Четайкина
Поликультурное образование детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
А. А. Четайкина
«ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
«Человек – это уникальный мир культур, вступающий во взаимодействие с другими личностями — культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других» М. М. Бахтин
Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.
Воспитание — целенаправленное создание условий для развития личности и её соответствия ценностям и интересам общества.
Публикация «Поликультурное образование детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Ключевыми моментами сохраняется нравственное, экологическое и поликультурное воспитание. Объединив все эти составляющие можно сформировать в детском сознании индивидуальность, которая будет здорова не только физически, но и духовно, и нравственно.
Великая наша страна многонациональна и поэтому необходимо в обязательном порядке приобщать, детей к национальной культуре и культуры других народов. Бытовых ценностей. Развивать у ребенка межличностные взаимосвязи. Толерантное отношение к окружающему миру в целом.
Особую актуальность поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития приобретает интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества. Необычайно важное приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры и обычаев. В. В. Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.
Дошкольное учреждение является основой воспитания и обучения ребенка. Овладевая им родной и русской речью, становления его мировоззрения, а также принятие им моральных норм и ценностей, то именно дошкольное учреждение остается базовым учреждением поликультурного образования, и именно здесь ребенок включается в поликультурное пространство, в рамках которого начинает осуществляться процесс развития личности. Актуальность данной проблемы определяется с одной стороны, ростом национального самосознания, а с другой- усилением проявлений национализма. Жить в мире разных людей и идей, иметь свои права и свободы, и при этом, не нарушать права и свободы других людей возможно только благодаря воспитанию. Толерантность не передается по наследству, поэтому в каждом поколении необходимо воспитывать эти качества, и чем раньше начнется формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.
Целью дошкольного учреждения является создание в Российской Федерации полноценной системы поликультурного образования, которая способна на основе формирования личности, сохраняющей собственное этнокультурное наследие и стремящейся к пониманию других культур. Готовой к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, Обеспечить благоприятный демократический и гуманистический социальный климат, способствующий гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп населения в интересах российской гражданской идентичности.
Для их реализации цели решаются следующие основные задачи:
– формирование научно-теоретических и методических основ поликультурного образования, в том числе – разработка образовательных методик и технологий, создание комплекта базовых учебных программ, учебно-методических пособий и рекомендаций;
-Определить специфику поликультурного образования детей дошкольного возраста.
– подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для работы в системе поликультурного образования;
– информационное обеспечение поликультурного образования, в том числе создание региональных баз данных о результатах развития и педагогическом опыте поликультурного образования;
Поликультурное образование - это педагогический процесс, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку.
Поликультурное образование понимается как процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.
Поликультурное образование имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить в соответствии с чужой культурой. Поликультурное образование побуждает наряду с познанием чужой культуры и к анализу системы собственной культуры.
Поликультурное воспитание – это не только становление толерантного, уважительного отношения к иным культурам, это – важное обстоятельство собственного интеллектуального, эмоционального, духовного развития человека. Оно отражает разнообразие мира и помогает постигнуть его многогранную картину, а значит, способствует адекватному восприятию меняющихся условий жизни.
Кроме того, поликультурное образование способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания детей дошкольного возраста, а также препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов. Национальные культуры составляют основу человечества, однако современные народы сближены цивилизацией, а культурой - разлучены. Знакомство ребенка с культурой других народов позволяет формировать в нем эстетический вкус, а внутреннее единство будет стимулировать взаимопонимание. Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:
- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.);
- эмоциональное воздействие в процессе реализации первого направления - информационного насыщения
- важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства;
- обучение поведенческим нормам (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).
Национальные культуры составляют основу человечества, однако
современные народы сближены цивилизацией, а культурой - разлучены. Знакомство ребенка с культурой других народов позволяет формировать в нем эстетический вкус, а внутреннее единство будет стимулировать
взаимопонимание.
Приоритетными направлениями в деятельности ДОУ можно назвать следующие:
1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Различные предметы национального быта. Это поможет детям представить себе картину великого русского
народа.
2. Использование фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы) ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие
наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их
национальным изобразительным искусством.
В образовательном процессе современного Детского образовательного Учреждения должно быть создано поликультурное игровое пространство, представленное взаимодействием самодеятельных игр, отражающих субкультуры, личный игровой опыт детей; игр специально приносимых в игровой опыт взрослым в целях детского развития и разнообразных народных игр, которые вводит детей в игровую культуру разных народов.
Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством родного края и мест других народов позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории и истории других народов, сформировать первичные ценностные ориентации.
В ходе режимных моментов в рамках проведения тематической недели можно познакомить детей с народными обычаями и традициями. Во время прогулок познакомить детей с народными обычаями: нельзя наносить вред природе, ловить или убивать молодых птиц, рубить молодые деревья у источников, без нужды рвать растения и цветы, бросать мусор и загрязнять
воду в озерах и реках.
Знакомство детей с данными обычаями помогает детям
освоить элементарные правила поведения в природе.
Особое внимание в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей на их выбор по интересам.
Показателем достижения поликультурного развития является открытость другим культурам, ценностям и взглядам и их различиям. Открытость предполагает активную позицию субъекта. Не применяются негативное отношение и предубеждения.
Таким образом, становление поликультурной личности представляет собой непростой
и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые
находятся в непосредственной взаимосвязи. Одно свойство как бы прокладывает дорогу к последующему, образуя в результате своеобразную лестницу достижений личности.
Список литературы:
1. Балицкая И. В. Поликультурное образование. М., 2001 г.
2. Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного
возраста [Текст] / Е. С. Плаксина // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 84-85.
3. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе // Педагогика. –
2008. - №2
4. Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994.
5. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве : Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;