Анастасия
Консультация «Понимаем ли мы друг друга»
▼ Скачать + Заказать документы
«Понимаем ли мы друг друга?»
Известно высказывание, что "счастье-это быть понятым", но быть понятым - явление не частое. Лозунг "детство - самое счастливое время" - это скорее самореализация для взрослых, чем реальность для детей. Бремя ответственности дает взрослым иллюзию беззаботного и безответственного детства. Но насколько сложнее порой приходится детям, чем взрослым? Дети еще не знают, что в жизни "все проходит". Поэтому они более чувствительны и непосредственны в своих реакциях, более внушаемы и более доверчивы к тому, что говорят и делают другие. Детей часто наказывают за то, что взрослые делают безнаказанно. (Мама, я редко тебя не слушаюсь, но ты часто не слушаешься меня…
Публикация «Консультация „Понимаем ли мы друг друга“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
Детские слезы – это часто слезы обиды и непонимания. У слез часто есть цель ("Я плачу не по тебе, а по маме!") Что такое понимание? Что можно ожидать от ребенка в возрасте одного, трех или пяти лет и чем объясняется его поведение? Оно включает в себя знание об индивидуальности ребенка и смелость взрослых защищать и поддерживать эту индивидуальность. Знание жизни и мудрость (этим часто обладают взрослые старшего возраста, а родители иногда). Родители сердятся: "Лучше бы вы воспитывали меня так, как воспитываете своих внуков!"
Родители дают ребёнку модель отношений с миром и друг с другом. Это отношения спокойные, доброжелательные, активные или оценивающие, не доверяющие, наказывающие? М. М. Жванецкий сказал, что родитель должен не вкладывать в ребёнка совесть, а показать ему, что она, совесть, у него, родителя, есть. А иначе где ещё ребёнок это увидит? Совесть нам подсказывает, где мы не правы: обидели, нарушили закон человеческого общежития – пожелали не своё, позаимствовали нам не принадлежащее, не помогли, обманули и т. п. От таких поступков и ошибок никто не застрахован, но ребёнок должен видеть, что это больно и что родитель признаётся в этой боли, страдая. Взрослый, понимающий душу ребёнка, страдает и в том случае, если причинил страдания ребёнку.
Итак, понимание – это обязательно ещё самопонимание и самовоспитание.
Часто детей воспитываем не по науке (а кто её знает, а по вере, той вере, которая сформировалась из убеждений в детстве: надо воспитывать так, как нас воспитывали. И нередко в таких программах желание взять реванш, отыграться (ведь теперь я царь и бог). За такой установкой трудно разглядеть индивидуальность ребёнка. Нужно стремиться избегать мелкого педагогического корыстолюбия, цель которого: «Я хочу, чтобы обо мне хорошо думали!» Ребёнок это всегда чувствует, ведь его интересы остаются на задворках. Вырастить же детей, ничем не поступаясь, невозможно.
Однако некоторые дети очень любимы и властны в своих семьях и легко доминируют над своими родителями. Это еще один вид непонимания детей. Кто есть кто, кто главный, за что отвечает и где границы? Он не понимает себя, потому что не хочет быть понятым близкими ему людьми. Существует поговорка: "Родители, которые являются источником напряжения, дискомфорта, неудобств и опасности для своих детей, подобны радиостанции, которая тратит огромную энергию, но никто не ловит".
Воспитание - это работа без гарантированного результата. Энергия родителей должна быть разумно распределена для их собственного счастья и счастья их детей. Если родители будут достойно относиться к своим родителям и другим людям, их дети ответят им тем же и вырастут смелыми, совестливыми и хорошо воспитанными. Это объясняется тем, что понимание означает терпимость к тому, что отличается от других. Следует понимать, что дети являются продолжением своих родителей, но не их совершенными копиями. Они могут унаследовать качества своих родителей, а могут и не унаследовать. Однакоэто-ваше! Ребёнок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он – самостоятельная судьба. Родители временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребёнке всё лучшее талантливое, способное. Но за это ребёнок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты! Родительская любовь должна сочетаться с жесткой позицией, вытекающей из понимания себя, целей воспитания, понимания характера и души ребенка, а также понимания жизни. Важно не только понимать ребенка, но и уметь выразить свое понимание. При этом ребенок осознает понимание через слова, паузы, интонацию, действия, скорость реакции, смех и слезы. Самое главное- это забота и старание.