Рушана Абишева
«Первые шаги творчества». Нетрадиционная техника рисования с детьми 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, коллеги! (Слайд 1).
Сегодня я хочу поделиться своим опытом в области применения нетрадиционных техник рисования в работе с малышами 2-х, 3-х лет. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата, способствуют развитию у ребё нка:
-мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
-пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости.
Публикация «„Первые шаги творчества“, Нетрадиционная техника рисования с детьми 2–3 лет» размещена в разделах
Познакомившись с методической литературой различных авторов, я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи: (Слайд 2).
-Сформировать у детей технические навыки рисования.
-Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
- Побуждать ребенка экспериментировать.
(Слайд 3). Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования начинается с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения.
Обучение пальчиковому рисованию можно разделить на 3 этапа.
(Слайд 4). 1 этап (хаотичные отпечатки)
(Слайд 5). Кладу на столик перед ребёнком лист белой бумаги (чтобы лист не падал со стола, укрепляю его на двухсторонний скотч). И рядом ставлю плоскую баночку с краской (подойдет капроновая крышка от банки) – ее тоже крепим на двухсторонний скотч, чтобы ребенок не сбросил ее со стола.
Показываю своими руками как интересно оставлять следы на бумаге. Потом беру его ручку, выделяю пальчик и пробую порисовать рукой ребенка.
(Слайд 6). Конечно, первое время ребенок будет работать всеми пальцами и ладошками. Но необходимо постоянно показывать ему, что указательным пальцем рисовать удобнее, берите и рисуйте его пальчиком каждый раз – хоть 1-2 минуты. Рано или поздно ребенок осознает ЛИДИРУЮЩУЮ РОЛЬ указательного пальца – и это будет прорыв в развитии его художественных навыков.
(Слайд7). Чтобы первое пальчиковое рисование ребенка имело ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ, я заклеиваю часть бумаги ШАБЛОНОМ (кусочком малярной ленты).
(Слайд 8.) Или предлагаю малышу изобразить падающий снег над деревом. Со временем, рисуя снегопад над деревом, ребенок начнет раскладывать снег его по веткам, и под деревом складывать сугробы. (Слайд 9). Или укладывать снег там, где вы скажете. Это значит, что ребенок УЖЕ МОЖЕТ целенаправленно ПОПАДАТЬ в заданные зоны рисунка, то есть он уже готов для следующего этап пальчикового рисования.
(Слайд 10). 2 этап — ЗОНАЛЬНОЕ заполнение.
Следующий этап развития пальчикового рисование – это ЗАПОЛНЕНИЕ отпечатками определенной ЗОНЫ, за которую нельзя заходить. Эту задачу качественно выполняют дети около 2 лет. Когда дети натренируются тыкать пальчиком в небольшие по размеру области, и научатся их заполнять равномерно пятнами краски, можно дать им задачу ПОМАСШТАБНЕЕ.
(Слайд 11). 3 этап - ЛИНЕЙНОЕ ВЫСТРАИВАНИЕ.
Для маленьких детей нанизывание отпечатков на одну линию, или в определенное место – ТРУДНАЯ ЗАДАЧА. Хвалите его за точное попадание.
Возьмите его ручку в свою руку и вместе с ним сначала пройдите весь рисунок. А завтра предложите ему сделать тоже самое –и вы увидите что он уже САМ сделает то, что вчера мог только с вашей помощью.
Умение ребенка положить ровные ряды пальчиковых узоров – важный этап развития пальчиковой изо-деятельности. Тут идет работа с несколькими цветами, каждый из которых должен найти свое линейное место.
Сначала ребенок укладывает ПРЯМЫЕ ЛИНИИ рядами отпечатков. Потом начинает осваивать технику укладки ВДОЛЬ ИЗОГНУТОЙ ЛИНИИ – (Слайд 12).Сначала это детский рисунок-червячок, потом многорядная радуга (лучше не за один раз, а поделить работу над радугой на несколько дней). (Слайд 13).
(Слайд 14.) Чуть позже, можно дать ребенку и задание повышенной сложности – уложить отпечатки вдоль КРУТОГО ЗАВИТКА, например, улитки
(Слайд 15.).Еще более сложная задача для детей – это укладывать отпечатки пальцев РАДИАЛЬНО – то есть по кругу ОТ ЦЕНТРА. Так располагаются пятна на хвосте у индюка или павлина. Или вы можете украсить любой круглый предмет начиная от центра и двигаясь по кругу к краям окружности.
То есть на этом этапе идет уже целенаправленное КОНСТРУИРОВАНИЕ из отпечатков пальцев.
Вместе с ребятами мы любим создавать коллективные работы. (Слайды 16, 17).
Ещё в своей работе с малышами я использую рисование штампиками. (Слайд 18).Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т. д.
(Слайд 19). Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которой вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, штампик.
Способ получения изображения: ребёнок прижимает штампик к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка и штамп.
(Слайд 20). Штампы изготавливаем самостоятельно из бросового материала.
(Слайд 21). Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей. (Слайды 22, 23).
Каждая из описанных мною техник – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Для занятий стараюсь приготовить красивые и разнообразные материалы. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразия и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.
(Слайд 24). Спасибо за внимание!