Татьяна Владимировна Лященко
Консультация для родителей «Нежный возраст, или Еще раз про любовь»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема любви с древних времен волновала умы философов, поэтов, музыкантов, ученых различных областей знаний. О ней слагали стихи и поэмы, пели песни и даже «препарировали» на физиологическом уровне. Мы же рассмотрим это понятие в педагогическом контексте. И прежде, чем погрузиться в эту прекрасную тему, вспомним некоторые высказывания о любви великих мыслителей человечества. «Любовь – это единственное, что делает человека сильнее, женщину красивее, мужчину добрее, душу легче, а жизнь прекраснее» (Ф. Ницше). «Человека делают счастливым три вещи – любовь, интересная работа и возможность путешествовать» (И. Бунин). «Любовь, есть склонность находить удовольствие во благе другого человека» (Г. Лейбниц). Прислушаемся к высказываниям выдающихся педагогов: «Сначала любить, потом учить» (Я. А. Коменский, «Педагог без любви к ребенку – все равно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без чувства цвета» (В. А. Сухомлинский).
Публикация «Консультация для родителей „Нежный возраст, или Еще раз про любовь“» размещена в разделах
Несмотря на кажущуюся исследованность этого явления, любовь – емкое и многогранное понятие. Каждый человек понимает и выражает любовь по – разному, в силу традиций культуры в которой он вырос, особенностей семейного воспитания и т. д. И поэтому влюбленные порой недопонимают друг друга, вопреки уверению: «Ведь я люблю тебя.» Любовь проявляет себя не только в отношении к другому человеку, но и в чувстве патриотизма, в любви к отчему дому, к природе, искусству, работе, спорту и т. д. Без любви невозможно ничего прекрасного в этом мире и, конечно, самое главное, невозможно вырастить счастливого, гармонично развитого человека. Любовь убережет от неверного шага и грубого поступка, согреет в трудную минуту, поможет найти свою дорогу в жизни. Где же человек может напитаться этим чудесным эликсиром? Как мы знаем, все начинается с детства, с семьи, в диаде мать – дитя. Это начало начал всему прекрасному и ужасному в этой жизни. От того как сложатся эти отношения зависит жизненный сценарий человека. Несмотря на то, что матери в этом отводится главная роль, нельзя забывать о том, что человек существо социальное и с первых дней жизни ребенок окружен и другими людьми – это врачи, родственники, друзья родных, социальные коллективы, и эти контакты так же очень важны для становления личности ребенка.
В жизни каждой семьи, где подрастает малыш, приходит время определять ребенка в детский сад. Это не простой шаг и для родителей, и для детей. Для того, чтобы сделать его менее болезненным в Москве, в каждом районе и округе открыты группы кратковременного пребывания, рассчитанные на детей от полутора до трех лет. В группах ребенок сначала вместе с родителем, а потом, постепенно переключаясь на воспитателя и других детей, учится отпускать маму на какое-то время, постепенно увеличивая его. Продолжающаяся социализация в этом возрасте полезна для ребенка тем, что он учится взаимодействовать с другими взрослыми, детьми и, конечно, продолжается процесс его развития. Этот возраст сенситивен к развитию области сенсорики, речи, моторной компетенции. В этом возрасте у ребенка начинает формироваться игровая деятельность и хорошо развита функция подражания другим детям. Если один ребенок в группе засмеется, он может «заразить» этим весельем всю группу. При адаптации ребенка есть один тонкий момент, ребенок должен довериться воспитателю, а это возможно только тогда, когда воспитатель плавно встраивается в диаду мать – дитя и становится не посторонним человеком. Период адаптации проходят не только дети, но и их родители, привыкая к новому режиму дня, новым требованиям детской организации и новым потребностям и эмоциям ребенка. Многие мамы, наблюдая и принимая активное участие в жизни группы, открывают новый взгляд на своего ребенка, видят сильные и слабые стороны своего воспитания, получают недостающие знания, а иногда и психологическую консультацию от педагога по вопросам семьи и детства. Все это в целом, положительно влияет на адаптацию семьи к детскому саду. Не грубое, не насильственное отделение ребенка приводит к благоприятным результатам и помогает избежать психосоматических проявлений и регрессивного поведения, помогает становлению самосознания и личности ребенка. При резком отделении ребенка, возникает психотравма. Да, ребенок переживет этот разрыв, не умрет, но где – то, глубоко в бессознательном отложится отчуждение и холод… Во взрослой жизни это может проявить себя тревожностью и настороженностью в близких отношениях, не способностью к глубокой привязанности и любви. Да, конечно, есть ситуации, когда маме надо срочно выходить на работу и нет времени для адаптационного периода, тут ничего не поделаешь и забота о малыше и его психоэмоциональном состоянии полностью ложится на плечи воспитателя и помощника.
Так давайте любить наших малышей, бережно относиться к их нежному возрасту и дадим им возможность любить нас! Тогда, вероятно, меньше будет одиноких и несчастных людей, а постаревшие родители – окружены заботой и любовью.
А если, не думая эгоистично только о себе и на минуту заглянув в будущее, увидеть наше общество в целом и наших детей - учителями и медицинскими работниками, педагогами и дизайнерами, художниками и инженерами, фермерами, модельерами… Что нас ждет в будущем? Это зависит от нас с вами, уважаемые родители и коллеги!