Карагодина Виктория
Проект «Портфолио дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Портфолио дошкольника как инновационная технология
в образовательном процессе ДОУ и
реализации преемственности между ДОУ и начальной школой»
Проект «Портфолио дошкольника как инновационная технология существует в рамках работы по преемственности МДОУ и начальной школой.
Ведение портфолио позволяет целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные достижения детей, разнообразить работу с детьми, активизировать взаимодействие с родителями.
Публикация «Проект „Портфолио дошкольника“» размещена в разделах
- Портфолио дошкольника
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Участники проекта:
воспитатели, воспитанники ДОУ и родители.
Вид проекта:
долгосрочный
Цель проекта
– создание портфолио дошкольника и внедрение инновационной технологии в образовательный процесс ДОУ.
Задачи проекта:
1. определить форму и содержание портфолио;
2. привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию в системе «педагог-ребёнок-родитель» по оформлению портфолио;
3. обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей в период адаптации к школе.
Этапы работы над проектом
1 этап
подготовительный - выбор содержания портфолио, создание положения о портфолио дошкольника, знакомство участников проекта со структурой и особенностями заполнения портфолио.
2 этап
реализационный – заполнение портфолио родителями, детьми, воспитателями, специалистами, проведение конкурса «Лучшее портфолио дошкольника», работа с детьми по технологии инновационной технологии портфолио.
3 этап
итоговый – анализ полученных результатов, презентация.
Результат работы по проекту:
- повышение уровня самооценки, самостоятельности и активности детей;
- привлечение родителей к активному взаимодействию;
- разнообразие форм взаимодействия с семьёй;
- создание портфолио дошкольника и использование инновационной технологии в работе с детьми;
- участие в конкурсе «Лучшее портфолио дошкольника» (на уровне ДОУ, муниципалитета и т. д.).
Перспектива
– ведение портфолио в школе.
Пояснительная записка
Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует изменений в стандартной системе дошкольного образования. Инновационная технология портфолио способствует решению следующих задач стандарта:
- создания благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;
В ДОУ большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Инновационная технология «Портфолио» способствует раскрытию личности каждого ребёнка.
Работа по инновационной технологии соответствует следующим принципам ФГОС ДО:
- полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста, обогащения (амплификации) детского развития;
- индивидуализации дошкольного образования;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
- партнёрства Организации с семьёй;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
В рамках реализации преемственности в работе ДОУ и школы можно определить некоторые сходства между «Портфолио дошкольника» и «Портфолио ученика».
1. Технология «Портфолио» является одной из образовательных технологий, обеспечивающих личностно-ориентированный подход в образовании.
2. Преимуществом технологии «Портфолио» в школе и ДОУ является то, что она направлена на сотрудничество: воспитателя и дошкольника, учителя и ученика, педагогов и родителей, коллег, представляя собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы.
3. Это форма непрерывной оценки, способ совершенствования образовательного процесса.
4. Чаще всего портфолио представляет собой папку с файлами, что позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами.
5. В 1 классе, когда школьник только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. По мере взросления помощь родителей сводится к минимуму.
Алгоритм работы над портфолио
1. Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.
2. Определение вида портфолио.
3. Определение временного отрезка, во время которого будет собираться информация (при поступлении в ДОУ и до выпуска из ДОУ).
4. Определение структуры портфолио: количество, название рубрик.
5. Участие в конкурсе портфолио на уровне ДОУ и муниципалитета.
Примерная структура портфолио воспитанника ДОУ
1. Раздел «Давайте познакомимся»
2. Раздел «Обо мне»
3. Раздел «Моя семья»
4. Раздел «Я расту»
5. Раздел «Вот, что я могу»
6. Раздел «Чем могу, помогу»
7. Раздел «Мои увлечения»
8. Раздел «Мир вокруг нас»
9. Раздел «Вдохновения зимы» (весны, лета, осени)
10. Раздел «Романтика путешествий»
11. Раздел «Что ни слово – золото»
12. Раздел «Скоро в школу»
13. Раздел «Мои достижения» или «Мои успехи.
Важно отметить, что разделы портфолио заполняются по мере накопления материала и обязательным условием оформления портфолио является непосредственное участие самого ребёнка в этом процессе. Ребёнок сам выбирает, какие его рисунки, творческие работы и пр. будут вложены в папку-портфолио.
Чтобы дошкольнику было интересно работать с портфолио, он непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой «книжкой с картинками» для ребенка, и предметом его гордости.
Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.
В ДОУ можно использовать следующие варианты:
1. Портфолио-раскраска – это привлекательный вид портфолио для ребёнка, поскольку в ней он сам может раскрашивать странички и наклеивать готовые изображения. Титульный лист рубрики ребёнок может изобразить самостоятельно, раскрасить этот рисунок, но запись рассказа должен сделать взрослый.
2. Печатное портфолио – одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.
Система работы по внедрению технологии «Портфолио ребенка»
Работа с педагогами
1. Ознакомление с теоретическим и практическим материалом по созданию портфолио.
2. Разработка положения опортфолио воспитанника ДОУ.
3. Создание презентации «Портфолио дошкольника
4. Проведение педсовета: утверждение положения, структуры портфолио.
5. Индивидуальная работа по внедрению портфолио ребенка.
6. Презентация портфолио ребенка для педагогов ДОУ
Работа с детьми
1. Рассматривание образца портфолио.
2. Индивидуальная беседа с детьми.
3. Совместная деятельность по оформлению собственного портфолио
4. Презентация собственного портфолио среди сверстников
Взаимодействие с родителями
1. Индивидуальная работа педагогов ДОУ с родителями по ознакомлению с портфолио ребенка.
2. Консультативная помощь (беседы, памятки, опросники и т. д.)
3. Совместное создание портфолио своего ребёнка
4. Участие в конкурсе «Лучшее портфолио дошкольника» (на уровне ДОУ, муниципалитета, участие в интернет-конкурсах)
План мероприятий для реализации проекта
1 этап подготовительный
сентябрь 2014 г. – декабрь 2014 г. Изучение литературы, периодической печати, интернет-ресурсов с целью сбора информации об инновационной технологии портфолио в работе с дошкольниками
Информирование педагогов ДОУ о проекте: подготовка материалов в электронном и печатном варианте.
Разработка проекта положения о портфолио воспитанника ДОУ, создание презентации, проведение педсовета.
2 этап основной
январь 2015 г. – апрель 2016 г.
Проведение тематических собраний, консультаций для родителей, подготовка памяток, буклетов о портфолио, индивидуальные беседы.
Проведение в ДОУ Дня открытых дверей, открытых занятий для родителей; экскурсий по детскому саду.
Организация тематических и персональных выставок работ детского и семейного творчества, конкурсов (выставка «Осенние дары природы», «Новогодняя игрушка своими руками» и т. д.).
Оформление портфолио дошкольников.
Организация и проведение совместных праздников и развлечений:
Ярмарка
День Матери
Новый год
Конкурс «Лучшее портфолио воспитанника ДОУ»
Международный женский день
День защитника Отечества
Масленица
Взаимодействие со школой: экскурсии в школу, проведение совместных мероприятий для детей: КВН, лего-конкурс.
Досуг «Папа, мама я – спортивная семья»
Спортивный праздник «Спортивные достижения прославят ваши имена» (для детей подготовительных групп и учеников 1- классов)
День выпускника ДОУ
3 этап заключительный
апрель – май 2016 г.
Обобщение опыта;
Оформление отчетной документации;
Анализ деятельности ДОУ по вопросам реализации проекта
Размещение итогов реализации проекта на сайте ДОУ.