Анна Васильева
Консультация для родителей «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему с детьми нужно проводить речевые пальчиковые игры?
«Источники способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
— В. А. Сухомлинский
Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок уверенно держал карандаш, рисовал и строил из конструктора. Регулярная тренировка пальчиков малыша способствует повышению работоспособности головного мозга. Исследования показывают, что уровень развития мелкой моторики напрямую влияет на развитие речи. Моторика рук является основой формирования таких важных функций, как внимание, память, восприятие, мышление и речь.
Игра — самая естественная и эффективная форма физического развития детей. Все знают о важности развития мелкой моторики и ее связи с речью. Мелкая моторика — это работа мелких мышц кистей рук. Моторные центры речи в коре головного мозга расположены рядом с моторными центрами пальцев. Стимуляция движений пальцев активизирует развитие речи.
Если развитие пальцев соответствует возрасту, то и речь у ребенка обычно развивается нормально. При задержке речевого развития рекомендуется выполнять специальные упражнения для пальцев рук. Пальчиковые игры — это инсценировки различных историй, сказок, стихов и потешек. Они способствуют развитию речи и подготовке руки к письму у старших дошкольников. Такие игры нравятся детям и приносят им радость.
Занятия пальчиковыми играми улучшают внимательность и концентрацию, а также укрепляют дружеские отношения между ребенком и взрослым. Кроме того, полезны игры с мозаикой и нанизыванием бусинок на нитку. Яркие браслеты и бусы привлекают внимание малышей.
В возрасте пяти лет дети начинают активно раскрашивать, вырезать по контуру и лепить. Дома можно устраивать представления с использованием пальчиковых и кукольных театров, где ребенок сможет проявить свою фантазию. Участие в театральных постановках развивает уверенность и творческое воображение.
Пальчиковые игры следует проводить ежедневно по 6–8 минут. Комплекс упражнений включает 6–8 заданий для пальцев, кисти, предплечья и плеча. Таким образом, мы помогаем ребенку справиться с задержками в развитии речи, готовим руку к письму и тренируем внимание и пространственное мышление.
Примеры пальчиковых игр:
«Колечко»: Поочередно соединять пальцы обеих рук в кольца, начиная с большого пальца.
«Кулак – ребро – ладонь»: Последовательно менять положение ладони: сначала сжимать в кулак, затем ставить ребром на стол, после этого раскрывать полностью.
«Ухо – нос»: Левой рукой взять кончик носа, правой — противоположное ухо, затем одновременно отпустить руки и поменять их положение.
Самомассаж кистей и пальцев рук: Использовать традиционные массажные движения — разминание, растирание, надавливание, пощипывание.
«Помоем руки под струёй воды»: Имитация мытья рук.
«Надеваем перчатки»: Большими и указательными пальцами растирать каждый палец другой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. Затем растереть всю ладонь.
«Молоточек»: Фаланги сжатых в кулак пальцев правой руки «забивают» воображаемые гвозди.
«Гуси щиплют травку»: Пальцами правой руки пощипывать кисть левой руки.
Театр в руке: Придумать сказку, где каждый палец играет роль определенного персонажа.
«Осьминожки»: Правая рука медленно передвигается по поверхности, имитируя плавание осьминога.