Быстрова Наталья Владимировна
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Подвиг женщин в годы Великой Отечественной войны»
▼ Скачать +Заказ
Быстрова Наталья Владимировна
Воспитатель МДОУ «Д/С №24»
г. Копейск
«Подвиг женщин в годы Великой Отечественной войны»
Аннотация: Настоящая статья отражает систему работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с событиями Великой отечественной войны на примере подвига советских женщин. Автор делится личным опытом по реализации информационного проекта «Война и женщины», ориентированного на детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Подвиг женщин в годы Великой Отечественной войны“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: Великая Отечественная война, подвиг, женщины, патриотизм.
Одним из громких событий отечественной истории является победа русского народа над фашисткой Германией. Подвиг советского народа тех далеких лет – событие, поразившее умы и наших противников, и наших сторонников. В то время на защиту Родины поднялась вся страна, независимо от пола и возраста. Ценою тысячей смертей наша Родина выстояла этот бой и возродилась заново. Наш долг – пронести память об этом сквозь года и воспитать в наших детях тот самый дух самоотверженности и героизма, присущий их предкам. [2, с 54]
Как показывает практика, современные дети мало представляют себе чувства и стремления советского народа, которые любой ценой стремилились одержать победу над врагом. [1, с 109]
А наша задача – рассказать им об этом так, чтобы пробудить в них чувство гражданской ответственности и истинного патриотизма.
У многих современных родителей все чаще возникает вопрос: «А нужно ли знакомить детей с этими фактами?». Суть их переживаний ясна, ведь война – это проявление ненависти и жестокости по отношению к другому народу. Но мы рассматриваем войну в другом контексте - ярчайшего примера проявления гражданско – патриотического сознания, единства и сплоченности русского народа ради единственной цели – защитить свою страну. [3, с 76] Если мы не передадим историю своего народа нашим детям, Великая Отечественная война останется одним из множества исторических фактов из учебника по истории…
Поэтому мы, педагоги, отвечаем на этот вопрос так: «Однозначно, стоит!». Но при этом важно подать материал как можно деликатнее, учитывая тот факт, что психика ребенка – дошкольника еще не до конца сформирована и остается легко ранимой. В связи с этим, самые тяжелые подробности целесообразно опустить, и оставить лишь то, что позволит детям заинтересоваться историей своей страны, подвигом ее народа, будущим, которое нам оставили наши деды. Таким образом, основной нашей задачей становится воспитание в детях любви к Родине, активизация интереса к прошлому своей страну с малых лет.
Решение этой задачи возможно разными способами, одним из наиболее эффективных является проектная деятельная, позволяющая рассмотреть проблему с разных сторон путем интеграции образовательных областей. Проект «Война и женщины» является одним из цикла проектов по теме «Великой Отечественной войны» и освещает страницы истории, посвященные героизму русских женщин, не побоявшихся встретиться лицом к лицу с жестокой войной…
Целью проекта стало расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о войне посредством ознакомления с подвигом женской половины населения.
Для достижения цели поставлен ряд частных задач:
• способствовать обогащению представлений детей о событиях Великой Отечественной войны;
• познакомить воспитанников с русской женщиной в роли участницы боевых действий;
• формировать представление о героизме русских женщин;
Развивающие:
• способствовать активизации интереса детей к истории своей страны;
• содействовать развитию памяти, внимания, воображения;
Воспитательные:
• воспитывать чувство патриотизма;
• воспитывать уважительное отношение к ветеранам Великой Отечественной войны.
Реализация проекта длилась 2 недели, в течение которых дети полностью погрузились в событиях тех далеких лет посредством следующих форм работы:
• организацию бесед: «Почему войну называют Великой Отечественной?», «Поговорим о блокаде Ленинграда», «Женщины - защитницы Отечества», «День Великой Победы»;
• организацию ООД: «Какая она, женщина-героиня войны?», «О подвиге юной Зои», «Что делали женщины на войне?»;
• слушание песен военных лет: «Темная ночь», «Смуглянка – молдаванка», «Катюша», «Синенький, скромный платочек», «День Победы»;
• чтение рассказов о войне : «Зоя», «Ольга Ковалева», «Наташка»;
• проведение подвижных игр и эстафет : «Доставка снаряда», «Связисты»,
• организацию сюжетно – ролевых игр: «Полевой госпиталь»;
• продуктивную деятельность: «Каким я вижу лицо войны?» (нетрадиционное рисование по замыслу, «Военная медсестра» (рисование, «Кукла – фронтовая сестра» (конструирование из бросового материала);
• просмотр презентаций: «Женщины на фронтах Великой Отечественной войны», «Женщины в годы войны на полотнах художников»;
К реализации настоящего проекта были привлечены и родители воспитанников: они оказали помощь в подборе иллюстративного материала, подготовке атрибутов для организации игр. Педагогами для родителей был оформлен информационный стенд, содержащий информацию по способам ознакомления детей с ВОВ, перечнем рассказов о войне, доступных для восприятия детьми, варианты поделок с детьми на военную тематику.
В качестве продукта проекта мы представили видеорепортаж «Женщина и война», в котором дети самостоятельно рассказывают о подвиге советских женщин.
Подводя итоги, мы отметили следующие результаты:
• у детей активизировался интерес к истории своей страны;
• у дошкольников сформировалось реалистичное представление о подвиге женщин в годы Великой Отечественной войны;
• дети пришли к пониманию того, что в годы войны великим был героизм не только мужчин, но и женщин, на хрупкие плечи которых возлегла суровая участь борьбы за жизнь и победу.
Подводя итоги, отметим, что работа по ознакомлению детей с событиями Великой Отечественной войны должна вестись из года в год с учетом возраста воспитанников и их индивидуальных особенностей. Таким образом мы воспитаем достойное поколение, искренне любящее свою Родину и уважающие ее историю, готовое в любой момент встать на его защиту по примеру своих соотечественников и соотечественниц.
Список информационных ресурсов:
1. Антонов Ю. А. «Великой Победе посвящается». – М. : ТЦ Сфера, 2012.
2. Казаков А. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. – М. : Издательство «Гном», 2011.
3. Торопцев А. П. «Чтобы знали и помнили». – М. : «Подмосковье», 2014.