Ольга Гаврилова
Планирование патриотических уголков в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Изучение родного края– основа воспитания патриотизма.
На сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении патриотизма существенно изменились.
Работая в уголках, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по городу Стерлитамаку.
Цель создания уголков – всестороннее изучение родного края.
В качестве задач определено следующее:
Публикация «Планирование патриотических уголков в ДОУ» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Патриотический уголок. Уголок краеведения
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Планы работ
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
o научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;
o пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;
o воспитывать уважение к культуре других народов;
o формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;
o пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;
o развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:
o приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;
o создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;
o практические действия с предметами;
o музыкально-театрализованная деятельность;
o самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;
Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:
o хорошая освещенность в дневное и вечернее время;
o целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;
Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.
Патриотические уголки в группах.
Содержание материалов в национальных уголках зависит от возраста детей.
Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).
• Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.
• Художественная литература: стихи о родном крае.
• Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”.
• Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
• Совместные работы из бросового и природного материала.
• Куклы в русских и башкирских костюмах
Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).
• Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”
• Папки - передвижки: «Праздники нашего района».
• Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья”
• Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещотки и т. д.).
• Аудио и видеокассеты о природе родного края.
• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.
Старший возраст (6-7-й годы жизни).
• Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).
• Художественная литература (стихи, рассказы).
• Флаг, гербы и другая символика района, поселка, России.
• Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.
Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Башкирии, “Моя Родина - Россия”. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным районом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т. д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:
1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;
2. Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;
3. Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края;
4. Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей.
Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).
В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.
В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш поселок. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улицы есть свое название, а у дома – свой номер.
С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем поселок отличается от города.
В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим с историей поселка и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.
На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников : “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др. «Формирование элементарных представлений детей дошкольного возраста об истории своего государства, традициях и культурном наследии России».
Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного искусства).
Оборудование уголков в группе по нравственно-патриотическому воспитанию
Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Фотоальбомы из ближайшего окружения:
«Моя семья», составление «Родословного древо»
«Мой детский сад»
«Где мы с мамами гуляем» и т. д.
Фотоальбомы о достопримечательностях города Стерлитамака.
«Природа родного края»
«Промышленность нашего города»
«Культурные центры нашего города» и т. д.
Фотоальбом о столице нашей Родины - Башкортостан
Фотоальбомы о природе России, Башкортостана.
Фотоальбомы о центральных городах России и их достопримечательностях
Фотоальбомы о крупных городах Башкортостана о разных странах и континентах и т. д.
Портрет президента России
Портрет президента Башкортостана.
Символика России (Флаг, герб, гимн)
Символика города Уфы (Флаг, герб)
План участка
Карта Башкортостана, карта России.
Карта России. Башкортостана.
Карта мира, глобус
Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой) Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой)
Информация о государственных
праздниках (в соответствии с программой)
Оборудование уголков в группе по нравственно-патриотическому воспитанию
Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
• Фотоальбомы из ближайшего окружения:
«Моя семья»
«Мой детский сад»
«Где мы с мамами гуляем» и т. д.
• Фотоальбомы из ближайшего окружения:
«Моя семья»
«Мой детский сад»
«Где мы с мамами гуляем» и т. д.
• Фотоальбомы о достопримечательностях родного поселка, района:
«Природа родного края»
«Промышленность нашего района»
«Культурные центры нашего города»
• Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве Фотоальбомы из ближайшего окружения:
«Моя семья»
«Мой детский сад»
«Где мы с мамами гуляем» и т. д.
• Фотоальбомы о достопримечательностях родного поселка, района:
«Природа родного края»
«Промышленность нашего района»
«Культурные центры нашего города».
Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве, Уфы.
• Фотоальбомы о природе России. Башкортостана.
• Фотоальбомы о центральных городах России и Башкортостана и их достопримечательностях
• Фотоальбомы о крупных городах мира, о разных странах и континентах и т. д.
• Портрет президента России Портрет президента России и Башкортостана
• Символика родного города (Флаг, герб) • Символика родного поселка, района (Флаг, герб)
• Символика России (Флаг, герб, гимн) • Символика родного города, (Флаг, герб)
• Символика России и Башкортостана (Флаг, герб, гимн)
• Символика города Москвы и Уфы (Флаг, герб)
• План участка • Карта России и Башкортостана. • Карта Уфы
• Карта России
• Карта мира, глобус
• Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой) • Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой) • Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой)
Литература
• Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватман В. П., - Волгоград, 2008.
2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.
• Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.
4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М., 2004.