МААМ-картинки

Поликультурное образование детей дошкольного возраста

Четайкина
Поликультурное образование детей дошкольного возраста

А. А. Четайкина

«ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

«Человек – это уникальный мир культур, вступающий во взаимодействие с другими личностями — культурами, творящем себя в процессе такого взаимодействия и воздействующем на других» М. М. Бахтин

Поликультурное воспитание – это комплексный разносторонний процесс социализации личности, основанный на преемственности культуры, традиций и норм.

Воспитание — целенаправленное создание условий для развития личности и её соответствия ценностям и интересам общества.

Ключевыми моментами сохраняется нравственное, экологическое и поликультурное воспитание. Объединив все эти составляющие можно сформировать в детском сознании индивидуальность, которая будет здорова не только физически, но и духовно, и нравственно.

Великая наша страна многонациональна и поэтому необходимо в обязательном порядке приобщать, детей к национальной культуре и культуры других народов. Бытовых ценностей. Развивать у ребенка межличностные взаимосвязи. Толерантное отношение к окружающему миру в целом.

Особую актуальность поликультурного воспитания дошкольников в современных условиях развития приобретает интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества. Необычайно важное приобретают воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры и обычаев. В. В. Путин подчеркивает, что “взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны. И потому мы полностью поддерживаем деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций”.

Дошкольное учреждение является основой воспитания и обучения ребенка. Овладевая им родной и русской речью, становления его мировоззрения, а также принятие им моральных норм и ценностей, то именно дошкольное учреждение остается базовым учреждением поликультурного образования, и именно здесь ребенок включается в поликультурное пространство, в рамках которого начинает осуществляться процесс развития личности. Актуальность данной проблемы определяется с одной стороны, ростом национального самосознания, а с другой- усилением проявлений национализма. Жить в мире разных людей и идей, иметь свои права и свободы, и при этом, не нарушать права и свободы других людей возможно только благодаря воспитанию. Толерантность не передается по наследству, поэтому в каждом поколении необходимо воспитывать эти качества, и чем раньше начнется формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.

Целью дошкольного учреждения является создание в Российской Федерации полноценной системы поликультурного образования, которая способна на основе формирования личности, сохраняющей собственное этнокультурное наследие и стремящейся к пониманию других культур. Готовой к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде, Обеспечить благоприятный демократический и гуманистический социальный климат, способствующий гармонизации отношений между представителями всех социокультурных групп населения в интересах российской гражданской идентичности.

Для их реализации цели решаются следующие основные задачи:

– формирование научно-теоретических и методических основ поликультурного образования, в том числе – разработка образовательных методик и технологий, создание комплекта базовых учебных программ, учебно-методических пособий и рекомендаций;

-Определить специфику поликультурного образования детей дошкольного возраста.

– подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров для работы в системе поликультурного образования;

– информационное обеспечение поликультурного образования, в том числе создание региональных баз данных о результатах развития и педагогическом опыте поликультурного образования;

Поликультурное образование - это педагогический процесс, в котором представлены две или более культуры, отличающиеся по языковому, этническому, национальному или расовому признаку.

Поликультурное образование понимается как процесс формирования человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований.

Поликультурное образование имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему и изменить в соответствии с чужой культурой. Поликультурное образование побуждает наряду с познанием чужой культуры и к анализу системы собственной культуры.

Поликультурное воспитание – это не только становление толерантного, уважительного отношения к иным культурам, это – важное обстоятельство собственного интеллектуального, эмоционального, духовного развития человека. Оно отражает разнообразие мира и помогает постигнуть его многогранную картину, а значит, способствует адекватному восприятию меняющихся условий жизни.

Кроме того, поликультурное образование способствует этнической идентификации и формированию культурного самосознания детей дошкольного возраста, а также препятствует их этнокультурной изоляции от других стран и народов. Национальные культуры составляют основу человечества, однако современные народы сближены цивилизацией, а культурой - разлучены. Знакомство ребенка с культурой других народов позволяет формировать в нем эстетический вкус, а внутреннее единство будет стимулировать взаимопонимание. Поликультурное воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:

- информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т. д.);

- эмоциональное воздействие в процессе реализации первого направления - информационного насыщения

- важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства;

- обучение поведенческим нормам (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Национальные культуры составляют основу человечества, однако

современные народы сближены цивилизацией, а культурой - разлучены. Знакомство ребенка с культурой других народов позволяет формировать в нем эстетический вкус, а внутреннее единство будет стимулировать

взаимопонимание.

Приоритетными направлениями в деятельности ДОУ можно назвать следующие:

1. Окружение ребёнка предметами национального характера. Различные предметы национального быта. Это поможет детям представить себе картину великого русского

народа.

2. Использование фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы) ценности русского языка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты многонационального характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие

наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудовой и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.

4. Ознакомление детей с народной декоративной росписью, увлечение их

национальным изобразительным искусством.

В образовательном процессе современного Детского образовательного Учреждения должно быть создано поликультурное игровое пространство, представленное взаимодействием самодеятельных игр, отражающих субкультуры, личный игровой опыт детей; игр специально приносимых в игровой опыт взрослым в целях детского развития и разнообразных народных игр, которые вводит детей в игровую культуру разных народов.

Важным моментом в освоении детьми поликультурного пространства является ознакомление с художественной литературой. Знакомство с литературным богатством родного края и мест других народов позволяет привить детям любовь к "малой" родине, уважение к своей истории и истории других народов, сформировать первичные ценностные ориентации.

В ходе режимных моментов в рамках проведения тематической недели можно познакомить детей с народными обычаями и традициями. Во время прогулок познакомить детей с народными обычаями: нельзя наносить вред природе, ловить или убивать молодых птиц, рубить молодые деревья у источников, без нужды рвать растения и цветы, бросать мусор и загрязнять

воду в озерах и реках.

Знакомство детей с данными обычаями помогает детям

освоить элементарные правила поведения в природе.

Особое внимание в педагогическом процессе уделяется организации условий для самостоятельной деятельности детей на их выбор по интересам.

Показателем достижения поликультурного развития является открытость другим культурам, ценностям и взглядам и их различиям. Открытость предполагает активную позицию субъекта. Не применяются негативное отношение и предубеждения.

Таким образом, становление поликультурной личности представляет собой непростой

и последовательный ход приобретения внутренних качеств, которые

находятся в непосредственной взаимосвязи. Одно свойство как бы прокладывает дорогу к последующему, образуя в результате своеобразную лестницу достижений личности.

Список литературы:

1. Балицкая И. В. Поликультурное образование. М., 2001 г.

2. Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного

возраста [Текст] / Е. С. Плаксина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 84-85.

3. Тайчинов М. Г. Развитие национального образования в поликультурном многонациональном обществе // Педагогика. –

2008. - №2

4. Суслова Э. К. Спецкурс «Воспитание у детей этики межнационального общения». – М., 1994.

5. Дунин-Васович М. Воспитание дошкольников в духе мира // Универсальное и национальное в дошкольном детстве : Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой; Сост. Т. А. Румер, Л. И. Эльконинова. – М., 1994;

Публикации по теме:

STEM-образование для детей дошкольного возраста. Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой»STEM-образование для детей дошкольного возраста. Модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» Для того чтобы процесс экспериментирования был более успешным и увлекательным для детей нужны инновационные педагогические технологии. Одной.

Афлатун: финансовое и социальное образование детей в ДОУАфлатун: финансовое и социальное образование детей в ДОУ В детском саду № 17 «Росинка» г. о. Королёв в течении 5-х лет начиная с 2016г. проводится работа по реализация Международного проекта «Афлатун:.

Дидактические игры на образование нового числа для старшего дошкольного возрастаДидактические игры на образование нового числа для старшего дошкольного возраста Дидактические игры на образование нового числа. «Ученье – свет, а неученее – тьма», «Учиться – всегда пригодится», «Учение – путь к умению»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поликультурное образование детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 ноября 2024 в 22:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Поликультурное образование детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Четайкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД