Папки-передвижки

«По законам справедливости». Беседа с элементами групповой и индивидуальной работы для воспитанников детского дома 10–12 лет

Васильева Наталья Александровна
«По законам справедливости». Беседа с элементами групповой и индивидуальной работы для воспитанников детского дома 10–12 лет
▼ Скачать + Заказать документы

«По законам справедливости»

Цель: сформировать представление воспитанников о понятии «Справедливость»

Задачи: воспитывать чувство справедливости к окружающим людям и к себе; учиться уважать законы общества, в котором живем.

Форма проведения: беседа с элементами групповой и индивидуальной работы.

Темочки:

Воспитатель : Здравствуйте ребята. Сегодня наш воспитательский час посвящен убеждениям людей в том, что в мире добрые дела должны быть вознаграждены, а злые – осуждены, заслуги рано или поздно признаны, а преступления – наказаны. Тема нашей беседы «По законам справедливости»

Порой Закон склоняется пред Милостью,

Порою Солнце меркнет в лунной мгле.

Так Воздух не важнее Справедливости.

Она нужна, как хлеб насущный, мне!

Елена Васильева

1. Именно о справедливости мы будем говорить сегодня, познакомимся с этим понятием. Итак «Что такое справедливость и как я ее понимаю

Справедливость. Как много смысла вложено в это слово. Ликование и уныние, надежда и отчаяние, гордость, обвинения и еще тысячи чувств испытываем мы, произнося это слово. Взывая к справедливости, каждый из нас имеет в виду, прежде всего, свое отношение к сути проблемы.

Так что же такое справедливость (ответы детей).

«Справедливость - честное и правильное отношение (действие, решение) которое подсказывает сердце (чувство справедливости идёт от сердца). Один из принципов, определяющих добрые взаимные отношения между людьми. Она заключается в том, чтобы каждый получал то, на что имеет право, однако при этом не нарушая прав других людей. Поэтому справедливость имеет положительную и отрицательную стороны. В одном отношении утверждается, что человек имеет право на неограниченную деятельность и на ее результаты. В другом – это право ограничивается наличием других людей. Здесь заключено известное противоречие. Платон определял справедливость как добродетель правильного отношения к другим людям».

2. Сейчас я предлагаю вам прослушать притчу и ответить на вопрос: справедливо или нет поступил герой и почему?

«Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а она умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, подвинь дерево». Охотник подвинул дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить. Взмолвил тогда охотник: «Что же ты делаешь, ведь я тебя от смерти спас?» «На то я и змея» - ответила она. Здесь к счастью охотника пробегала мимо лисица. Просит охотник лисицу рассудить, кто прав из них. А лисица сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея снова под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать».

Справедливо или нет поступил герой и почему? (дети высказывают свое мнение)

Как бы я ответила на этот вопрос? С позиций того зла, которое хотела причинить змея человеку, наверное охотник сделал правильно. Но если подумать, что справедливый поступок человека стал причиной смерти змеи, то назвать такое поведение человека правильным как-то не получается. То есть, на мой взгляд, абсолютно справедливым назвать такое поведение нельзя.

3. Вопрос «что такое справедливость и как ее понимать волновал людей во все времена. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах с высказываниями известных людей о справедливости : прочитайте их и скажите, как вы понимаете эту мысль? согласны ли вы с ней и почему? (работают в парах или группах, зачитывают высказывание, отвечают по нему).

- Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно. Виктор Гюго (трудно быть объективным, беспристрастным и ко всем подходить с одинаковыми требованиями, независимо от чувств или степени родства)

Дополнительный вопрос после обсуждения этой цитаты: поднимите руку те, кто считают, что в вас присутствует такое качество, как справедливость (выполняют).

Фенимор Купер сказал: «Самая редкая вещь, какую только можно найти на земле, — это по-настоящему справедливый человек».(обсуждения). После обсуждения: Купер изрек эту мысль двести лет назад, осталась ли она актуальной сегодня?

Существуют два первоначала справедливости : никому не вредить и приносить пользу обществу. Цицерон.

Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы. Менандр

(ответы детей)

Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней. Жан-Жак Руссо.

(высказывания детей, как они это понимают)

Кто не совершает несправедливости — почтенен, но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей. Платон.

(ответы детей)

Вывод воспитателя : если обобщить все высказывания, которые вы комментировали, то можно выделить две наиболее важные мысли: первая – быть справедливым трудно, это огромная внутренняя работа.

4. Вы услышали что такое справедливость, давайте немного заглянем в древним мир. Фемида, в древнегреческой мифологии богиня справедливости и правосудия.

Фемиду изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках (иногда - с рогом изобилия). Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершенные смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды - символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Мы узнали определение справедливости, о богине олицетворяющей справедливость.

5. Продолжить рассуждения по проблеме «как я понимаю справедливость» предлагаю на основе решения конкретной ситуации:

Лена была самой красивой девочкой в классе, ее авторитет среди одноклассников был непререкаем. Когда в класс пришел новенький мальчик Сережа, он сразу же ей понравился. Она пыталась обратить на себя его внимание, но безрезультатно. Тогда она открыто подошла к нему и сказала: «Проводи меня сегодня домой». Он ответил: «Ты знаешь, у меня сегодня другие планы». На следующий день за парту к Сереже никто не сел, с ним не разговаривали, его не замечали. Вова, с которым за эти две недели Сережа сдружился, не вытерпел такого отношения к другу и после четвертого урока сел к нему за парту. На следующий день Вова пришел в школу, закрывая губу платком, под глазом красовался большой фиолетовый синяк.

Как поступить справедливо в этой ситуации должны были Сергей и Вова? (отвечают)

Мысль воспитателя : Если ты на оскорбление ответишь тем же, это будет справедливо. Но это — не лучшее, что ты можешь сделать. И будет ли это истинным и правильным?

6. В продолжение обсуждаемой проблемы предлагаю вам сравнить две позиции и выразить свое мнение: с чем вы согласны, а с чем – нет.

Первая позиция: Когда-то кто-то спросил у Конфуция: «Правильно ли отвечать добром на зло?» - он ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром».

Как вы поняли позицию Конфуция: На зло отвечать справедливостью – это как? ( после ответов ребят: может быть, таким же образом отвечать, как и к тебе отнеслись, ведь такой ответ Конфуция предполагает и этот вариант)

Вторая позиция: Л. Н. Толстой, утверждая одну из заповедей Евангелия, считал, что основа отношений – непротивление злу насилием, то есть он был убежден в том, что нельзя отвечать на зло злом, надо терпеть обиды.

- с чьей позицией вы согласны и почему? (отвечают)

Вывод: мы затронули сложный философский и психологический вопрос, ведь ответить на зло злом – сделать плохо в том числе и себе; терпеть зло от другого – психологи сегодня также говорят, что это вредно для человека. Вопрос непростой, и мне бы хотелось, чтобы после нашей встречи вы поразмышляли над этой проблемой.

7. Продолжая тему неоднозначности некоторых понятий и явлений, я предлагаю вам послушать историю и сделать вывод: какой может быть справедливость? Чему учит нас эта история?

Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо? Отец Паисий говорил:

— Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.

— А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его.

Тогда старец приводил такой пример.

— Представь, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?

Нет, — дружно ответили все,- это несправедливо!

Отец Паисий продолжал:

— Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?

— Да, справедливо! — сказали все.

Но это — человеческая справедливость, — заметил отец Паисий. — Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал:

— Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! А я могу съесть только одну.

— Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость, — заключил свой рассказ старец. (отвечают, вывод воспитателя)

8. Справедливость –это то, о чем мечтает каждый человек, это то на что рассчитывает и ребенок и взрослый.

А вы хотели бы, чтобы в отношении вас применяли справедливость (ответы учеников).

Андрей Эйсмонт

Я в углу стою, скучаю –

за проступок отвечаю

и тихонечко грущу –

справедливость всё ищу!

Мы с мячом играли.

Сразу,как-то так попали в вазу.

Пусть, я пнул, разок- другой

по мячу своей ногой…

Вазу мяч разбил – не я!

В чём же здесь вина моя?

Я стою, а мяч с котом

обежал уже весь дом…

Ну, скажите же на милость

где же в этом справедливость?

Вопрос для воспитанников :

Как вы думаете, чего в стихотворении больше: справедливости или несправедливости?

(ответы детей)

9. Воспитатель предлагает послушать притчу.

Притча о Соломоне и двух матерях.

Однажды к царю Соломону, известному своей мудростью, пришли на суд две женщины. Они жили в одном доме и были соседями. Обе недавно родили ребенка.

Прошлой ночью одна из них задавила своего младенца и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить, каждая доказывала, что живой ребенок ее, а мертвый - соседки.

Так же спорили они и перед царем. Выслушав их, Соломон приказал принести меч.

Меч немедленно был принесен. Ни минуты не раздумывая, царь Соломон молвил:

- Пусть будут довольны обе. Рассеките живого ребенка пополам и отдайте каждой половину младенца.

Одна из женщин, услышав его слова, изменилась в лице и взмолилась:

- Отдайте ребенка моей соседке, она его мать, только не убивайте его!

Другая же, напротив, согласилась с решением царя.

- Рубите его, пусть не достанется ни ей, ни мне, - решительно сказала она.

Тут же царь Соломон изрек:

- Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его настоящая мать.

"Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. "Э. Кант

Русский мыслитель и философ Иван Ильин утверждал, что в основе справедливости лежит живая совесть и живая любовь к человеку. Дар справедливости предполагает в человеке доброе, любящее сердце, живую наблюдательность, обострённую чуткость.

Я желаю вам всегда слушать своё сердце и поступать справедливо.

А теперь в заключении нашего урока давайте вместе напишем

Правила справедливости :

-Живите по правде;

-Живите по закону;

-Живите по совести;

-Живите во благо людей!

Справедливость должна быть во всем,

Без неё нету правды,

И я расскажу вам о том,

Что по этому поводу главным!

Считаю, что жизнь, не должна быть бесцельной,

Она не должна быть бессмысленной-

Жизнь человека, бесценна,

Прожить ее надо осмысленно!

И вообще, справедливость всегда побеждает,

Когда тебе кажется, выхода нет-

Нужно лишь подождать,

Справедливость добьется побед!

Во всем, по законам создателя есть справедливость,

Которая учит нас правильно жить:

Оставаться людьми, сохранять терпеливость,

Любить свою родину и благородными быть!

Сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам маленькие сердечки, которые наполнены добротой и заботой для каждого из вас. Пусть эти сердечки согревают вас в минуты уныния и огорчения и будут путеводной звездой ваших добрых дел! Пусть в вашем жизненном пути как можно больше встречаются справедливые люди.

Публикации по теме:

Методическая разработка профориентационной игры с элементами тренинга «Кадроворот» для воспитанников детского дома 14–15 летМетодическая разработка профориентационной игры с элементами тренинга «Кадроворот» для воспитанников детского дома 14–15 лет «Кадроворот». Методическая разработка большой профориентационной игры с элементами тренинга Цель: содействие формированию осознанного выбора.

Беседа с показом презентации «Земля-матушка» в рамках работы детского объединения «Юные Экобиологи»Беседа с показом презентации «Земля-матушка» в рамках работы детского объединения «Юные Экобиологи» Беседа с показом презентации: «Земля - матушка» в рамках работы детского объединения дополнительного образования «Юные ЭКОбиологи».Автор:.

Фотоотчет об использовании ИКТ на занятиях учителя-логопеда в индивидуальной и групповой коррекционной работеФотоотчет об использовании ИКТ на занятиях учителя-логопеда в индивидуальной и групповой коррекционной работе ИКТ – это современные информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются мной в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Групповой конкурс «Это интересно!» для родителей воспитанников младшей группы (часть 1)Групповой конкурс «Это интересно!» для родителей воспитанников младшей группы (часть 1) Уважаемые коллеги, хочу рассказать Вам о необычномГРУППОВОМ КОНКУРСЕ "ЭТО ИНТЕРЕСНО!", организованного для родителей воспитанников младшей.

Групповой конкурс «Это интересно» для родителей воспитанников младшей группы. Часть 2Групповой конкурс «Это интересно» для родителей воспитанников младшей группы. Часть 2 Уважаемые коллеги, продолжаю Вас знакомить с результатамиГруппового конкурса "ЭТО ИНТЕРЕСНО!", организованный для родителей воспитанников.

Групповой конкурс «Это интересно!» для родителей воспитанников младшей группы (часть 3)Групповой конкурс «Это интересно!» для родителей воспитанников младшей группы (часть 3) Уважаемые коллеги, продолжаю Вас знакомить с результатамиГруппового конкурса "ЭТО ИНТЕРЕСНО!", организованного для родителей воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«По законам справедливости». Беседа с элементами групповой и индивидуальной работы для воспитанников детского дома 10–12 лет
Опубликовано: 16 сентября 2024 в 13:11
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««По законам справедливости». Беседа с элементами групповой и индивидуальной работы для воспитанников детского дома 10–12 лет» (включая файлы) размещена пользователем Васильева Наталья Александровна (УИ 1293018) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"
13 января 2025 понедельник
Печатаем, штампуем и мастерим из российских газет
Добрый вечер, Щедрый вечер! Встречаем Старый Новый год!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД