МААМ-картинки

«По законам справедливости». Беседа с элементами групповой и индивидуальной работы для воспитанников детского дома 10–12 лет

Васильева Наталья Александровна
«По законам справедливости». Беседа с элементами групповой и индивидуальной работы для воспитанников детского дома 10–12 лет
▼ Скачать + Заказать документы

«По законам справедливости»

Цель: сформировать представление воспитанников о понятии «Справедливость»

Задачи: воспитывать чувство справедливости к окружающим людям и к себе; учиться уважать законы общества, в котором живем.

Форма проведения: беседа с элементами групповой и индивидуальной работы.

Публикация «„По законам справедливости“, Беседа с элементами групповой и индивидуальной работы для воспитанников детского дома 10–12 лет» размещена в разделах

Воспитатель : Здравствуйте ребята. Сегодня наш воспитательский час посвящен убеждениям людей в том, что в мире добрые дела должны быть вознаграждены, а злые – осуждены, заслуги рано или поздно признаны, а преступления – наказаны. Тема нашей беседы «По законам справедливости»

Порой Закон склоняется пред Милостью,

Порою Солнце меркнет в лунной мгле.

Так Воздух не важнее Справедливости.

Она нужна, как хлеб насущный, мне!

Елена Васильева

1. Именно о справедливости мы будем говорить сегодня, познакомимся с этим понятием. Итак «Что такое справедливость и как я ее понимаю

Справедливость. Как много смысла вложено в это слово. Ликование и уныние, надежда и отчаяние, гордость, обвинения и еще тысячи чувств испытываем мы, произнося это слово. Взывая к справедливости, каждый из нас имеет в виду, прежде всего, свое отношение к сути проблемы.

Так что же такое справедливость (ответы детей).

«Справедливость - честное и правильное отношение (действие, решение) которое подсказывает сердце (чувство справедливости идёт от сердца). Один из принципов, определяющих добрые взаимные отношения между людьми. Она заключается в том, чтобы каждый получал то, на что имеет право, однако при этом не нарушая прав других людей. Поэтому справедливость имеет положительную и отрицательную стороны. В одном отношении утверждается, что человек имеет право на неограниченную деятельность и на ее результаты. В другом – это право ограничивается наличием других людей. Здесь заключено известное противоречие. Платон определял справедливость как добродетель правильного отношения к другим людям».

2. Сейчас я предлагаю вам прослушать притчу и ответить на вопрос: справедливо или нет поступил герой и почему?

«Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а она умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, подвинь дерево». Охотник подвинул дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить. Взмолвил тогда охотник: «Что же ты делаешь, ведь я тебя от смерти спас?» «На то я и змея» - ответила она. Здесь к счастью охотника пробегала мимо лисица. Просит охотник лисицу рассудить, кто прав из них. А лисица сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея снова под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать».

Справедливо или нет поступил герой и почему? (дети высказывают свое мнение)

Как бы я ответила на этот вопрос? С позиций того зла, которое хотела причинить змея человеку, наверное охотник сделал правильно. Но если подумать, что справедливый поступок человека стал причиной смерти змеи, то назвать такое поведение человека правильным как-то не получается. То есть, на мой взгляд, абсолютно справедливым назвать такое поведение нельзя.

3. Вопрос «что такое справедливость и как ее понимать волновал людей во все времена. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах с высказываниями известных людей о справедливости : прочитайте их и скажите, как вы понимаете эту мысль? согласны ли вы с ней и почему? (работают в парах или группах, зачитывают высказывание, отвечают по нему).

- Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно. Виктор Гюго (трудно быть объективным, беспристрастным и ко всем подходить с одинаковыми требованиями, независимо от чувств или степени родства)

Дополнительный вопрос после обсуждения этой цитаты: поднимите руку те, кто считают, что в вас присутствует такое качество, как справедливость (выполняют).

Фенимор Купер сказал: «Самая редкая вещь, какую только можно найти на земле, — это по-настоящему справедливый человек».(обсуждения). После обсуждения: Купер изрек эту мысль двести лет назад, осталась ли она актуальной сегодня?

Существуют два первоначала справедливости : никому не вредить и приносить пользу обществу. Цицерон.

Нравственные качества справедливого человека вполне заменяют законы. Менандр

(ответы детей)

Видеть несправедливость и молчать — это значит самому участвовать в ней. Жан-Жак Руссо.

(высказывания детей, как они это понимают)

Кто не совершает несправедливости — почтенен, но более чем вдвое достоин почета тот, кто и другим не позволяет совершать несправедливостей. Платон.

(ответы детей)

Вывод воспитателя : если обобщить все высказывания, которые вы комментировали, то можно выделить две наиболее важные мысли: первая – быть справедливым трудно, это огромная внутренняя работа.

4. Вы услышали что такое справедливость, давайте немного заглянем в древним мир. Фемида, в древнегреческой мифологии богиня справедливости и правосудия.

Фемиду изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках (иногда - с рогом изобилия). Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершенные смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды - символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Мы узнали определение справедливости, о богине олицетворяющей справедливость.

5. Продолжить рассуждения по проблеме «как я понимаю справедливость» предлагаю на основе решения конкретной ситуации:

Лена была самой красивой девочкой в классе, ее авторитет среди одноклассников был непререкаем. Когда в класс пришел новенький мальчик Сережа, он сразу же ей понравился. Она пыталась обратить на себя его внимание, но безрезультатно. Тогда она открыто подошла к нему и сказала: «Проводи меня сегодня домой». Он ответил: «Ты знаешь, у меня сегодня другие планы». На следующий день за парту к Сереже никто не сел, с ним не разговаривали, его не замечали. Вова, с которым за эти две недели Сережа сдружился, не вытерпел такого отношения к другу и после четвертого урока сел к нему за парту. На следующий день Вова пришел в школу, закрывая губу платком, под глазом красовался большой фиолетовый синяк.

Как поступить справедливо в этой ситуации должны были Сергей и Вова? (отвечают)

Мысль воспитателя : Если ты на оскорбление ответишь тем же, это будет справедливо. Но это — не лучшее, что ты можешь сделать. И будет ли это истинным и правильным?

6. В продолжение обсуждаемой проблемы предлагаю вам сравнить две позиции и выразить свое мнение: с чем вы согласны, а с чем – нет.

Первая позиция: Когда-то кто-то спросил у Конфуция: «Правильно ли отвечать добром на зло?» - он ответил: «Как можно отвечать добром? На зло отвечают справедливостью. На добро отвечают добром».

Как вы поняли позицию Конфуция: На зло отвечать справедливостью – это как? ( после ответов ребят: может быть, таким же образом отвечать, как и к тебе отнеслись, ведь такой ответ Конфуция предполагает и этот вариант)

Вторая позиция: Л. Н. Толстой, утверждая одну из заповедей Евангелия, считал, что основа отношений – непротивление злу насилием, то есть он был убежден в том, что нельзя отвечать на зло злом, надо терпеть обиды.

- с чьей позицией вы согласны и почему? (отвечают)

Вывод: мы затронули сложный философский и психологический вопрос, ведь ответить на зло злом – сделать плохо в том числе и себе; терпеть зло от другого – психологи сегодня также говорят, что это вредно для человека. Вопрос непростой, и мне бы хотелось, чтобы после нашей встречи вы поразмышляли над этой проблемой.

7. Продолжая тему неоднозначности некоторых понятий и явлений, я предлагаю вам послушать историю и сделать вывод: какой может быть справедливость? Чему учит нас эта история?

Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо? Отец Паисий говорил:

— Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость.

— А что такое Божественная справедливость? — спрашивали его.

Тогда старец приводил такой пример.

— Представь, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?

Нет, — дружно ответили все,- это несправедливо!

Отец Паисий продолжал:

— Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?

— Да, справедливо! — сказали все.

Но это — человеческая справедливость, — заметил отец Паисий. — Есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал:

— Будь другом, съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! А я могу съесть только одну.

— Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость, — заключил свой рассказ старец. (отвечают, вывод воспитателя)

8. Справедливость –это то, о чем мечтает каждый человек, это то на что рассчитывает и ребенок и взрослый.

А вы хотели бы, чтобы в отношении вас применяли справедливость (ответы учеников).

Андрей Эйсмонт

Я в углу стою, скучаю –

за проступок отвечаю

и тихонечко грущу –

справедливость всё ищу!

Мы с мячом играли.

Сразу,как-то так попали в вазу.

Пусть, я пнул, разок- другой

по мячу своей ногой…

Вазу мяч разбил – не я!

В чём же здесь вина моя?

Я стою, а мяч с котом

обежал уже весь дом…

Ну, скажите же на милость

где же в этом справедливость?

Вопрос для воспитанников :

Как вы думаете, чего в стихотворении больше: справедливости или несправедливости?

(ответы детей)

9. Воспитатель предлагает послушать притчу.

Притча о Соломоне и двух матерях.

Однажды к царю Соломону, известному своей мудростью, пришли на суд две женщины. Они жили в одном доме и были соседями. Обе недавно родили ребенка.

Прошлой ночью одна из них задавила своего младенца и подложила его к другой женщине, а живого у той взяла себе. Утром женщины стали спорить, каждая доказывала, что живой ребенок ее, а мертвый - соседки.

Так же спорили они и перед царем. Выслушав их, Соломон приказал принести меч.

Меч немедленно был принесен. Ни минуты не раздумывая, царь Соломон молвил:

- Пусть будут довольны обе. Рассеките живого ребенка пополам и отдайте каждой половину младенца.

Одна из женщин, услышав его слова, изменилась в лице и взмолилась:

- Отдайте ребенка моей соседке, она его мать, только не убивайте его!

Другая же, напротив, согласилась с решением царя.

- Рубите его, пусть не достанется ни ей, ни мне, - решительно сказала она.

Тут же царь Соломон изрек:

- Не убивайте ребенка, а отдайте его первой женщине: она его настоящая мать.

"Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. "Э. Кант

Русский мыслитель и философ Иван Ильин утверждал, что в основе справедливости лежит живая совесть и живая любовь к человеку. Дар справедливости предполагает в человеке доброе, любящее сердце, живую наблюдательность, обострённую чуткость.

Я желаю вам всегда слушать своё сердце и поступать справедливо.

А теперь в заключении нашего урока давайте вместе напишем

Правила справедливости :

-Живите по правде;

-Живите по закону;

-Живите по совести;

-Живите во благо людей!

Справедливость должна быть во всем,

Без неё нету правды,

И я расскажу вам о том,

Что по этому поводу главным!

Считаю, что жизнь, не должна быть бесцельной,

Она не должна быть бессмысленной-

Жизнь человека, бесценна,

Прожить ее надо осмысленно!

И вообще, справедливость всегда побеждает,

Когда тебе кажется, выхода нет-

Нужно лишь подождать,

Справедливость добьется побед!

Во всем, по законам создателя есть справедливость,

Которая учит нас правильно жить:

Оставаться людьми, сохранять терпеливость,

Любить свою родину и благородными быть!

Сегодня в память о нашей встрече я хочу подарить вам маленькие сердечки, которые наполнены добротой и заботой для каждого из вас. Пусть эти сердечки согревают вас в минуты уныния и огорчения и будут путеводной звездой ваших добрых дел! Пусть в вашем жизненном пути как можно больше встречаются справедливые люди.

Публикации по теме:

Методическая разработка профориентационной игры с элементами тренинга «Кадроворот» для воспитанников детского дома 14–15 летМетодическая разработка профориентационной игры с элементами тренинга «Кадроворот» для воспитанников детского дома 14–15 лет «Кадроворот». Методическая разработка большой профориентационной игры с элементами тренинга Цель: содействие формированию осознанного выбора.

Беседа с показом презентации «Земля-матушка» в рамках работы детского объединения «Юные Экобиологи»Беседа с показом презентации «Земля-матушка» в рамках работы детского объединения «Юные Экобиологи» Беседа с показом презентации: «Земля - матушка» в рамках работы детского объединения дополнительного образования «Юные ЭКОбиологи».Автор:.

Фотоотчет об использовании ИКТ на занятиях учителя-логопеда в индивидуальной и групповой коррекционной работеФотоотчет об использовании ИКТ на занятиях учителя-логопеда в индивидуальной и групповой коррекционной работе ИКТ – это современные информационно-коммуникационные технологии, которые активно используются мной в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Групповой конкурс «Это интересно!» для родителей воспитанников младшей группы (часть 1)Групповой конкурс «Это интересно!» для родителей воспитанников младшей группы (часть 1) Уважаемые коллеги, хочу рассказать Вам о необычномГРУППОВОМ КОНКУРСЕ "ЭТО ИНТЕРЕСНО!", организованного для родителей воспитанников младшей.

Групповой конкурс «Это интересно» для родителей воспитанников младшей группы. Часть 2Групповой конкурс «Это интересно» для родителей воспитанников младшей группы. Часть 2 Уважаемые коллеги, продолжаю Вас знакомить с результатамиГруппового конкурса "ЭТО ИНТЕРЕСНО!", организованный для родителей воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«По законам справедливости». Беседа с элементами групповой и индивидуальной работы для воспитанников детского дома 10–12 лет
Опубликовано: 16 сентября 2024 в 13:11
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««По законам справедливости». Беседа с элементами групповой и индивидуальной работы для воспитанников детского дома 10–12 лет» (включая файлы) размещена пользователем Васильева Наталья Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД