Нина Белая
Конспект занятия «Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик».
Цель: формирование умения пересказывать содержание сказки с помощью картин. Создание условий для развития связной речи детей.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия „Пересказ сказки В, Сутеева „Кораблик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сутеев В.Г.
- «Кораблик», Сутеев
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
1. Обучающие задачи: учить детей связно рассказывать сказку по картинкам, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки;
2. Развивающие задачи: развитие умения отвечать на вопросы полными ответами; развитие умения понимать и объяснять смысл поговорки;
развитие связной речи, слухового внимания, зрительной памяти, мышления;
пополнение и активизация словаря детей;
3. Воспитательные задачи: формирование у детей интереса к художественному слову; воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, чувства единства, отзывчивости, готовности оказать помощь другу в трудную минуту.
Интеграция образовательных областей: все области
Активизация словаря: хвастливый, скорлупка, захлебнуться.
Предварительная работа: беседа о писателе-художнике В. Сутееве, чтение сказок В. Сутеева.
Оборудование: портрет В. Сутеева, книги со сказками В. Сутеева, текст сказки В. Сутеева «Кораблик», иллюстрации к сказке «Кораблик», раскраски к сказке.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: - Ребята, у вас отличное настроение! Давайте поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки.
- Дети, сейчас я загадаю вам очень интересную загадку. Скажите, кто это?
Радость делит он со мной,
За меня всегда горой.
Коль беда случится вдруг,
Мне поможет верный. (друг).
Воспитатель: - Что значит «верный друг»? Кого можно назвать настоящим другом? (Предполагаемые ответы детей: Это тот, кто заботится о своём друге, помогает во всём).
II. Основная часть.
1. Подготовка к восприятию текста.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, перед вами фотография писателя Владимира Григорьевича Сутеева. Его называют детским писателем. А как вы думаете, почему его так называют? (Предполагаемые ответы детей: сочиняет сказки для детей)
Воспитатель: - Правильно, Владимир Сутеев – детский писатель, потому что он написал много сказок для самых маленьких читателей – для вас, дети. А ещё он очень хорошо рисовал и для каждой сказки у него были свои иллюстрации. (Выставка сказок В. Сутеева).
- Мы уже знакомы со сказками этого писателя. Вспомните, какие сказки В. Сутеева вы знаете? (Предполагаемые ответы детей: «Мешок яблок», «Капризная кошка», «Цыплёнок и утёнок», «Кот-рыболов», «Про Бегемота, который боялся прививок», «Яблоко», «Кто сказал «мяу», «Разные колёса», «Под грибом», «Утёнок и цыплёнок», и др.)
Воспитатель: - Молодцы, ребята! Много сказок вспомнили! А сегодня мы с вами познакомимся ещё с одной интересной сказкой Владимира Сутеева «Кораблик».
2. Чтение сказки с показом слайдов с последующим обсуждением.
«Кораблик»
Пошли гулять, Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Пришли на речку.
-Давай купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул в воду.
-Мы не умеем плавать, - сказал Цыпленок, Мышонок, Муравей и жучок.
-Ква-ха-ха, ква-ха-ха! - засмеялся Лягушонок. Куда же вы годитесь! – И так стал хохотать-чуть было не захлебнулся! Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок. Стали думать. Думали-думали и придумали. Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок-ореховую скорлупку. Муравей соломинку притащил. А Жучок-веревочку. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик! Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли! Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл…И не догонишь!
Беседа по содержанию:
- Как называется сказка? (Предполагаемые ответы детей: Сказка называется «Кораблик»)
- О ком рассказывается в этой сказке? (Предполагаемые ответы детей: В этой сказке рассказывается о Лягушонке, Цыплёнке, Мышонке, Муравье, Жучке)
- Что придумали друзья? (Предполагаемые ответы детей: Друзья построили свой кораблик)
- Как они строили кораблик? (Предполагаемые ответы детей: Цыплёнок принес листочек, мышонок ореховую скорлупу, муравей соломинку, а жучок – верёвочку. В скорлупу воткнули соломинку, листок верёвочкой привязали)
- Какими словами заканчивается сказка? (Предполагаемые ответы детей: Друзья сели на кораблик и поплыли. И не догонишь)
- Каким показан лягушонок в этой сказке? (Предполагаемые ответы детей: Лягушонок показан хвастливым, насмешливым, озорным)
- А его друзья какие? (Предполагаемые ответы детей: Друзья смелые, находчивые, трудолюбивые, дружные)
- Как вы понимаете, что означает поговорка «Один за всех – и все за одного»? (Выслушиваются все ответы ребят, а потом воспитатель подводит итог: Смысл пословицы заключается в том, что каждый должен поддерживать своего ближнего, все должны помогать друг другу. В пословице говорится о настоящей верной дружбе товарищей, которые всегда и во всех случаях помогают друг другу).
- В сказке «Кораблик» про кого можно сказать – «Один за всех, все – за одного»? (Дети перечисляют героев)
- А к лягушонку подходит эта поговорка, как вы думаете? (Нет)
- Почему не подходит, объясните. (Предполагаемые ответы детей: Лягушонок не помогал друзьям, смеялся над ними)
- Подумайте про кого из ваших товарищей можно сказать: «Один за всех, все за одного»? (ответы детей)
3. Физкультминутка «Кораблик».
Ветер по морю гуляет (Руки наверху раскачиваем)
И кораблик подгоняет (Дуем)
Он бежит себе в волнах (Руки на поясе, легкий бег)
на раздутых парусах.
Начался вдруг сильный шторм, (Сильно раскачиваем руками и делаем
Прогремел на небе гром. круговые движения с поднятыми руками)
Наш кораблик закачался, (Руки в стороны прямые, ноги врозь,
качаемся)
Вверх с волной сперва умчался, (Руки волнообразно поднимаем вверх)
А потом упал он вниз. (Присели)
Вверх-вниз, вверх-вниз. (Приседаем)
4. Лексико-грамматические упражнения к тексту:
Игра «Назови ласково»
- А сейчас поиграем в игру «Назови ласково»: лист – листочек, скорлупа – скорлупка, соломина – соломинка, верёвка – верёвочка, корабль – кораблик, жук – жучок.
Игра «Назови детёнышей»
Ед. ч. : у лягушки - лягушонок, у курицы - цыплёнок, у мышки – мышонок.
Мн. ч. : у ужа – ужата, у ежа – ежата, у чижа – чижата, у жука – жучата!
5. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.
Воспитатель: - Сейчас я ещё раз прочитаю сказку. Слушайте внимательно, вам нужно будет её пересказать.
6. Дидактическая игра «Расставь последовательно картинки».
Воспитатель: - Ребята, я вам предлагаю в правильной последовательности расположить события сказки «Кораблик». (Дети раскладывают иллюстрации к сказке в такой последовательности, в которой развивались события в сказке)
7. Пересказ сказки по картинкам (по цепочке и индивидуально)
Воспитатель: - Ребята, пересказывать такую сказку можно вдвоём, даже втроём, постарайтесь при пересказывании сказки употреблять те слова и выражения, которые мы использовали при чтении сказки.
- Сначала надо рассказать о том, куда пошли друзья, потом, что предложил лягушонок. А потом? (Как муравей, жучок, цыплёнок и мышонок строили кораблик) И какими словами завершить пересказ? (Друзья сели на кораблик и поплыли. И не догонишь)
(Трое детей пересказывают сказку по цепочке с опорой на картинки, а также индивидуальные пересказы детьми сказки «Кораблик» с опорой на картинки).
8. «Мирилка».
Воспитатель: - Бывает так, что мы иногда ссоримся со своими друзьями. И тогда на помощь приходит «мирилка».
Повернитесь, пожалуйста, друг к другу и мы покажем, как мы умеем мириться:
Мы не будем больше злиться,
Мы решили помириться,
Злюка, уходи от нас.
Мы опять друзья сейчас!
(первые две строчки дети сцепляются мизинчиками, на третью строчку как бы стряхивают с рук грязь, на четвертую – обнимаются).
III. Рефлексия.
Воспитатель: - С какой сказкой вы сегодня познакомились?
- Кто написал сказку «Кораблик»?
- Кому вы ее можете рассказать?
- Как вы думаете, что самое главное в этой сказке? Чему учит эта сказка?
- Кто больше всех вам понравился? Почему?
- А кто не понравился? Почему?
- Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? (Дети: захлебнулся, скорлупка, хвастливый).
Задание воспитателя
-Ребята, вы большие молодцы! Были активные, дружные. И у меня для вас подарок: раскраски с героями к сказке В. Сутеева «Кораблик». Вы можете их раскрасить в свободное время в саду или дома.