Яна Веникова
«Почему корабли не тонут?»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема исследовательской работы: «Почему корабли не тонут?»
Научный руководитель: Веникова Яна Александровна, воспитатель.
Однажды дома я играла с водой, бросая в неё различные предметы. Каково же было моё удивление, когда я увидела, что одни из них тонут, а другие плавают на поверхности! «Почему же так происходит?»- подумала я и побежала с этим вопросом к родителям. Они объяснили мне, что есть тела и вещества легче воды, а есть тяжелее воды, поэтому одни тонут, другие нет. «Понятно!» - ответила я и отправилась спать.
Публикация «„Почему корабли не тонут?“» размещена в разделах
Утром по дороге в детский сад я всё думала о своё м маленьком открытии: «Не может же быть всё так просто!» Я решила рассказать об этом воспитательнице и провести своё исследование, чтобы получить ответ на вопрос «От чего же зависит плавучесть предметов?»
Цель исследовательской работы: проанализировать поведение различных тел в воде, выявить природу плавучести и её связь с плотностями погружаемых объектов.
Задачи: 1. Собрать и проанализировать информацию о плавучести тел.
2. Провести опыты, объясняющие, почему одни предметы тонут, а другие нет.
3. Узнать у взрослых, почему не тонут огромные железные корабли?
Гипотезы: 1. Пластилин тяжёлый материал, но если придать ему определённую форму, то он не утонет в воде.
2. Большие корабли не тонут, потому что они легче воды, так как в них есть воздух.
Методы исследования:
• Беседы с взрослыми;
• Изучение познавательной литературы;
• Работа с компьютером;
• Наблюдения;
• Исследование;
• Проведение опытов, экспериментов.
Итак, можно начинать исследование.
Яна Александровна рассказала мне о том, что все окружающие нас предметы и вещества состоят из крошечных, не видимых взгляду частичек – молекул.
Те тела, в которых молекулы располагаются очень близко друг к другу – дружат и крепко держатся за ручки, - обладают большей плотностью и быстрее идут ко дну.
А тела, в которых молекулы расположены далеко друг от друга, обладают меньшей плотностью, поэтому остаются плавать на поверхности воды.
Проверим это утверждение на опыте 1: «Тонет, не тонет»
Предмет Материал Тонет Не тонет
Металл
+
-
Пробка
-
+
Стекло
+
-
Вывод: Плотность деревянных тел меньше, поэтому вода их выталкивает, а металлические и стеклянные – нет.
Давайте проведём ещё один опыт 2: «Не тонет, как ни старайся»
Нам понадобятся тазик и воздушный шар: набираем в таз воды, а шарик надуваем.
Теперь стараемся утопить воздушный шар в тазике с водой. Ещё раз, ещё и ещё.
Ничего не выходит. Наверное, опять всё дело в плотности. «А что же за сила выталкивает шарик на поверхность?»- спросила я у воспитательницы. И она мне всё очень хорошо объяснила.
Оказывается, когда- то давно древнегреческий учё ный Архимед исследовал проблему плавучести тел и сформулировал закон: на всякое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости, который известен сейчас как Закон Архимеда. Таким образом, в нашем опыте на шарик снизу, из тазика, действовала сила Архимеда, которая выталкивала шарик на поверхность.
Итак, мы уже убедились в том, что предметы из разных материалов ведут себя в воде по – разному. Но это ещё не всё. У воды есть ещё один секрет: на её поверхности может плавать и «тонущий» материал, главное - придать ему нужную форму.
Пришло время проверить правильность моей гипотезы о том, что пластилин не утонет в воде, если придать ему определённую форму.
Опыт 3: «Почему он не тонет, или всё зависит от формы?»
Нам понадобятся кусок пластилина и тазик с водой.
1) опускаем пластилин в воду – он естественно тонет;
2) теперь попробуем слепить из этого куска плошку и опустим её на воду.
Ура! Волшебство свершилось, тонущий материал плавает на поверхности!
Гипотеза подтвердилась!
То же самое происходит с большими кораблями, которые не тонут, а продолжают бороздить океаны.
Из своих наблюдений мы знаем, что металл тонет, а если построить из него огромный корабль, то он спокойно будет плавать по воде. Стальной корабль не тонет, потому что он вытесняет много воды. А мы знаем, чем больше какой-то предмет вытесняет воды, тем сильнее она выталкивает его. Ай да Архимед!
Заключение.
1. Я нашла ответ на свой вопрос «Почему корабли не тонут»
2. Гипотезы мои подтвердились.
3. Я узнала много нового про свойства воды, про закон Архимеда, про молекулы.
4. Конечно, есть еще много того, что я не понимаю, например, физические понятия, законы, формулы, но, думаю, в школе я смогу разобраться в этом вопросе подробнее.
А сейчас, я обязательно расскажу своим друзьям и знакомым о своих открытиях.
Список литературы:
1. Ушаков С. З. Плавание тел / С. З. Ушаков: детская энциклопедия, том 3 «Числа и фигуры, вещество и энергия». – Москва: «Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР», 1961. – С. 279-288.
2. Перля З. Н. Корабли / З. Н. Перля: детская энциклопедия, том 3 «Числа и фигуры, вещество и энергия». – Москва: «Издательство Академии Педагогических Наук РСФСР», 1960. – С. 443-459.
3. Сахарнов С. В. Плывут по морям корабли / С. В. Сахарнов, К. Д. Арон // «Едем, плаваем, летаем». – Москва: «Детская литература», 1993. – С. 7-36.
4. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность
детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. –С. 68-70.
5. Использование Интернет-ресурса: