Светлана Чучунова
Конспект занятия «Покормите птиц зимой» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
«Покормите птиц зимой»
для детей старшей группы
Цель:
• Создавать благоприятные условия для обогащения представлений детей о зимующих птицах.
Задачи образовательные:
• уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах;
• формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
• формировать экологическую культуру у детей.
Задачи развивающие:
• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
• совершенствовать диалогическую речь.
Публикация «Конспект занятия „Покормите птиц зимой“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Задачи воспитательные:
• воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
• формировать желание помогать зимующим птицам;
• воспитывать бережное отношение к птицам и прививать любовь к ним.
Методическое обеспечение:
• карточки с изображением птиц : голубь, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, дятел;
• аудиозапись голосов и пения птиц;
• кормушка;
• корм для птиц.
Предварительная работа:
• наблюдение за птицами во время прогулки;
• рассматривание иллюстраций с зимующими птицами;
• чтение стихов, рассказов о птицах.
Подготовка к занятию :
• беседы с детьми о птицах,
• рассматривание птиц на улице и на картинках,
Ход занятия:
(звучит запись вьюги и ветра)
Воспитатель
-Вы слышите, как завывает ветер, как метет вьюга? (ответы детей)
-Вы видели, сколько намело снега? (ответы детей)
Воспитатель беседует с детьми о признаках зимы ( зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода и т. д.)
Воспитатель:
-Кто мне скажет, как называются птицы, которые
остаются зимовать? (ответы детей)
-Зимующие.
-А каких зимующих птиц вы знаете? ( ответы детей: воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, вороны, снегири, дятлы, свиристели и т. д.)
(Звучит аудиозапись голосов птиц. Вбегают дети, одетые птицами)
Воспитатель: отгадайте загадки:
- Спинка зеленовата,
Животиком желтовата,
Черная шапочка и полоска шарфика.
Кто я, угадайте?
(ответы детей- синичка)
Второй ребенок:
Непоседа пестрая,
Я птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая
(ответы детей сорока)
Третий ребенок:
Чик – чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто я?
( ответы детей: воробей)
Четвертый ребенок:
В лесу под щебет, звон и свист,
Стучу как лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставлю подпись.
( ответы детей: дятел) (Слайд 4)
Воспитатель:
Давайте поиграем с нашей «стайкой» в игру
( проводится игра: «Воробей»)
Среди белых голубей скачет шустрый воробей,
Воробушек-пташка, серая рубашка.
Откликайся, воробей, вылетай-ка, не робей!
Воспитатель:
Хорошо поиграли и повеселились.
Воспитатель:
А теперь я вам загадаю загадку, а вы подумайте и ответьте о какой птице эта загадка.
Стынут лапки на морозе,
У сосны и ели.
Что за чудо? – на березе
Яблоки поспели.
Воспитатель:
Правильно снегирь
Воспитатель:
А вот ещё одна загадка попробуйте её отгадать.
Кар-кар-кар!
Кричит плутовка.
Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы
Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома,
Как зовут ее? .
(ответы детей; Ворона)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь посмотрите на экран, а я вам расскажу, что это за птичка. Она тоже зимующая.
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов,
Только лютой зимой.
Эта птица называется Клёст.
Дети, все эти птицы остались с нами на зиму.
Физкультминутка:
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Крылья расправим,
Клювик почистим
И все вернёмся назад.
-А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитание. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
-Жалко. (Очень жалко)
Послушайте стихотворение Н. Грибачева.
Ну, морозы, ну, морозы.
Нос наружу – ой, ой, ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Даже белки – непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки.
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться.
Ни козявки, ни зерна.
Дым дымит морозной далью,
Ночи стыли и темны,
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны!»
-Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
-Правильно, птицам на помощь должны прийти люди.
И надо спешить! Дорог каждый час!
Послушайте продолжение стихотворения.
И сказал Сережа: «Ладно!
Потерпи недолгий срок…»
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист – зерна,
А на лист – пшена,
Конопли две горсти
Собирайтесь, гости!
- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как? Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Воспитатель предлагает детям разные варианты изготовления кормушек. Дети рассматривают кормушки, делятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилетали. Каким кормом кормили птиц.
-Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармливать птиц. Но чем же мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда не стали бы есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса. Можно предложить птицам остатки от овощей и другую пищу. Воробьи любят крупу, семена, хлеб; снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби – крупу, хлеб.
Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
-подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
-кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними наблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу. Можно пронаблюдать какой внешний вид у птиц, какое поведение, что едят разные птицы?
-Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.
-Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т. д.
Дидактическая подвижная игра «На кормушке»
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.
Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.
Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску – кормушку).
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Итог занятия :
Воспитатель:
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии : внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
Самым активным ребятам я даю призы.
-Молодцы! Давайте с вами не забывать, как важно поддержать наших пернатых друзей зимой, помочь им выжить в холода и морозы.
А когда мы пойдем на прогулку, возьмем корм, который вы принесли и покормим птиц.