Масютина Вера
Урок «Посещение музея Пушкинских сказок» в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы
4 класс
Литературное чтение
Форма проведения «Посещение музея Пушкинских сказок»
Тема: Творчество А. С. Пушкина
Цель: Закрепление знаний творчества Пушкина
-знакомство с новым видом деятельности - Изонить.
Оборудование: «Выставка, как в музее, портреты поэта, его семьи, иллюстрации к его произведениям». Музыка.
Знакомство с изонитью.
Ход урока
I. Установка на учебную деятельность.
Публикация «Урок „Посещение музея Пушкинских сказок“ в 4 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Учитель-экскурсовод. Встреча экскурсовода с ребятами.
- Здравствуйте, уважаемые посетители, проходите!
Я приветствую вас в музее для экскурсии. Но прежде чем начать нашу экскурсию, давайте вспомним правила поведения. Я буду задавать вам вопросы, а вы будете на них отвечать.
- Скажите можно ли в музее громко разговаривать или шуметь?
Уважаемые дети!
Если вы пришли в музей,
То не надо лишним шумом
Отвлекать его гостей!
- А как надо передвигаться по музею?
Да, в музее интересно!
Но для бега тут не место:
Пострадают экспонаты,
Посетители, ребята.
- Имеем ли мы право трогать экспонаты руками?
Детям надо твердо знать:
В руки экспонат не брать,
Все глазами изучать!
- А как нужно в музее стоять перед экспонатами?
Нужно так стараться встать,
Чтоб другим не помешать.
Не загораживай обзор,
Расширяя кругозор!
- Скажите, а как надо вести себя во время рассказа экскурсовода?
Помни: это некрасиво –
Не дослушав, перебить.
Ты дождись конца рассказа –
Тут и сможешь все спросить!
- Вот мы и вспомнили все правила поведения в музее.
(Звучит музыка. Учитель - экскурсовод проводит ребят в)
1 зал.
И я предлагаю пройти вам в 1 зал. Вспомним сразу правило встать так, чтобы не мешать другим.
Посмотрите на стенд и ответьте:
- В музей, какого писателя вы пришли?
- А почему вы так решили? (На стенде портрет Пушкина и его семьи)
Да это музей А. С. Пушкина и здесь вы видите его семью: папа, мама, старшая сестра и младший брат.
- Сегодня мы вспомним про творчество Александра Сергеевича.
(Небольшое вступление о творчестве А. С. Пушкина)
«Есть имена - как солнце, как музыка, как яблони в саду» - так сказал об А. С. Пушкине поэт Игорь Северянин.
Творчество великого русского поэта не тускнеет годами, не остывает тепло его лирики.
Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого раннего детства, пленяя душу ребёнка чудесными сказками : с синим её лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой, царицей - лебедью, 33- богатырями, поющей белкой и ещё многими её сказочными героями.
Строчки стихотворения А. С. Пушкина, словно тропинки ведут нас в страну его поэзии.
Кого только ни встретишь на этих неведомых дорожках: Гордого Гвидона, Балду, чародея Черномора, учёного кота и других сказочных героев. Знание сказок Пушкина - это и будет ключ от нашего музея.
- Давайте пройдем во 2 зал под названием:
II. Зал «Сказочный зоосад»
- Почему этот зал называется «Сказочным зоосадом», а потому что я буду показывать вам картинки с животными, птицами, насекомыми, рыбами - о которых говорится в Пушкинских сказках. А вы должны не просто их назвать, но и сказать, в каких сказках встречались эти животные.
(Лебедь, коршун, комар, муха, шмель, белка, лошадь, собака, золотая рыбка).
- А сейчас я приглашаю вас во 3 зал, который называется «Волшебный уголок».
- Чтобы вам было удобнее я предлагаю вам присесть, но вспомните правило, как надо передвигаться по музею.
III. Зал. «Волшебный уголок»
Этот зал приготовил для вас небольшую викторину по произведениям А. С. Пушкина.
Викторина:
1. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»?
«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.»
2. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»?
(царь Дадон)
3. В «Сказке о попе и о работнике его Балде», каких работников искал поп на базаре?
(конюха, повара и плотника)
4. Сколько лет прожил старик со своею старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (33 года)
«Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года»
5. Из ветки какого дерева князь Гвидон сделал себе лук? (из ветки дуба)
«Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле,
Море синее кругом,
Дуб зелёный над холмом.
Сын подумал: добрый ужин
Был бы нам, однако, нужен.
Ломит он у дуба сук
И в тугой сгибает лук…»
6. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как вы думаете, почему сенную девушку звали Чернавка?
(Она была служанкой, выполняла «чёрную» работу по дому)
7. В каких насекомых превращала князя Гвидона царевна Лебедь?
(в комара, муху, шмеля)
8. В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», как звали жениха мёртвой царевны? (Елисей)
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась – и расцвела.
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей…»
9. Кто дал царю Дадону золотого петушка?
(мудрец-звездочёт)
10. Кто вскружил голову царю Дадону в «Сказке о Золотом петушке»?
(Шамаханская царица)
11. За что в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин оставил старуху у разбитого корыта?
(за непомерную жадность)
12. С каким неодушевлённым предметом разговаривала царица. (Зеркало - «в сказке о мёртвой царевне»)
- Я знаю, что девочки приготовили сценку из этой сказки.
Инсценировка: «Разговор Царицы с зеркальцем».
Царица.
"Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"
Автор.
И ей зеркальце в ответ:
Зеркальце.
"Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее".
Автор.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
- А. С. Пушкин писал только сказки? (Нет, он писал стихи, поэмы)
- Я предлагаю вам посетить читальный зал нашего музея.
VI.Читательский зал
- На столе вы видите книги с произведениями А. С. Пушкина. Давайте прочитаем небольшие отрывки из них.
- Но прежде чем мы начнем выполнять эту работу, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (Дети делают плавательные движения руками.)
- Чтение отрывка из сказки о Царе Салтане.
Читать сказку "О царе Салтане" :
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир,
Приготовила б я пир".
"Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна,
Наткала я полотна".
"Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя,
Родила богатыря".
Беседа.
- Никита прочитал отрывок из сказки о царе Салтане.
- Чем занимаются сёстры, когда ведут между собой беседу?
Правильно ткут. Это старинное занятие, когда девушки собирались в одном доме пели песни, ткали, вязали, вышивали. Вот мы с вами и подошли к
5 залу «Творческая мастерская».
Давайте мысленно перенесёмся в Пушкинские времена. 19 век и поговорим о рукоделии, которое называется изонитью – это изображение нитью, как вид искусства, он впервые появился в Англии.
- Изонить это своего рода вышивание. На уроке технологии мы с вами вышивали на ткани, картоне. Но именно технику работы изонить мы изучим и будем вышивать на уроке технологии, который у нас будет на следующей недели. И вышьем кораблик из сказки о царе Салтане.
И своими работами пополним выставочный зал, где уже есть ваши работы.
Которые вы выполняли по проекту «Творчество А. С. Пушкина».
-Вот мы и подошли к последнему залу, который называется выставочный.
6. Зал «Выставочный».
Выставка работ учащихся.
7. Итог урока. Рефлексия.