Марина Ромашова
«Маленькое дело лучше большого безделья». Конспект занятия «Полотенце-рушник»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Полотенце - рушник".
"Маленькое дело лучше большого безделия".
Программное содержание.
1. Закрепить знания детей о таком виде народного искусства, как вышивка.
2. Продолжать знакомить детей с традициями русского народа.
3. Вызвать желание рисовать узор, состоящий из геометрических фигур способом ручной набойки, соблюдая линию орнамента, красиво сочетая цвета.
4. Внести в активный словарь детей следующие слова: холст, вышивка, орнамент.
5. Развивать художественный вкус и творческие способности детей.
Предварительная работа.
Публикация «„Маленькое дело лучше большого безделья“, Конспект занятия „Полотенце-рушник“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
1. Знакомство детей с вышивкой - видом народного искусства.
2. Рассматривание вышитых изделий.
3. Составление узора из геометрических фигур на прямоугольной форме.
Материал.
1. Мольберты.
2. Прямоугольные холсты в виде полотенца (ткань).
3. Манерки с элементами геометрического узора (круг, квадрат, из сырого картофеля.
4. Гуашь шести цветов на выбор детей.
5. Полотенца- рушники с геометрическим и растительным орнаментом для рассматривания с детьми.
6. Запись русской народной музыки.
7. Палитра, салфетки, баночка с водой.
Оформление группы.
1. Группа оформлена в русском стиле: печь, расшитые полотенца, круглый стол, покрытый скатертью, на столе самовар, кухонная глиняная и деревянная посуда, скамейки и т. д.
2. Дети и воспитатель одеты в русские народные костюмы.
Последовательный ход занятия.
Дети рассаживаются на резные скамейки вдоль стен. Звучит мелодия «Коробейников», под которую вносится в группу огромный плетенный короб и торжественно ставится на пол, покрытый нарядным расшитым рушником.
Воспитатель:
- Ребята, вы конечно, догадались, почему наши занятие началось с этой знакомой русской песни?
- Правильно, потому что в центре нашего внимания сейчас будет вот эта самая «коробочка», а вернее старинный русский короб. И конечно, он располным-полон… А вот чем?
- Давайте подумаем, чем может быть полон такой короб?
- Конечно, вещами старинными, крестьянскими, русскими… Может кружевами белоснежными или яркими домоткаными половичками, что плели и ткали себе в приданное ваши прабабушки в молодости и складывали вот такие короба? А может деревянными расписными ложками или глиняными плошками да кринками, которые ловко мастерили ваши прадедушки?
- Ладно, открою вам тайну старинного короба.
- Ребята, посмотрите здесь какое-то послание (зачитывается указ).
«Всем православным христианам,
всякого звания людям!
Готовить наряды праздничные к смотринам,
которые состоятся 5февраля 2002года».
Подпись. Сберегатель бывша города Радилова ныне славного
Городца.
Царь Иван сударь Васильевич!
- А что это за смотрины? Что за праздник такой? (ответы - предположения детей).
- Верно, ребята, «смотрины»- от слова «смотреть». Смотрины - старинный народный праздник. Раньше перед свадьбой в доме невесты были смотрины - родные жениха приходили в гости посмотреть невесту и рукодельницу. Родился ребенок в семье- опять смотрины- новорожденного.
- Если у нас будут смотрины, то мы с вами должны приготовиться (высказывание детей, уточнения педагога: девочки шили сарафаны, мальчики ходили в рубашках - косоворотках; на голове девочки носили венец; рубашку подпоясывали пояском). Мы с вами покажем свое рукоделие: приготовим красивые сарафаны, украсим пояски, фартуки и платочки.
- Давайте заглянем в короб, может там еще что-нибудь есть (холсты).
- Сейчас я вам расскажу еще об одной традиции русского народа (достает хлеб - соль).
- Посмотрите, какой мягкий каравай. Хлеб и соль означают приветствие и пожелание добра. Хлебом-солью русский человек встречает гостя на пороге своего дома. Хлеб-соль торжественно несут на покрытом белым полотенцем подносе. Получивший этот дар целует хлеб, как величайшую ценность, отламывает кусочек, макает в соль и съедает.
- А сейчас попробуйте отгадать загадку.
«Говорит дорожка- два вышитых конца:
Помойся хоть немножко, чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня испачкаешь меня».
(Полотенце)
- Да, это полотенце. (рассматриваем 2-3 полотенца)
- Скажите, а что эти полотенца делает особенно красивыми и нарядными?
- Правильно, вышивка. А знаете ли вы, что вышивка один из самых любимых видов народного искусства? С древних времен на Руси любили вышивать вещи. Мастерицы брали отбеленный холст (показывает) и вышивали на нем. Вышивкой украшали скатерти, женские и мужские рубахи, сарафаны, головные уборы, полотенца.
- Есть полотенца с растительным и геометрическим орнаментом.
- Это полотенце (показ) с геометрическим орнаментом. (круги, квадраты, полоски, линии и т. д., чаще встречается в вышивке полотенец.
- Здесь мы видим фигуры и почти каждая фигура что-то обозначает:
квадрат с точкой посередине- землю, засеянное поле; кружок- это солнце; волнистая линия- это море.
- Посмотрите, как красиво располагается узор на холсте. Обратите внимание, один и тот же элемент узора повторяется на протяжении всей линии орнамента. Видите, как старательно работали мастерицы, какой аккуратный получился узор. Узор простой, но ярко выделяется на белом полотне, потому что мастерицы использовали сочные краски.
Физкульт минутка.
- А теперь давайте пройдем за мольберты и пусть каждый из вас, как настоящий мастер придумает свой узор из геометрических фигур для полотенца. Мастерицы вышивали, а мы нарисуем манеркой (вспоминаем, как ей пользоваться).
Выполнение работ детьми (звучит народная музыка, советы, помощь, указания воспитателя).
Пальчиковая гимнастика:
- После работы на Руси, народ водил хоровод и играл в игры.
Игра «Холсты».
Итог деятельности детей.
Анализ работ.