Получи документы

Комплексное занятие по ФЦКМ и художественно-эстетическому развитию «Подвиги православных святых» (2 фото)

Тимошенко Ольга Германовна
Комплексное занятие по ФЦКМ и художественно-эстетическому развитию «Подвиги православных святых»
▼ Скачать + Заказать документы

Комплексное занятие по формированию целостной картины мира и художественно-эстетическому развитию с использованием методических рекомендаций "Добрый мир" Шевченко Л. Л.

Цель: продолжить воспитывать в дошкольниках духовно-нравственные начала; расширять представления детей о родной стране, ее истории, героях; познакомить детей с биографией князя Александра Невского и русского богатыря Ильи Муромца; дать представление о них как о великих воинах, горячо любящих свой народ и Родину; воспитывать чувство патриотизма, долга, чести, любви к Отчизне; ввести понятия «Святая Русь», «Православная Россия»; дать детям представление о русском военном костюме, отдельных его частях; учить сравнивать, обобщать; развивать словарный запас и связную речь; продолжать учить детей основным приемам лепки человека, соблюдая основные пропорции тела; отражать в лепке одежду и оружие древних времен; развивать творчество, воспитывать уважительное отношение к прошлому своего народа.

Публикация «Комплексное занятие по ФЦКМ и художественно-эстетическому развитию „Подвиги православных святых“» размещена в разделах

Средства: Хрестоматия 3 «Добрый мир»; иллюстрации картин

П. Д. Корина «Александр Невский», В. Васнецова «Богатыри»; иллюстрация с изображением воина Древней Руси, изображение вооружения и доспехов; пластилин, доски для лепки, стеки, кусочки материала для кольчуги и шлема, зубочистки для изготовления копья; иллюстрации, репродукции картин по теме.

План:

1. Беседа «Что такое Родина?»

2. Знакомство с понятиями «Святая Русь», «Православная Россия». Хрестоматия 3, с. 36.

3. Чтение стихотворения «Русь называют святою…»

4. Беседа о жизни и подвигах Александра Невского.

5. Рассматривание картины П. Д. Корина «Александр Невский» и рисунка в Хрестоматии 3, с. 38.

6. Продолжение беседы о подвигах Александра Невского, причисление его к Лику Святых.

7. Знакомство с жизнью и подвигами Святого Ильи Муромца.

8. Беседа о профессии «защитник Отечества».

9. Знакомство с костюмом и оружием русского воина времен Александра Невского, их предназначением.

10. Лепка воина дружины Александра Невского.

11. Составление композиции «Войско Александра Невского».

Методические приемы: беседа, чтение стихов, вопросы к детям,

рассуждения, анализ, показ, рассматривание, обсуждение.

Ход занятия

Воспитатель. Когда-то очень давно родился в знаменитом знатном княжеском роде маленький мальчик Саша. Рос он послушным, баловаться ему было некогда, с малых лет он занимался военным делом (ездил на лошади, учился владеть мечом, копьем, палицей, стрелять из лука, изучал иностранные языки. Рос он среди тревог и опасностей и хорошо знал, какие беды и опасности грозят народу русскому и Родине своей.

Воспитатель. Давайте подумаем, что такое Родина? (Ответы детей). (Хрестоматия 3, стр. 32).

Мы с вами любим свою семью, дом; для нас это все родное. Россия – наша Родина, мы родились здесь, все, что нас окружает – для нас близкое, родное. Род – это наши родные: мама, папа, братья, сестры, бабушки, дедушки и др.

А почему у человека может быть только одна Родина? (Ответы детей).

Давайте подберем к слову «Родина» похожие слова. (Ответы детей: род, родные, родная земля - земля отцов – Отечество).

Воспитатель. Наша Родина Россия – православная страна. И с давних времен ее называли Святой Русью. Люди, живущие в ней, правильно славили Бога, любили Его и жили по Его заповедям. Давайте рассмотрим рисунок (Хрестоматия 3, стр. 36) и послушаем стихотворение «Русь называют Святою…» (Хрестоматия3, стр36).

Русь называют святою – поле, да лес, да вода.

Церковь над тихой рекою и в два окошка изба.

Тихо о чем-то тоскует возле колодца ветла…

Родиной землю другую я б не назвал никогда.

Бог повелел человеку оберегать прекрасный мир, который он сотворил. Во все времена люди, живущие на Святой Руси, любили и оберегали свою Отчизну (Хрестоматия 3, стр. 37). Так и Александра, когда он подрос и стал юношей, пригласили княжить (править) его в Великий Новгород – старейший главный город Руси тех времен.

Физкультминутка

Испытания не заставили долго ждать Александра – напали на город шведы. Они хотели ограбить его, убить женщин, детей малых, и сжечь город. Думали шведские завоеватели на берегу реки Невы, недалеко от своих кораблей. И вот когда они, наевшиеся, напившиеся, расслабленные, без доспехов и оружия отдыхали, князь Александр со своей дружиной подкрался и ударил между пировавшими и их кораблями, отсек их от лодок, чтобы они не смогли уплыть и спастись, и многих перебил. Так он освободил великий Новгород от варваров-завоевателей. Народ благодарил князя и его войско за эту победу и стал уважать его и любить, несмотря на молодость. После этой битвы и стали называть князя Александр Невский (рассматривание картины П. Д. Корина «Александр Невский»).

Давайте рассмотрим иллюстрацию (Хрестоматия 3, стр. 38). Кто изображен на ней? (Ответы детей). За спиной Александра Невского изображен флаг, на нем – сам Бог.

А почему на флагах в стародавние времена изображали Бога? (Ответы детей). Верно, люди верили в Бога и его помощь. И церковь, изображенная на рисунке, также являлась защитником Святой Руси.

Много было врагов у города Великого Новгорода, хотели захватить его богатства (меха, рыбу, мед, рыбий зуб – так называли раньше жемчуг). Народ, населявший его, был умелый (жили там гончары, оружейники, грамотный (передали рассказы о тех давних временах, написав их на бересте).

Решили рыцари-грабители немецкого Ливонского ордена напасть на город Псков и захватили его. Явились они на Русь конные, в тяжелых железных доспехах. Битва проходила в середине весны, лед на Чудском озере был уже тонкий. И князь Александр невский построил дружину так, что рыцари в тяжелых доспехах и на конях оказались на льду этого озера. Тонкий лед стал проваливаться под ними, их добивали русские воины и они тонули. Эта битва получила название Ледовое побоище.

До сих пор на дне этого озера находят части от доспехов этих рыцарей.

Но Александр Невский был не только умелым и храбрым полководцем, но и опытным и умным дипломатом. Он успешно вел переговоры с татаро-монгольским ханом, чтобы уменьшить дань с Руси, чтобы ханская орда не нападала на русские города и деревни. Но в один из таких походов к хану Александр Невский был отравлен и умер в сильных муках.

За доблесть, мужество, за преданность Отчизне, политическую мудрость и патриотизм русская православная церковь через несколько лет после смерти князя канонизировала его и причислила к Лику Святых. Святые мощи и поныне покоятся в Александро-Невской Лавре Санкт - Петербурга, а день, когда тело князя упокоили там, является церковным праздником Святого благоверного князя Александра Невского.

Есть у православной церкви еще один святой – Илья Муромец. Детство и жизнь его не похожи на князя Александра Невского, но это тоже был человек подвига, веры и правды. О таких богатырях, как Илья Муромец. Сложил народ богатырские сказы – былины – героические истории, которые в старину и пелись, и рассказывались. Были они наполнены исторической правдой. В одной из таких былин сказано: «В старину стародавнюю жил под городом Муромом, в селе Карачарове крестьянин Иван Тимофеевич со своей женой Ефросиньей Яковлевной. Был у них сын Илья. Любили его отец с матерью, да только плакали, на него поглядывая: тридцать лет Илья на печи лежит, ни рукой, ни ногой не шевелит. И ростом богатырь Илья, и умом светел, и глазом зорок, а ноги его не носят, словно бревна лежат, не шевелятся…»

Ходят предания, что Илья смолоду был инвалидом, не ходил, а вылечили его костоправы, знахари. Заложены в нем были силы огромные от природы (рассматривание картины). Служил Илья в русской дружине старшим на заставе. Напали как-то на заставу враги, а он обувался, и оружия у него в руках не было, а был лишь сапог не обутый. Так этим сапогом сумел Илья не только разогнать врагов, но и многих уничтожить.

Всю свою жизнь провел Илья Муромец в битвах и подвигах. Ратный труд, твердость в слове и деле, сила духа, смелость – таким был русский богатырь. Верность родной земле помогала и другим могучим богатырям одержать множество славных побед. А когда пришла зрелость, ушел Илья в Киево-Печерскую лавру, принял монашество. В пещерах Лавры покоятся мощи святого русского богатыря Ильи Муромца.

Воспитатель. Мы – взрослые и дети – знаем, как прекрасна наша страна, какая славная у нее история. Мы гордимся тем, что принадлежим к великому народу, в котором всегда были и мудрые полководцы, и славные воины, прославившие Россию и свои имена такие, как Александр Невский и Илья Муромец.

Физкультминутка

Воспитатель. Существует много разных мирных профессий: музыканты, строители, учителя, врачи и др. Но есть самая почетная и важная профессия. О представителях этой профессии говорят такие слова: сильные, храбрые, выносливые, мужественные, честные, бесстрашные. Догадались, о ком я говорю? (О военных.) Что является главным в этой профессии?

(защита Родины от врагов.) Как народ называет этих людей? (защитники Отечества.) А как на улице мы их узнаем? (по военной форме.)

Интересно заглянуть в глубь истории и посмотреть, какие костюмы носили первые защитники земли русской - богатыри.

Давайте посмотрим на иллюстрацию богатыря на коне. Костюм воина выглядит очень красиво. Давайте рассмотрим отдельные его детали.

Неотъемлемой частью костюма была кольчуга. Какой она имеет вид? (рубахи.) Как вы думаете, ее шьют, плетут, куют? (ответы детей.) Кольчуга имеет вид рубахи, сплетенной из множества железных колец.

Поверх кольчуги воин надевал доспехи их металлических пластин. Пластины находили одна на другую, как рыбья чешуя.

Железный конусообразный шлем изготавливался из нескольких частей: наносник предохранял от ударов по лицу, кольчужная барлица крепилась к шлему с боков и сзади, полностью закрывая шею. У шлема имелся подшлемник из кожи с войлоком или мехом, который смягчал удары вражеских мечей в бою, а в холодное время года выполнял роль шапки. Его могли крепить к шлему ил носить отдельно.

Богатыри на Руси всегда были конными воинами, хорошо вооруженными. В комплект вооружения входил меч и ножны, колчан со стрелами, щит и копье на длинной деревянной ручке, (рассматривание рисунка.)

Эти сильные, смелые, любящие свою землю люди защищали и освобождали русский народ от унижения разорения от врагов. Народ в их честь слагал сказки, былины.

Костюм воина - это не просто красивая одежда, а прежде всего она выполняет серьезную задачу - является защитным вооружением, предохраняет от ударов вражеских мечей в бою.

Физкультминутка

Сегодня мы с вами будем лепить воина, а все вместе они образуют пешую ратную дружину. Вспомним, какими способами можно вылепить тело человека.

Дети обсуждают с воспитателем приемы лепки.

Воспитатель. Фигуру человека лучше лепить из отдельных частей: туловище разделить примерно до середины куска на две части - это будут ноги. Из отдельного куска следует вылепить голову и примазать ее к туловищу. Кусок пластилина разделить на две равные части и скатать два столбика - это руки. Их необходимо тщательно присоединить к туловищу. После этого можно украшать фигуру деталями. Рисунок кольчуги можно передать при помощи стеки или пластмассовой палочки.

В одну руку воину дать копье, его можно сделать из зубочистки, на один конец которой прикрепить небольшой кусочек пластилина (металлический наконечник); в другую руку дать щит, его можно сделать из скатанного шарика, который потом необходимо расплющить.

На голову воина водрузим шлем с кольчужной барлицей, а на спину воина наденем плащ (его модно сделать из небольшого куска материи).

Воспитатель в процессе лепки еще раз показывает детям приемы, подсказывает, корректирует работу детей.

В конце занятия дети выставляют свои работы на отдельную доску и оформляют из отдельных фигур общую композицию «Войско Александра Невского».

Воспитатель. Много героев родила русская земля; благодаря их доблести, мужеству, любви к Отчизне, служении Родине и Богу мы живем под мирным небом, радуемся счастливому детству. Будем же помнить славную историю России, а когда подрастем – будем также защищать и прославлять ее, как герои, о которых мы сегодня говорили.

Комплексное занятие по ФЦКМ и художественно-эстетическому развитию «Подвиги православных святых»
Фото «Подвиги православных святых»

Список литературы:

1. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников. М. : Мозаика-синтез, 2008; сс. 89-90.

2. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Хрестоматия 3. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Московская область, 2011; сс. 32-39.

3. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Методическое пособие. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества. Московская область, 2011; с. 119.

4. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методические разработки занятий. М. : Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2017, сс. 240-245.

5. Книга 1 «Верность родной земле» под общей редакцией профессора РАЕН И. А. Кузьмина. М. : Издательский дом Истоки, с. 3-7, 21, 19.

6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. М. : Творческий центр Сфера, 2007, с. 64-65.

Публикации по теме:

«Цветут сады». Занятие по художественно-эстетическому развитию в старшей группе Программное содержание: 1. Закрепить знания детей о весне и весенних явлениях. 2. Воспитывать любовь к природе, создавать у детей радостное.

Занятие по художественно-эстетическому развитию аппликации «Космическая ракета» Шумилова Ольга Николаевна «МБДОУ детский сад Деятельность воспитателя Деятельность детей 1 часть - водная Цель: Приветствие, организация.

Занятие по художественно-эстетическому развитию «Резвятся рыбки в ручейке» во второй младшей группеЗанятие по художественно-эстетическому развитию «Резвятся рыбки в ручейке» во второй младшей группе Художественно-эстетическое развитие. Резвятся рыбки в ручейке. (вторая младшая группа) Цели. Учит детей составлять коллективную композицию.

Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию «Божья коровка» в младшей группе Цель – Развивать навыки рисования. Задачи: Образовательные: Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка):.

Итоговое занятие в средней группе по художественно-эстетическому развитию аппликации «Цветы» Цель: формирование умений по выполнению аппликации из бумаги. Задачи: • осваивать новые нетрадиционные техники аппликации; • формировать.

«Творческая прогулка». Занятие по художественно-эстетическому развитию, посвященное творчеству С. В. Михалкова Занятие №1 Конспект занятия. Тема: «Творческая прогулка». Цель: заинтересовать детей в творчестве С. В. Михалкова; познакомить с новыми.

«Художник в стране стихов». Занятие по художественно-эстетическому развитию, посвященное творчеству С. В. Михалкова Занятие №2 Конспект занятия. Тема: «Художник в стране стихов». Цель: развивать память, внимание, эстетические чувства, любовь к поэзии;.

«Мастерская художника-иллюстратора». Занятие по художественно-эстетическому развитию, посвященное творчеству С. В. Михалкова Занятие №3 Конспект занятия. Тема: «Мастерская художника - иллюстратора». Цель: формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении.

Занятие по художественно-эстетическому развитию «Рисование зимнего пейзажа» в средней группе Занятие по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Рисование зимнего пейзажа» Программное содержание: Познакомить детей.

Занятие по художественно эстетическому развитию «Бабочки-красавицы» для детей 2–3 годаЗанятие по художественно эстетическому развитию «Бабочки-красавицы» для детей 2–3 года Цель: закрепление умения заполнять узором готовый силуэт, ритмично нанося рисунок пальцами; знакомство с новым способом рисования (монотипия);.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное занятие по ФЦКМ и художественно-эстетическому развитию «Подвиги православных святых»
Опубликовано: 2 ноября 2019 в 21:56
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексное занятие по ФЦКМ и художественно-эстетическому развитию «Подвиги православных святых»» (включая файлы) размещена пользователем Тимошенко Ольга Германовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД