Васильева Наталья Александровна
«По законам справедливости». Беседа с элементами групповой и индивидуальной работы для воспитанников детского дома 10–12 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«По законам справедливости»
Цель: сформировать представление воспитанников о понятии «Справедливость»
Задачи: воспитывать чувство справедливости к окружающим людям и к себе; учиться уважать законы общества, в котором живем.
Форма проведения: беседа с элементами групповой и индивидуальной работы.
Публикация «„По законам справедливости“, Беседа с элементами групповой и индивидуальной работы для воспитанников детского дома 10–12 лет» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Воспитатель : Здравствуйте ребята. Сегодня наш воспитательский час посвящен убеждениям людей в том, что в мире добрые дела должны быть вознаграждены, а злые – осуждены, заслуги рано или поздно признаны, а преступления – наказаны. Тема нашей беседы «По законам справедливости»
Порой Закон склоняется пред Милостью,
Порою Солнце меркнет в лунной мгле.
Так Воздух не важнее Справедливости.
Она нужна, как хлеб насущный, мне!
Елена Васильева
1. Именно о справедливости мы будем говорить сегодня, познакомимся с этим понятием. Итак «Что такое справедливость и как я ее понимаю?»
Справедливость. Как много смысла вложено в это слово. Ликование и уныние, надежда и отчаяние, гордость, обвинения и еще тысячи чувств испытываем мы, произнося это слово. Взывая к справедливости, каждый из нас имеет в виду, прежде всего, свое отношение к сути проблемы.
Так что же такое справедливость (ответы детей).
«Справедливость - честное и правильное отношение (действие, решение) которое подсказывает сердце (чувство справедливости идёт от сердца). Один из принципов, определяющих добрые взаимные отношения между людьми. Она заключается в том, чтобы каждый получал то, на что имеет право, однако при этом не нарушая прав других людей. Поэтому справедливость имеет положительную и отрицательную стороны. В одном отношении утверждается, что человек имеет право на неограниченную деятельность и на ее результаты. В другом – это право ограничивается наличием других людей. Здесь заключено известное противоречие. Платон определял справедливость как добродетель правильного отношения к другим людям».
2. Сейчас я предлагаю вам прослушать притчу и ответить на вопрос: справедливо или нет поступил герой и почему?
«Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а она умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, подвинь дерево». Охотник подвинул дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить. Взмолвил тогда охотник: «Что же ты делаешь, ведь я тебя от смерти спас?» «На то я и змея» - ответила она. Здесь к счастью охотника пробегала мимо лисица. Просит охотник лисицу рассудить, кто прав из них. А лисица сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея снова под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать».
Справедливо или нет поступил герой и почему? (дети высказывают свое мнение)
Как бы я ответила на этот вопрос? С позиций того зла, которое хотела причинить змея человеку, наверное охотник сделал правильно. Но если подумать, что справедливый поступок человека стал причиной смерти змеи, то назвать такое поведение человека правильным как-то не получается. То есть, на мой взгляд, абсолютно справедливым назвать такое поведение нельзя.
3. Вопрос «что такое справедливость и как ее понимать?» волновал людей во все времена. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах с высказываниями известных людей о справедливости : прочитайте их и скажите, как вы понимаете эту мысль? согласны ли вы с ней и почему? (работают в парах или группах, зачитывают высказывание, отвечают по нему).
- Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно. Виктор Гюго (трудно быть объективным, беспристрастным и ко всем подходить с одинаковыми требованиями, независимо от чувств или степени родства)
Дополнительный вопрос после обсуждения этой цитаты: поднимите руку те, кто считают, что в вас присутствует такое качество, как справедливость (выполняют).
Фенимор Купер сказал: «Самая редкая вещь, какую только можно найти на земле, — это по-настоящему справедливый человек».(обсуждения). После обсуждения: Купер изрек эту мысль двести лет назад, осталась ли она актуальной сегодня?
Существуют два первоначала справедливости : никому не вредить и приносить пользу обществу. Цицерон.
Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы. Менандр
(ответы детей)
Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней. Жан-Жак Руссо.
(высказывания детей, как они это понимают)
Кто не совершает несправедливости — почтенен, но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей. Платон.
(ответы детей)
Вывод воспитателя : если обобщить все высказывания, которые вы комментировали, то можно выделить две наиболее важные мысли: первая – быть справедливым трудно, это огромная внутренняя работа.
4. Вы услышали что такое справедливость, давайте немного заглянем в древним мир. Фемида, в древнегреческой мифологии богиня справедливости и правосудия.
Фемиду изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках (иногда - с рогом изобилия). Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершенные смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды - символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.
Мы узнали определение справедливости, о богине олицетворяющей справедливость.
5. Продолжить рассуждения по проблеме «как я понимаю справедливость» предлагаю на основе решения конкретной ситуации:
Лена была самой красивой девочкой в классе, ее авторитет среди одноклассников был непререкаем. Когда в класс пришел новенький мальчик Сережа, он сразу же ей понравился. Она пыталась обратить на себя его внимание, но безрезультатно. Тогда она открыто подошла к нему и сказала: «Проводи меня сегодня домой». Он ответил: «Ты знаешь, у меня сегодня другие планы». На следующий день за парту к Сереже никто не сел, с ним не разговаривали, его не замечали. Вова, с которым за эти две недели Сережа сдружился, не вытерпел такого отношения к другу и после четвертого урока сел к нему за парту. На следующий день Вова пришел в школу, закрывая губу платком, под глазом красовался большой фиолетовый синяк.
Как поступить справедливо в этой ситуации должны были Сергей и Вова? (отвечают)
Мысль воспитателя : Если ты на оскорбление ответишь тем же, это будет справедливо. Но это — не лучшее, что ты можешь сделать. И будет ли это истинным и правильным?
6. В продолжение обсуждаемой проблемы предлагаю вам сравнить две позиции и выразить свое мнение: с чем вы согласны, а с чем – нет.
Первая позиция: Когда-то кто-то спросил у Конфуция: «Правильно ли отвечать добром на зло?» - он ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром».
Как вы поняли позицию Конфуция: На зло отвечать справедливостью – это как? ( после ответов ребят: может быть, таким же образом отвечать, как и к тебе отнеслись, ведь такой ответ Конфуция предполагает и этот вариант)
Вторая позиция: Л. Н. Толстой, утверждая одну из заповедей Евангелия, считал, что основа отношений – непротивление злу насилием, то есть он был убежден в том, что нельзя отвечать на зло злом, надо терпеть обиды.
- с чьей позицией вы согласны и почему? (отвечают)
Вывод: мы затронули сложный философский и психологический вопрос, ведь ответить на зло злом – сделать плохо в том числе и себе; терпеть зло от другого – психологи сегодня также говорят, что это вредно для человека. Вопрос непростой, и мне бы хотелось, чтобы после нашей встречи вы поразмышляли над этой проблемой.
7. Продолжая тему неоднозначности некоторых понятий и явлений, я предлагаю вам послушать историю и сделать вывод: какой может быть справедливость? Чему учит нас эта история?
Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо? Отец Паисий говорил:
— Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.
— А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его.
Тогда старец приводил такой пример.
— Представь, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?
Нет, — дружно ответили все,- это несправедливо!
Отец Паисий продолжал:
— Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?
— Да, справедливо! — сказали все.
Но это — человеческая справедливость, — заметил отец Паисий. — Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал:
— Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! А я могу съесть только одну.
— Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость, — заключил свой рассказ старец. (отвечают, вывод воспитателя)
8. Справедливость –это то, о чем мечтает каждый человек, это то на что рассчитывает и ребенок и взрослый.
А вы хотели бы, чтобы в отношении вас применяли справедливость (ответы учеников).
Андрей Эйсмонт
Я в углу стою, скучаю –
за проступок отвечаю
и тихонечко грущу –
справедливость всё ищу!
Мы с мячом играли.
Сразу,как-то так попали в вазу.
Пусть, я пнул, разок- другой
по мячу своей ногой…
Вазу мяч разбил – не я!
В чём же здесь вина моя?
Я стою, а мяч с котом
обежал уже весь дом…
Ну, скажите же на милость
где же в этом справедливость?
Вопрос для воспитанников :
Как вы думаете, чего в стихотворении больше: справедливости или несправедливости?
(ответы детей)
9. Воспитатель предлагает послушать притчу.
Притча о Соломоне и двух матерях.
Однажды к царю Соломону, известному своей мудростью, пришли на суд две женщины. Они жили в одном доме и были соседями. Обе недавно родили ребенка.
Прошлой ночью одна из них задавила своего младенца и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить, каждая доказывала, что живой ребенок ее, а мертвый - соседки.
Так же спорили они и перед царем. Выслушав их, Соломон приказал принести меч.
Меч немедленно был принесен. Ни минуты не раздумывая, царь Соломон молвил:
- Пусть будут довольны обе. Рассеките живого ребенка пополам и отдайте каждой половину младенца.
Одна из женщин, услышав его слова, изменилась в лице и взмолилась:
- Отдайте ребенка моей соседке, она его мать, только не убивайте его!
Другая же, напротив, согласилась с решением царя.
- Рубите его, пусть не достанется ни ей, ни мне, - решительно сказала она.
Тут же царь Соломон изрек:
- Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его настоящая мать.
"Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. "Э. Кант
Русский мыслитель и философ Иван Ильин утверждал, что в основе справедливости лежит живая совесть и живая любовь к человеку. Дар справедливости предполагает в человеке доброе, любящее сердце, живую наблюдательность, обострённую чуткость.
Я желаю вам всегда слушать своё сердце и поступать справедливо.
А теперь в заключении нашего урока давайте вместе напишем
Правила справедливости :
-Живите по правде;
-Живите по закону;
-Живите по совести;
-Живите во благо людей!
Справедливость должна быть во всем,
Без неё нету правды,
И я расскажу вам о том,
Что по этому поводу главным!
Считаю, что жизнь, не должна быть бесцельной,
Она не должна быть бессмысленной-
Жизнь человека, бесценна,
Прожить ее надо осмысленно!
И вообще, справедливость всегда побеждает,
Когда тебе кажется, выхода нет-
Нужно лишь подождать,
Справедливость добьется побед!
Во всем, по законам создателя есть справедливость,
Которая учит нас правильно жить:
Оставаться людьми, сохранять терпеливость,
Любить свою родину и благородными быть!
Сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам маленькие сердечки, которые наполнены добротой и заботой для каждого из вас. Пусть эти сердечки согревают вас в минуты уныния и огорчения и будут путеводной звездой ваших добрых дел! Пусть в вашем жизненном пути как можно больше встречаются справедливые люди.