Анна Климушина
Поисково-исследовательская деятельность «Плавающее перо»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовительная к школе группа.
Совместная поисково-исследовательская деятельность с детьми на тему : «Плавающее перо»
Автор: Климушина Анна Сергеевна, воспитатель, ГБДОУ детский сад N 93 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Цель: Расширять представление детей об использовании человеком факторов природной среды.
Задачи:
Развивающие:
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
Публикация «Поисково-исследовательская деятельность „Плавающее перо“» размещена в разделах
- развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, учить умению делать выводы;
- формировать навыки коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
-формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека.
Воспитательные:
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.
Образовательные:
-Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.
- Активизировать в речи слова: водоплавающие, в развалку, гладь, веслоногие.
Коррекционные:
- умение видеть взаимосвязи и взаимозависимости, т. е. способность видеть многообразие мира
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности
Материал:
- Два белых птичьих пера, купленные в магазине (не используй найденные перья)
- Широкая миска с водой
- 2 столовые ложки (30 г) тертого мыла.
- Синяя пищевая краска
- 2 ватных шарика, бумажное полотенце, пинцет.
Используемые технологии:
- мнемотехника
- здоровьесберегающая
-
Ход занятия.
Организационный момент.
«Ласковое солнце»
Здравствуйте. Давайте с вами улыбнемся друг другу и поделимся хорошим весенним настроением. Протянем друг другу руки и пожелаем удачи.
Приготовьтесь внимательно слушать и отвечать. Но сначала вспомним с вами как надо отвечать на вопрос (не перебивать друг друга, дослушать вопрос до конца, говорить чётко, подумать о чём ты хочешь ответить, потом сказать)
О чём сегодня мы с вами будем говорить вы узнаете, отгадав загадки.
Я люблю непогоду.
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь,
Чистоплотный, серый. (Гусь)
Ходит на рыбалку не спеша, вразвалку;
Сама себе удочка, сама себе лодочка….(Уточка)
Сколько вопросов над гладью пруда, Белых и черных, как эта вода? (Лебеди)
- Правильно, это лебеди.
О каких птицах идёт речь? (о водоплавающих)
Мотивация: Сегодня мы с вами вспомним, о том кто такие водоплавающие птицы и чем они отличаются от других птиц.
Каких птиц водоплавающих вы знаете? Чем они отличаются от не водоплавающих?
Вспомним вместе с вами пальчиковую гимнастику про птиц.
Пальчиковая гимнастика «Уточка»
На волнах качаясь, уточка плывет:
То нырнет, то вынырнет
- Лапками гребет
(Совершать плавные движения кистями обеих рук справа налево, затем имитировать движения лапок утки в воде.)
Что птицам помогает плавать? Как они передвигаются по воде? (Ответы детей, обобщение воспитателем.)
Давайте рассмотрим лапку. Правильно, лапки у них с перепонками. Они как весла у лодки помогают птицам отталкиваться в воде. Ученые назвали такое строение лап веслоногие.
(выставляется схема – модель)
Где можно встретить водоплавающих птиц? (в парке, на озере, на реке)
Верно, в парках много уток. А вы не заметили, в какой воде они плавали, она была чистой или загрязненной?
Давайте с вами проделаем опыт и выясним, как утки плавают в наших парках. Для этого нам понадобится миска с водой. В нее мы добавим немного синей краски и аккуратно пинцетом опустим перо. Засекаем минуты на песочных часах. Теперь достанем наше перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце. Теперь добавим в воду две столовые ложки (30 г) тертого мыла. Осторожно размешаем, чтобы не было пузырьков (воспитатель показывает и проводит опыт)
Аккуратно опустим на поверхность воды второе перо. Через одну минуту достанем перо и осторожно проведем по нему ватным шариком. Посмотрим на шарик. Положим перо на бумажное полотенце.
Что произошло с нашими перьями? Они одинаковые или нет? Чем отличаются друг от друга? Как вы думаете, почему это случилось? Что это может означать?
Вывод: Плавать будут оба пера, но в мыльной воде перо пропустит воду.
Давайте внимательно рассмотрим перо (раздать детям увеличительные стекла, лупы.)
Как вы думаете, легко летать птицам, которые плавают в загрязнённых водоёмах?
Чтобы понять это, надо внимательнее взглянуть на строение пера. У пера есть "ствол", который прикрепляется к телу птицы, называется остью пера. От ости отходят тонкие перьевые лепестки, которые плотно сцеплены друг с другом крошечными крючочками и образуют сплошную поверхность. Когда мы опустили перо в мыльную воду, она проникла между крючочками. (проделывают ещё раз) Кроме того, мыло растворяет жировую смазку птичьих перьев, и в результате птица становится в воде "тяжелой", медленнее двигается и быстрее устает. От загрязненной воды страдают не только гуси, утки и другие водоплавающие птицы, но и водоплавающие млекопитающие - выдры, бобры и другие.
Зарисовка опыта.