Виктория Смирнова
Песочная игротерапия в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Песочная игротерапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
«Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум»
Карл Густав Юнг.
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Песочная игротерапия в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Согласно требованиям ФГОС ДО, структуре образовательной программы дошкольного образования коррекционная работа должны быть направлены на коррекцию нарушений развития различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы; их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Песочная игротерапия является эффективным методом коррекционной работы с детьми с особыми образовательными потребностями (ОВЗ). В процессе песочной игротерапии ребенок использует песок как средство выражения своих эмоций, мыслей и воспоминаний, которые не выразить словами. Также песочная игротерапия способствует развитию фантазии, творческого мышления и воображения детей с ОВЗ. Они могут создавать различные сюжеты и истории с помощью песка, игрушек и других материалов. Это может помочь детям осознать и понять свои чувства, мысли и поведение.
Важно отметить, что песочная игротерапия подходит для детей с различными ОВЗ, включая РАС, нарушения речи и общения, задержку психического развития и другие. Она может быть адаптирована к потребностям каждого ребенка, что делает ее гибким методом коррекционной работы. Дошкольник часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения.
При проведении песочной игротерапии необходимо учитывать специфические потребности и возможности каждого ребенка. Также важно, чтобы этот метод использовался в сочетании с другими подходами и методами, в рамках комплексной программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ. В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям, с другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает уникальным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе коррекционной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.
Это означает, что песочница становится идеальной средой для обучения и развития детей с различными особенностями. Задания, которые ранее могли вызывать у детей отрицательные эмоции или сопротивление, в песочнице становятся более доступными и интересными.
Игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известен с древних времен. Сегодня игра с песком или песочная терапия становится все более популярной в психологической, в психотерапевтической и педагогической практике.
Методика песочной терапии начала применяться в конце 1920 годов. Маргарет Ловенфельд (английский детский психотерапевт) впервые применила песочницу в игровой психотерапии с детьми.
В 1930 году Маргарет Ловенфельд изобрела технику «Построение мира», которая использовалась для работы с больными детьми и детьми с проблемами психологического характера. В 1935 г. Ловенфельд опубликовала свою книгу «Игра в детстве».
В 1950 годах юнгианский психоаналитик Дора Кальфф (швейцарский юнгианский детский психотерапевт) изучив методику «построения мира» начала разрабатывать юнгианскую песочную терапию, которая применялась в работе как с детьми, так и со взрослыми.
В отечественной литературе этим вопросом занимались и внесли большой вклад в развитие «песочной терапии» педагоги Санкт–Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Т. М. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна.
Песочница позволяет детям использовать свои руки, чтобы создавать и моделировать различные формы и структуры, работа с песком стимулирует детское воображение и креативность. Дети могут создавать горы, долины, реки, замки, домики и многое другое, вкладывая в это свои идеи и фантазии.
В процессе работы с песочницей, дети также развивают свою способность анализировать и решать проблемы. Они могут экспериментировать с различными способами создания и изменения форм, испытывая и проверяя свои гипотезы. Это помогает развить их логическое мышление и умение принимать решения.
Песочная терапия объединяет массу упражнений, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений. Задачи песочной терапии согласуются с внутренним стремлением ребёнка к самоактуализации. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка с ОВЗ.
Особенности познавательной сферы детей с ОВЗ:
недостаточная сформированность произвольного внимания;
дефицитарность основных свойств внимания (концентрации, объема, распределения);
снижение непроизвольного запоминания;
отставание мыслительных процессов (анализа, синтеза, обобщения, абстракции, переноса).
Наряду с отставанием в развитии психических функций, характерной особенностью для детей с ограниченными возможностями здоровья является:
слабость волевых процессов;
эмоциональная неустойчивость;
чувство страха;
импульсивность либо вялость;
отсутствие самоконтроля.
У большинства детей с ОВЗ отмечается:
повышенный уровень тревожности;
агрессия;
сложности приспособления в детском коллективе.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии очень сложен, чтобы помочь таким детям, одним из средств способным помочь в решении этих проблем, является песок.
Игры и упражнения с песком.
Упражнение «Добрый день, Песчинка»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ход упражнения:
Надо различными способами прикоснуться к песку.
ребенок касается песка поочередно пальцами одной, потом другой руки, затем всеми пальцами одновременно;
сначала легко, потом с напряжением сжимает кулачки с песком, после чего медленно высыпает его в песочницу;
касается песка всей ладонью - внутренней, затем внешней стороной.
перетирает песок между пальцами, ладонями.
Упражнение «Песочный дождь»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.
Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Упражнение «Необыкновенные следы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
«Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жучки здороваются»).
Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание ее с песком, вымешивание песочной жижи, погружение рук в песок и тому подобное – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, устранить дисциплинарные барьеры и тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.
Дети становятся более раскрепощенными и общительными, при этом у них коррегируются нарушенные психические и физические функции.
Когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно добиться больших результатов в развитии ребенка.
Любые самостоятельные игры детей в песке обладают психопрофилактической ценностью, начиная от простых манипуляций с песком (пересыпание, закапывание, сжимание, когда ребенок дует на песок) до сложных сюжетно-ролевых игр.
Для организации игр с песком необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир. В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин :
наземные животные (домашние, дикие, доисторические);
обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие);
жилища с мебелью (дома, мебель, замки, другие постройки);
посуда;
деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);
транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт);
естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья и пр.);
фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
В своей практической деятельности я использую различные группы методов и приемов песочной игротерапии :
Исследовательская, практическая деятельность. Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.
Игровая деятельность. Обыгрывание ситуаций (Ветер; знойное солнце; проливной дождь). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиски воды, загадочное место).
Словесные методы. Мини-беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет). Чтение произведений литературы (сказки, стихи).
Наглядные методы. Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи другу, создание водоема).
Моделирование (сооружение моста, строительство домов).
Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребёнка с ОВЗ, специфическими задачами и её продолжительностью. Песочная терапия может применяться со следующими целями: с целью диагностики, с целью оказания первичной психологической помощи; в процессе краткосрочной психотерапии; в процессе долгосрочного психотерапевтического воздействия. Итак, песочная терапия зарекомендовала себя как один из результативных нетрадиционных методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Резюме:
Несмотря на то, что песочная терапия практикуется специалистами в России относительно недавно, она уже успела зарекомендовать как эффективный метод психокоррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. В основу песочной терапии положены представления о тесной взаимосвязи между мелкой моторикой и развитием полушарий головного мозга у детей. В детском развитии творчество, задействуя воображение, занимает одну из важнейших ролей. Терапия песком (или как ее еще называют sandplay) является разновидностью терапии выразительными искусствами, которая в свою основу ставит идею о решении разного рода проблем через творчество.
Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении. Оно проявляется в символической форме в процессе создания творческого продукта – образов, миров, ситуаций, построенных определенным образом в песочнице.
Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения рисунков, городов, миров и т. д.) и вербальной экспрессии (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающий смысл композиции).
Благодаря песочной терапии удается преодолеть нежелание заниматься, негативизм, потому что все происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде, можно использовать любые пособия для упражнений в песочнице.
Подобные занятия являются очень полезными для детей с ОВЗ, потому что зачастую происходит задержка речи, психического развития, когнитивных способностей. В играх-упражнениях с песком и другими сыпучими материалами активно участвуют руки ребенка, тем самым, осуществляя познание окружающего мира.
Игры с песком (а так же с крупами, мозаикой, мелкими камешками и другими сыпучими материалами, которые можно совмещать с песочной терапией) предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребё нка: совместные действия ребенка и взрослого; действия по подражанию и по образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел ребенка.
Кроме того песок - прекрасный тренажер, пропедевтическое средство для подготовки руки к письму, для овладения специальными движениями, а так же определять право-лево и ориентироваться на листе бумаге, тренируясь в песочнице.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. 2013. 25 ноября. То же [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.
3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005 -340 с.
4. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. М. : Речь, 2005
5. Мартьянова Г. Ю. Психологическая коррекция в детском возрасте. - М. : Классикс Стиль, 2007, с. 130.
6. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. - М. : ТЦ Сфера, 2007, с. 7
7. Штейнхардт Л. Ш. Юнгианская песочная психотерапия. — СПб. : Питер, 2001. — 320 с
8. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. — СПб. : Речь, 2010.— 208 с.