сказках? (Лиса Патрикеевна, плутовка, Лисичка – сестричка, кумушка, Лиса – Олисава и др.)
Какая, ребята, лиса по характеру? (хитрая, веселая, сообразительная, плутоватая и др.) А кто еще живет в лесу?
Что же написала нам лисичка? (Читаю письмо).
Ребята лисичка пишет нам, что приготовила подарки. Подарки она спрятала в сундук и закрыла на ключ, но злая Баба-Яга украла и спрятала по сказкам. И что бы открыть теперь сундук нам надо отыскать ключ. Но как это сделать? Нам надо отправиться в путь на поиски сказок ключа. Отправился? (звучит музыка)
Ой, ребята, что же это? А ведь это веселый и волшебный клубочек. Клубочек приглашает нас в веселое путешествие. Путь наш будет, проходит по лесным дорожкам, а на них встречаются всякие препятствия. Но я думаю, мы справился и найдем ключ, чтобы открыть сундук. Ну что в путь? (музыка «красная шапочка» дети держатся за веревочку и идут под музыку).
Ребята смотрите, куда это мы с вами попали?
В сказку, правильно. Смотрите, а как называется эта сказка? (Теремок) Смотрите здесь письмо. Давайте посмотрим, может там написано, где находится ключ? (читает)
Ребята здесь пишется, что прежде чем отдать нам ключ по играйте со мной. Поиграем? Игра называется «Чей? Чья? Чьё?»
1 Игра: «Чей? Чья? Чьё?»
У медведя — дом чей? (медвежий) лапа чья? (медвежья) ухо чьё? (медвежье).
У волка — дом чей? (волчий); лапа чья? (волчья); Ухо чьё? (волчье).
У лисы –дом чей? (лисий); лапа чья? (лисья); ухо чьё? (лисье).
У зайца – дом чей? (заячий); лапа чья? (заячья); ухо чьё? (заячье).
У белки – дом чей? (беличий); лапа чья? (беличья); ухо чьё? (беличье).
У барсука – дом чей? (барсучий); лапа чья? (барсучья); ухо чьё? (барсучье).
У черепахи – дом чей? (черепаший); лапа чья? (черепашья); ухо чьё? (черепашье).
У лягушки – дом чей? (лягушачий); лапа чья? (лягушачья); ухо чьё? (лягушачье).
У кошки – дом чей? (кошачий); лапа чья? (кошачья); ухо чьё? (кошачье).
У собаки – дом чей? (собачий); лапа чья? (собачья) ; ухо чьё? (собачье).
Молодцы! Вы справились с заданием пишет нам сказка «Теремок», но злая Баба-Яга заколдовала ключ и я не знаю подойдет ли мой вам. Вам надо отправиться дальше к моим сестрицам сказкам. Может их ключ подойдет для вас. Ребята нам надо отправляться снова в путь. (музыка, дети держаться за клубок подходят к другой сказке).
Смотрите, ребята, а вот и другая сказка. Как она называется (Правильно Три медведя) Посмотрим, что здесь написано. Ребятам сказка «три медведя» предлагают нам игру, а называется она «Составь предложение»
2 Игра: «Составь предложение»
На столе лежат сюжетные картинки. Нужно рассмотреть их и составить по каждой картинке предложение из 3-х слов. Кто хочет составить предложение по первой картинке? (Вызываю 4-5 детей) Сколько слов в твоем предложении? Правильно, ребята? Давайте посчитаем все вместе.
Молодцы! Вы справились с нашим заданием. Получайте второй ключ. Но вам надо отравляться дальше к нашей другой сестрице может ее ключ подойдет вам.
3. Ребята вы наверно устали давайте отдохнем.
Звериная зарядка.
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть
(движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – начинает все сначала.
Отдохнули снова в путь. (музыка)
Смотрите, а вот и еще одна сказка скажите как она называется «гуси лебеди». И она нам приготовили задания.
Игра называется «большой-маленький»
4. Игра"Большой-маленький"
Цель:учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имен существительных.
Ход игры
Детям показываются картинки с изображенными на них большими и маленькими предметами и по этим картинкам задаются вопросы,стимулирующие их к самостоятельному образованию слов с нужными уменьшительными суффиксами. Подберите для каждого большого предмета такой же,но маленький. Назовите маленькие предметы ласково.
- Вот это большой дом. А как сказать про маленький (домик);
- На картинке большой шар. А как сказать про маленький (шарик);
- А про маленький гриб (грибочек);
- А про ложку? (ложечка);
- А про дерево? (деревце);
- А про птицу? (птичка).
Вот ваш ключ, а мы вам предлагаем поискать ключ у другой нашей сестрице сказки.
Подходят к другой сказке. Как же я называюсь? «три поросенка» вот вам и мое задание. Игра называется «Скажи наоборот»
5. Игра «Скажи наоборот» д/игра с мячом
Лисичка любит все делать наоборот, и для нас она приготовила игру «Скажи наоборот» Становитесь в круг. Скажу я слово высоко, а ты ответишь…низко, скажу я слово далеко, а ты ответишь… близко, старый – молодой (новый, сладкий – горький, холодный – горячий, большой – маленький, длинный – короткий, белый — черный, широкий – узкий, гладкий – шершавый.
Молодцы!
Вот мы и добыли все ключи. Что для этого нам пришлось сделать? Пора отправляться назад и открыть сундук. (назад идут по веревочке) Вот мы и вернулись. Давайте посмотрим, какой ключ подойдет. (Подбираем ключ, открываем сундук).
Лисичка приготовила нам книжки о животных. А здесь еще какая – то записка: «Здравствуйте! Вы выполнили все мои задания и можете забрать подарки от лисички. А я приготовила для вас «пятерки». До встречи!
Итог нод.