Наталья Ивановна Волошина
Экспериментирование для разновозрастных групп «Почемучкина страна»
▼ Скачать + Заказать документы
«Люди, научившиеся…
наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами
ставить вопросы и
получать на них фактические ответы
на более высоком умственном
и нравственном уровне
в сравнении с теми,
кто такой школы не прошел».
К. Е. Тимирязева.
Экспериментирование в детском саду - это самая интересная и эффективная деятельность для ребят,
Публикация «Экспериментирование для разновозрастных групп „Почемучкина страна“» размещена в разделах
В работе с воспитанниками я стараюсь ежедневно организовывать ситуации, которые провоцируют познавательную активность воспитанников. Эти ситуации позволяют расширить кругозор детей. Эксперименты и опыты не требуют специального оборудования и подготовки, они «живут» во всех видах деятельности, что позволяет моим воспитанникам развивать логическое мышление, умение анализировать ситуацию и делать выводы.
Мои воспитанники все эти ситуации называют ФОКУСЫ. Наверное, за необычные и захватывающие их внимание процессы, а самое важное, что эти фокусы дети могу проделывать сами.
Не для кого не секрет что современному обществу нужны образованные, нравственно воспитанные, предприимчивые люди, которые отличаются мобильностью, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия.
Поэтому, в своей работе по поисковому экспериментированию стараюсь находить и давать ребятам самостоятельные и творческие поисковые задания. Для развития успешности и положительного отношения к познанию учитываю индивидуальные способности, и настрой воспитанника. Это помогает ребятам найти себя и найти дело по способностям, интересам и силам.
Считаю, что экспериментирование это ведущая деятельности в дошкольном детстве, а основа этого - познавательное ориентирование. Так как экспериментирование связывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования и строится самими детьми, что способствует их саморазвитию, именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни.
Вспомните у Л. С. Выготского есть высказывание «…экспериментирование является ведущим в детском возрасте, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами».
Нам нужно помнить, чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получаетвоспитанник. Тем быстрее и полноценнее он развивается.
Не для кого не секрет, что все девочки и мальчики любят что-то исследовать и над чем то экспериментировать будь то вода, песок, камушки или игровые предметы. В это детям помогает их наглядно - действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Чему же учиться наши дети в процессе экспериментирования? Всё просто! Они д учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы. Огромный восторг, радость и конечно же удивление ребята испытывают от своих маленьких и больших “открытий”, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы.
Работая в направлении поисково-экспериментальной деятельности я ставлю перед собой цель:
Развитие самостоятельной поисковой деятельности, познавательных интересов, потребности и способности, через сформированный эмоционально-чувственный опыта.
Задачи:
• Вызвать интерес к поисковой деятельности.
• Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.
• Принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
• Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
• Развивать личностные свойства: целеустремлённость, настойчивость, решительность.
• Обогащать сознание содержательно упорядоченными сведениями о мире.
В своей деятельности опираюсь на ведущие принципы развития дошкольников:
• Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
• Принцип природосообразности – развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием;
• Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
• Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;
• Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности;
• Принцип интеграции всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие, природная и социальная сфера ребёнка, детская и взрослая субкультура).
Стараюсь сама готовить содержание для выполнения следующих задач:
Для детей 2-3 лет:
Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус). Развивать память, внимание, мышление, речь. Способствовать развитию интеллектуальных способностей: наблюдательность, сравнение, отличия, познания причины и т. д.
Для детей 3-5 лет:
Продолжать развивать интеллектуальные способности, прогнозирование, планирование, построение гипотезы. Развивать познавательную активность.
Для детей 5-7 лет:
Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозирование событий, принимаемых действий. Поощрять оригинальность и выразительность решений.
Исследовательское обучение предполагает следующее:
• ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
• предлагает возможные решения;
• проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
• делает выводы в соответствии с результатами проверки;
• применяет выводы к новым данным;
• делает обобщения.
Из этого складывается структура детского экспериментирования :
• Проблемная ситуация
• Целеполагание (что нужно сделать)
• Выдвижение гипотез (как, с помощью чего, что получается)
• Проверка предположения (отбор нужных средств, реализация в действии)
• Подтвердилось / Не подтвердилось
• Формулирование выводов
• Возникновение новой гипотезы (как получилось) Предположений
• Реализация в действии. Подтвердилось
• Формулирование выводов (как получилось)
Необходимо понимать, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент :
• физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
• природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
• социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;
• познавательный: тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
• лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т. е. экспериментирует со словами;
• личностный: узнает свои личные возможности;
• волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
• поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Считаю, что исследовательская деятельность способствует развитию познавательной потребности. Учит каждого воспитанника самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового. Экспериментирование облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской одаренности.