Анна Шевела
Конспект НОД по ФЭМП «Поиск ключика на дне морском»
▼ Скачать + Заказать документы
«Поиск ключика на дне морском»
Цель: Закрепление ранее полученных знаний по формированию элементарных математических
представлений у детей посредством квест-технологии.
Задачи:
Обучающие:
упражнять детей в прямом и обратном счете, закреплять навыки порядкового счета;
упражнять детей в решении арифметических задач с помощью действий сложения и
вычитания;
закрепить знания о геометрических фигурах;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;
расширять представление детей о среде обитания и жизнедеятельности морских
обитателей;
обогащать словарный запас (батискаф, иллюминатор, рыба-клоун, актинии).
Развивающие: развивать интерес к познавательной деятельности, связную речь, внимание,
мышление, воображение, умение делать выводы.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, целеустремленность и
желание доводить начатое до конца.
Образовательные области:
приоритетная: познавательное развитие (ФЭМП);
в интеграции: речевое развитие, физическое развитие.
Вводная часть
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, что за сундучок у нас появился? (Дети рассматривают,
сундук закрыт на замок. Рядом письмо и карта) Что же написано в письме? Прочтем его?»
(Получить согласие детей)
Письмо: «Здравствуйте, дорогие дети детского сада «Золотой ключик»! Пишет вам Королева
великой науки Математики! Вы уже выросли и совсем скоро пойдете в школу, поэтому я
решила сделать вам подарок! Подарок в сундуке, а ключ на дне морском. А чтобы найти ключ
от него, нужно выполнить мои задания! А поможет вам в этом карта! Желаю вам удачи!».
Воспитатель: Ребята, вы хотите найти ключ от сундука? (Согласие) Что же нам нужно для
этого сделать, как вы считаете? (Наша задача - попасть на дно морское и выполнить задания)
А вы готовы выполнить задания от королевы Математики? (Согласие) Как вы думаете, какое
количество заданий у нас будет? (На карте 6 пунктов, значит 6 заданий) Я думаю, что вы
правы, ребята!
Скажите, ребята, а как же мы спустимся под воду, ведь нам нужен воздух, чтобы дышать?
( Получаем варианты ответов: с помощью акваланга, маски, на подводной лодке и т. п.). Верно,
ребята, но я предлагаю вам совершить путешествие на батискафе! (Показ изображения
батискафа) Вы знаете что это такое? Батискаф – это подводное транспортное средство для
исследования морского дна на большой глубине. Повторите, пожалуйста, по слогам: ба-тис-
2
каф. Окна у батискафа называются также, как у ракеты и у самолета, вспомните их название?
Верно, иллюминаторы.
Ну что, тогда отправляемся в подводное путешествие!
Закрывайте глаза, ребята, будем погружаться в воду.
Начинаем обратный отсчет от 10 ( Дети ведут отсчет: 10, 9, 8. 1).
Звучит «волшебная» музыка.
Детский сад наш изменился,
В океан он превратился,
Сколько водорослей разных,
Звёзд, медуз и рыб прекрасных,
Ламинарии, ежи,
Все по-своему хороши!
Все задачи мы решим
И обратно поспешим!
Основная часть
Воспитатель: «Ребята, мы с вами оказались на морском дне! Обратите, пожалуйста, внимание
на морских обитателей. (Раскрываем магнитную доску, на которой расположены иллюстрации
морских обитателей в два ряда).
Ребята, Королева Математики просит нас посчитать всех морских обитателей и назвать их
общее количество. (Дети ведут счет до 20-ти). Сколько всего морских обитателей? Двадцать,
верно.
- Ребята, скажите, пожалуйста, в каком ряду расположена рыба-меч и какой она плывет по
счету? (рыба-меч расположена в нижнем ряду, она третья по счету)
- А какой по счету осьминог и в каком ряду он плывет? (осьминог расположен в верхнем ряду,
он первый по счету).
- А дельфин какой по счету, ребята? Как вы думаете, дельфин – это рыба или животное?
Почему вы так считаете? (Это животное. У них есть лёгкие, они кормят детёнышей молоком.
Они обитают у поверхности воды, так как у них нет жабр, им необходимо периодически
выплывать, чтобы наполнить легкие воздухом).
- Кто из морских обитателей направляется в правую сторону? А кто в левую?
Ребята, а что же означает цифра 1 рядом с нашими морскими обитателями? (на карте такая
же цифра (важно оформить цифры на карте и около заданий в едином стиле и цвете, чтобы
дети обратили внимание на их сходство, значит, мы прошли первое задание. Ребята, как же
нам понять где второе задание? (Дети находят цифру 2 на мольберте)
Воспитатель: Ребята, чтобы выполнить второе задание, нам необходимо решить задачи, тогда
садитесь, пожалуйста, за столы. Вспомните, какие части должны быть в задаче. (Условие,
вопрос, решение, ответ)
- Что такое «условие»? (Это то, что нам известно)
- Что такое «вопрос» в задаче? (Это то, что нам неизвестно, но мы можем узнать)
- Какими действиями можно решить задачу? (Сложением или вычитанием.)
Молодцы, вы верно отвечаете на вопросы! А теперь внимательно послушайте задачу.
3
1. В море плавали 4 медузы. Через некоторое время к ним присоединились еще 5 медуз.
Сколько всего медуз стало в стае? Каким действием будем решать задачу?
(воспитатель выкладывает на мольберте наглядный счетный материал).
Решение задачи
2. На дне моря лежало 10 раковин с жемчужинами. Аквалангист нашел 3 раковины и
поднял их на сушу. Сколько раковин с жемчужинами осталось на морском дне?
Решение задачи.
Рассказать детям о жемчужинах:
Что же такое жемчужина? Это плод трудов моллюска по самозащите. Она образуется, когда
внутрь раковины попадает посторонний предмет, например: песчинка, пузырек воздуха или
капелька воды. Избавиться от инородного тела моллюск не может, и поэтому он защищается от
чужака, обволакивая его слоями специального вещества - перламутром. Так и образуется
жемчужина. Благодаря ей моллюск избавляется от неудобства, которое причиняет ей
посторонний предмет.
3. Ребята, теперь посмотрите на эту картинку, на ней изображены рыбы-клоуны. Рыба-
клоун получила своё название благодаря оригинальной расцветке, имеющей сходство с гримом
клоуна из цирка. Она живёт в зарослях актиний – это морские хищники, похожие на цветы, но
на самом деле являющиеся животными. Приближаться к ним опасно – они выделяют опасный
яд. Но рыба-клоун не боится актиний, яд не действует на неё. Актиния защищает этих рыб от
хищных морских обитателей.
Ребята, помогите, пожалуйста, разобраться рыбкам в какой стае их меньше, а в какой
больше. Сможете? А что для этого нужно сделать? Какой знак покажет нам, что в данной стае
рыб больше?
Ребята, как вы считаете, вы справились с решением задач? (Да)
С чем связано следующее задание, посмотрим по карте? (с морским ежом,
изображенным рядом с цифрой 3). Где же нам найти в группе морских ежей? (Дети находят на
ковре «дорожку» из морских ежей и геометрических фигур).
Физкультминутка
Воспитатель: Ребята, теперь у нас самое опасное задание, приготовленное Королевой
Математики. Нам нужно пройти дорожку с морскими ежами так, чтобы не наступить на них.
Но есть одно условие. Проходить дорожку нужно на руках и ногах одновременно. Ногами
можно наступать на геометрические фигуры, имеющие углы, а руками можно опираться на
фигуры, не имеющие углов! Предлагаю сначала еще раз повторить правила во избежание
неприятностей. Какие фигуры имеют углы? На какие фигуры можно вставать? Чем квадрат
отличается от прямоугольника? А на какие фигуры можно опираться руками?
После ответов приступаем к выполнению (под музыку из к/ф «Пираты Карибского моря»).
Молодцы ребята! Вы отлично справились! Какое по счету задание мы сейчас выполнили?
Какое по счету следующее задание? Как вы думаете, как нам его найти? Здесь нужно быть
очень внимательными. А для развития внимания и улучшения мыслительной деятельности я
предлагаю вам выполнить очень интересные упражнения! Проходите, пожалуйста, за стол!
4
Разминка для развития координации движений и
синхронизация работы полушарий головного мозга
Воспитатель: Ребята, математика – сложная наука, нужно быть очень внимательными при
решении задач. Поэтому для развития внимания мы выполним несколько интересных
упражнений! (Дети выполняют упражнения сидя за столом) :
1) кулак-ладонь-ребро (синхронно двумя руками)
2) «медуза» (одна рука изображает щупальца, вторая накрывает сверху шляпкой,
попеременная смена)
3) рисование круга в воздухе пальцем обеими руками поочередно и вместе
4) одновременное зажатие кулачков со спрятанным большим пальцем – на одной руке, и с
открытым – на другой (меняем по команде).
Молодцы, ребята! Вы и с этим заданием справились замечательно!
Графический диктант «Морская черепаха»
Воспитатель: Ребята, следующее заключительное задание от королевы Математики -
графический диктант. Но сначала вспомним, где у нас правая сторона, а где левая. Поднимите,
пожалуйста, правую руку! А теперь левую. Молодцы! Приступаем к диктанту.
У вас получилась черепаха. А раз мы с вами сейчас на дне моря, то черепаха будет какая?
(морская). Верно. Для чего же королева Математики задала нам такое задание? Как вы
думаете? (подвести детей к тому, что необходимо найти черепаху в группе). Дети находят
черепаху из пластилина, а под ней – ключ.
Теперь можем открыть сундук и посмотреть, какой же подарок приготовила вам Королева
Математики. (в сундуке дети находят настольную арифметическую игру).
Заключительный этап
Воспитатель: Молодцы ребята! Как вы думаете, вы справились со всеми заданиями, которые
приготовила для вас Королева Математики? Прежде чем вернуться в детский сад и открыть
сундук, я хотела бы у вас спросить, что вы узнали нового в этом путешествии? Какое задание
оказалось самым трудным для вас? А с каким заданием вам было легче всего справиться? А
какие задания Королевы были самыми интересными? Молодцы, ребята! Вы были очень
внимательны и проявили усердие при выполнении заданий, поэтому отлично с ними
справились!
Наше путешествие окончено, что нам теперь нужно сделать? (вернуться в детский сад)
Закрывайте глаза, скажем волшебные слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море
волнуется три, морская волна домой нас верни!».
Ну вот мы снова в детском саду!
Воспитатель знакомит детей с правилами подаренной игры, желающие приступают к игре.