Лучший педагог года

Планирование патриотических уголков в ДОУ

Ольга Гаврилова
Планирование патриотических уголков в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Изучение родного края– основа воспитания патриотизма.

На сегодняшний день становится очень важным звеном в развитии ребенка-дошкольника. Образование за последние несколько лет сделало колоссальный скачок в своем развитии, и методы и формы работы с детьми в направлении патриотизма существенно изменились.

Работая в уголках, дошкольники смогут применить на практике знания, которые они получили при посещении музеев, во время экскурсий по городу Стерлитамаку.

Цель создания уголков – всестороннее изучение родного края.

В качестве задач определено следующее:

Публикация «Планирование патриотических уголков в ДОУ» размещена в разделах

o научить ребенка понимать, что и у людей, и у вещей есть своя история;

o пробудить у детей чувство любви к своему краю, уважение к его традициям и обычаям;

o воспитывать уважение к культуре других народов;

o формировать единство эстетических чувств и нравственных ценностей;

o пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре;

o развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Изучив тщательно педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что особые формы работы в направлении краеведения просто необходимы в работе с детьми. При этом они должны наиболее точно отвечать целям и содержанию работы по краеведению в дошкольном учреждении:

o приобщение детей к истории родного края, быту, традициям, культуре людей, его населяющих;

o создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике;

o практические действия с предметами;

o музыкально-театрализованная деятельность;

o самостоятельная элементарно-поисковая деятельность;

Специально организованные уголки краеведения в детском саду должны соответствовать определенным требованиям:

o хорошая освещенность в дневное и вечернее время;

o целесообразность размещения “экспонатов”, доступность, эстетичность, научность, достоверность представленного материала;

Работа в таких уголках развивает у дошкольников речь, воображение, мышление, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности, расширяет область социально-нравственных ориентаций и чувств детей, пробуждая любовь к родному краю, России.

Патриотические уголки в группах.

Содержание материалов в национальных уголках зависит от возраста детей.

Младший дошкольный возраст (4-й год жизни).

Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”.

Художественная литература: стихи о родном крае.

• Папки – передвижки с иллюстрациями: “На природе”, “Растительный и животный мир края”, “Наш край во все времена года”.

• Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.

• Совместные работы из бросового и природного материала.

• Куклы в русских и башкирских костюмах

Средний дошкольный возраст (5-й год жизни).

Альбомы: “Наша семья”, “Наш детский сад”, “Праздники дома и в детском саду”, альбом “Моя Россия”

Папки - передвижки: «Праздники нашего района».

• Листки активности “Мое настроение”, “Моя улица”, “Моя семья”

Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещотки и т. д.).

• Аудио и видеокассеты о природе родного края.

• Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых.

Старший возраст (6-7-й годы жизни).

Альбомы: “Наш детский сад”, “Наша семья”, “Наш город” “Россия” (города, костюмы, песни, национальная кухня).

• Художественная литература (стихи, рассказы).

• Флаг, гербы и другая символика района, поселка, России.

• Рисунки детей о жизни в детском саду, дома, о различных праздниках и т. д.

Выставки работ родителей и детей “Мы живем в Башкирии, “Моя Родина - Россия”. Эта работа ведется систематически во всех возрастных группах. Педагогический коллектив детского сада в своей работе использует различные формы по знакомству детей с родным районом и родной страной: целевые прогулки, экскурсии, беседы, наблюдения, дидактические игры, чтение художественной литературы и т. д. Эта работа ведется в организованной деятельности, совместной деятельности взрослого с ребенком и в самостоятельной детской деятельности.

Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном крае. Чтобы детям было интересно знакомиться с историей края, его достопримечательностями, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Знакомя детей с родным краем можно решить следующие задачи:

1. Вызвать интерес к жизни наших земляков. Дать элементарное представление об истории родного края, его памятниках и архитектуре;

2. Дать представления о размерах нашего края и её природных богатствах. Вызвать интерес к жизни родного края;

3. Познакомить и дать представление о защитниках Отечества, героях края;

4. Познакомить с бытом и традициями русского народа, народными праздниками.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объём знаний о родном крае. Дети знакомятся не только с достопримечательностями родного края, но и с его историей.

Знакомство с родным краем продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности.

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведётся и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера (иллюстрации о природе родного края, фотоальбомы современного города и исторические фотографии).

В процессе всей работы у дошкольников воспитываются чувства восхищения, гордости за свой родной край.

В младшем дошкольном возрасте детям еще трудно представить себе наш поселок. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улицы есть свое название, а у дома – свой номер.

С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то, что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем поселок отличается от города.

В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном крае. Детей знакомим с историей поселка и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.

Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается и на занятиях по изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

На музыкальных занятиях дети приобщаются к русской культуре. Традицией в детском саду стало проведение патриотических праздников : “День защитника Отечества”, “9 Мая – День Победы”, “День защиты детей” и др. «Формирование элементарных представлений детей дошкольного возраста об истории своего государства, традициях и культурном наследии России».

Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного села, предметы народно-прикладного искусства).

Оборудование уголков в группе по нравственно-патриотическому воспитанию

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

Фотоальбомы из ближайшего окружения:

«Моя семья», составление «Родословного древо»

«Мой детский сад»

«Где мы с мамами гуляем» и т. д.

Фотоальбомы о достопримечательностях города Стерлитамака.

«Природа родного края»

«Промышленность нашего города»

«Культурные центры нашего города» и т. д.

Фотоальбом о столице нашей Родины - Башкортостан

Фотоальбомы о природе России, Башкортостана.

Фотоальбомы о центральных городах России и их достопримечательностях

Фотоальбомы о крупных городах Башкортостана о разных странах и континентах и т. д.

Портрет президента России

Портрет президента Башкортостана.

Символика России (Флаг, герб, гимн)

Символика города Уфы (Флаг, герб)

План участка

Карта Башкортостана, карта России.

Карта России. Башкортостана.

Карта мира, глобус

Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой) Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой)

Информация о государственных

праздниках (в соответствии с программой)

Оборудование уголков в группе по нравственно-патриотическому воспитанию

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

Фотоальбомы из ближайшего окружения:

«Моя семья»

«Мой детский сад»

«Где мы с мамами гуляем» и т. д.

Фотоальбомы из ближайшего окружения:

«Моя семья»

«Мой детский сад»

«Где мы с мамами гуляем» и т. д.

• Фотоальбомы о достопримечательностях родного поселка, района:

«Природа родного края»

«Промышленность нашего района»

«Культурные центры нашего города»

Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве Фотоальбомы из ближайшего окружения:

«Моя семья»

«Мой детский сад»

«Где мы с мамами гуляем» и т. д.

• Фотоальбомы о достопримечательностях родного поселка, района:

«Природа родного края»

«Промышленность нашего района»

«Культурные центры нашего города».

Фотоальбом о столице нашей Родины - Москве, Уфы.

• Фотоальбомы о природе России. Башкортостана.

• Фотоальбомы о центральных городах России и Башкортостана и их достопримечательностях

• Фотоальбомы о крупных городах мира, о разных странах и континентах и т. д.

• Портрет президента России Портрет президента России и Башкортостана

• Символика родного города (Флаг, герб) • Символика родного поселка, района (Флаг, герб)

• Символика России (Флаг, герб, гимн) • Символика родного города, (Флаг, герб)

• Символика России и Башкортостана (Флаг, герб, гимн)

• Символика города Москвы и Уфы (Флаг, герб)

План участка • Карта России и Башкортостана. • Карта Уфы

• Карта России

• Карта мира, глобус

• Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой) • Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой) • Информация о государственных праздниках (в соответствии с программой)

Литература

• Воспитание детей на традициях народной культуры / Ватман В. П., - Волгоград, 2008.

2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. Виноградовой А. М., - М., 1980.

Патриотическое воспитание дошкольников / Алешина Н. В. – М., 2008.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С. – М., 2004.

Публикации по теме:

Аналитическая справка «Формирование чувств гражданственности и патриотизма в старших дошкольных группах» Аналитическая справка по теме «Формирование чувств гражданственности и патриотизма в старших дошкольных группах». В соответствии с годовым.

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников при ознакомлении с родным городом (из опыта работы) Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование патриотических уголков в ДОУ
Опубликовано: 10 января 2015 в 11:43
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Планирование патриотических уголков в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гаврилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД