Халова Ольга
Консультация для родителей «Подростковый возраст»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на родительском собрании.
Тема: «Подростковый возраст»
Добрый день, уважаемые родители!
Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с вами хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Сегодня мы попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в поведении учащихся.
Темочки:
Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка, то есть с некоторыми физиологическими изменениями. Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, подростковый кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. Этот возраст действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Говоря о подростках, можно рассматривать самые разные проблемы: общение со сверстниками, осознание себя и своего жизненного пути, интересы и увлечения подростков. Сегодня мы поговорим о психологических особенностях этого возраста и о том, как на эти особенности можно опираться при построении контакта с ребенком.
Так как подростковый возраст характеризуется физическим созреванием и психическим взрослением, это может выражается в следующих чертах характера:
• повышенная чувственность;
• плаксивость (особенно у девочек);
• противоречивость в мыслях и поступках;
• бунтарский дух поведения.
Далее, я перечислю характерные черты личности подростка :
• эмоциональная неустойчивость;
• застенчивость;
• агрессивность;
• юношеский максимализм;
• отсутствие чувства адекватной реальности;
• повышенная тревожность;
• стремление к самостоятельности, не подкреплённое соответствующими физическими и психологическими способностями.
Так мы переходим к особенностям личности ребенка в подростковый период, на которые необходимо обратить внимание:
1. Чувство взрослости. Ребенок претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Подросток желает оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Кроме того, у него проявляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет так же, как предыдущую.
2. Самостоятельность выражается в стремлении к независимости от взрослых, освобождению от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях - неучебных занятиях. Ребенок сам выбирает себе занятия по душе, тем самым удовлетворяя и потребность в самостоятельности, и познавательную потребность.
3. Эмоциональное общение со сверстниками. Близкий друг для подростка, обычно его ровесник, - это своеобразный психотерапевт, который умеет выслушать и посочувствовать, понимающий и принимающий его переживания, помогающий преодолеть неуверенность в своих силах, поверить в себя. В дружеских отношениях подростки крайне избирательны. Но сам круг общения не ограничивается близкими друзьями. У детей в это время появляется много знакомых и, что еще более важно, образуются неформальные группы или компании.
4. Отношения со взрослыми, прежде всего с родителями (этого раздела мы коснемся более подробно). Влияние родителей уже ограничено - им не охватываются все сферы жизни ребенка. Взгляды подростка на жизнь в первую очередь зависят от позиции родителей. В то же время, нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подростки испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться - принять чувство взрослости своего ребенка.
Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т. д. Наиболее благоприятный стиль семейного воспитания - демократичный, когда родители не ущемляют права ребенка, но одновременно требуют выполнения обязанностей, а контроль основан на теплых чувствах и разумной заботе.
Гиперопека, как и вседозволенность, равнодушие или диктат препятствуют успешному развитию личности подростка.
Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все предъявляемые к нему требования на три условные группы:
1. Требования, выполнение которых не обсуждается. Это те требования, которые имеют непосредственное отношение к обеспечению безопасности: возвращаться домой к определенному времени, звонить, если задерживаешься, а также некоторые требования, касающиеся обязанностей ребенка по дому и в школе.
2. Требования, выполнения которых родители должны обсуждать с подростком. Например, сколько времени проводить за компьютером или как планировать свободное время.
3. К этой группе относится то, что ребенок решает самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется.
Постепенно некоторые требования могут переходить из одной группы в другую: скажем, когда вы уверенны в том, что ваш ребенок способен самостоятельно планировать выполнение уроков, контроль можно передать ему.
Если родители подростка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, ругают и сурово наказывают, не обращая на него внимания, ребенок становится тревожным, озлобленным – он не знает, что делать!
Если подростку кажется, что с ним считаются, его мнение имеет значение для взрослых, это, с одной стороны, помогает поддерживать его самооценку, а с другой – облегчает контакт с ним [2].
Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными. Такая нестабильность чувств, если на это не обращать внимание, может привести к очень серьезным последствиям. Даже к суициду. Всё чаще средства массовой информации извещают нас о суицидальном поведении именно детей. В последнее время в нашей стране, участились случаи суицида среди подростков. Согласно статистике самоубийств несовершеннолетних, ежегодно погибают около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 19 лет.
В Белгородской области отмечается рост количества суицидов среди подростков : с четырех случаев в 2010 году до семи - в 2011.
Подростковый возраст - опасный.
Начиная примерно с одиннадцати лет, попытки самоубийства становятся более частыми. Несмотря на то, что само по себе это явление редкое, суицидальное поведение подростков заслуживает особого внимания. Поэтому часть своего выступления я посвящу рассмотрению этой проблемы.
Я кратко коснусь причин суицида среди подростков :
1. Потери (Разрыв романтических отношении; Смерть любимого человека; Смерть домашнего животного; Потеря работы; Потеря авторитета среди сверстников; Развод родителей и т. д.)
2. Давления (Давление в школе (Стремление к высоким оценкам; одновременное выполнение нескольких важных заданий; сверхактивное участие в общественной жизни; требования участвовать в спортивной жизни школы; прилежание.); Давление со стороны сверстников (Стремление быть принятым; нравы группы; сходство в манере одеваться; наркотики; алкоголь; побуждение к сексу; музыкальные пристрастия.); Давление родителей (Успех; деньги; выбор учебного учреждения; хорошие друзья; подобающее образование; конфликт между потребностью в контроле и желанием быть независимым; разногласия между родителями; устройство на работу; одежда; музыка; родители, которые хотят быть "друзьями"; скорее проповеди, чем примеры.)
3. Низкая самооценка (Физическая непривлекательность; Второсортность (остаться в стороне какого то события); Одежда (манера одеваться); Физическое бессилие; Неуспешность в учебе)
4. Недостаток общения
5. Бесперспективность и безнадежность
Существуют следующие признаки предсуицидального поведения
• утрата интереса к любимым занятиям, снижение активности, апатия, безволие;
• пренебрежение собственным видом, неряшливость;
• появление тяги к уединению, отдаление от близких людей;
• резкие перепады настроения, неадекватная реакция на слова, беспричинные слезы, медленная и маловыразительная речь;
• внезапное снижение успеваемости и рассеянность;
• плохое поведение в школе, прогулы, нарушения дисциплины;
• склонность к риску и неоправданным и опрометчивым поступкам;
• проблемы со здоровьем: потеря аппетита, плохое самочувствие, бессонница, кошмары во сне;
• безразличное расставание с вещами или деньгами, раздаривание их;
• стремление привести дела в порядок, подвести итоги, просить прощение за все, что было;
• самообвинения или наоборот - признание в зависимости от других;
• шутки и иронические высказывания либо философские размышления на тему смерти.
Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Не стоит задавать вопрос о суициде внезапно, если человек сам не затрагивает эту тему. Можно попытаться выяснить, что его волнует, не чувствует ли он себя одиноким, несчастным, загнанным в ловушку, никому не нужным или должником, кто его друзья и чем он увлечен.
Сейчас я приведу примеры некоторых высказываний, которые могут обозначать, что Ваш ребенок находится в сложной ситуации и дам некоторые рекомендации Вашей реакции на них:
И в заключении я дам некоторые советы по взаимодействию с ребенком, который находится на таком сложном возрастном этапе, как подростковый возраст :
“Памятка для родителей”
1. Умейте слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
2. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного.
3. Умейте говорить с ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность.
4. Наказывайте, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.
5. Признавайте свои ошибки, просите прощения за неправильные действия и поступки, будьте справедливым в оценке себя и других.
Подведение итогов.
Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникать те или иные трудности во взаимодействии с ним. Сегодня мы с вами рассмотрели некоторые пути установления контакта с подростками, но в зависимости от индивидуальных особенностей у детей могут возникать различные трудности при прохождении подросткового возраста. А это можно обсудить в рамках индивидуальной беседы.