Папки-передвижки

Переход на ФОП ДО Консультация для воспитателей

Оксана Конькова
Переход на ФОП ДО Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы

Переход на ФОП ДО

консультация для воспитателей ДОО

С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования" дошкольные образовательные учреждения начали работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.

Публикация «Переход на ФОП ДО Консультация для воспитателей» размещена в разделах

Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:

• обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами

• создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;

• создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.

Федеральная программа позволила объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.

«ФОП ДО – федеральная программа дошкольного образования, зачем она нужна и почему с ней важно разобраться каждому воспитателю

ФОП ДО включает в себя ФГОС ДО, два СанПина в полном неизменном виде (СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания + санитарные правила СанПин 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", а также в некотором измененном варианте примерную рабочую программу воспитания, которую переименовали в федеральную рабочую программу воспитания.

Объем ФОП –236 страниц. К ней мы добавили свою вариативная часть – еще 40 страниц текста. Законодатель разрешает использовать ссылки на ФОП ДО, а не целые страницы текста. ФГОС ДО и ФОП ДО прямо указывают на обязательное использование ссылок, а не целого документа.

ФОП ДО важна тем, что четко определяет построение процесса образования и воспитания на основе ценностей российского народа.

Почему такая концентрация построена на ценностях российского народа? Потому что 9 ноября 2022 года принят указ Президента №809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Указ защищает детей от влияния деструктивной идеологии. Введен термин – суверенное образование.

Итого преследуются 2 цели:

1. Единство народа.

2. Единство пространства.

Официальная ФОП ДО - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.

Если раньше у дошкольных работников был единственный базовый документ – ФГОС ДО – федеральный государственный стандарт, то сейчас воспитатели не могут игнорировать ФОП ДО – федеральную программу. Оба документа приведены в идеальное между собой равновесие.

Что появилось нового в ФОП ДО:

1. Появились новые виды деятельности, особенно, для младенческого возраста, который раньше не выделяли.

2. Внесены корректировки в содержание пяти образовательных областей по ФГОС в силу того, чтобы они не противоречили ФОП.

3. Откорректированы ценности воспитания – добавлена ценность жизни, милосердия и добра, а также поменялись названия некоторых других ценностей. Например, ценность Знания трансформировалась в ценность Познания.

4. Введена новая аббревиатура для обозначения образовательной программы. Раньше мы употребляли ООП – основная образовательная программа. Слово «основная» ушло. Теперь мы говорим ОП. Но, опасность в том, что аббревиатура ООП теперь – это «Основные образовательные потребности». И эта аббревиатура тоже есть в ФОП ДО. Важно не путать!

5. Введены строгие требования к содержанию и планируемым результатам. До этого все результаты носили рекомендательный характер. Теперь появились практически полушкольные требования к результатам.

6. Целевые ориентиры ФГОС ДО «растворились» в планируемых результатах ФОП ДО.

7. Планируемые результаты теперь строго конкретизированы по годам, а это значит, что УМК мы выбираем, исходя из конкретных планируемых результатов.

8. Патриотические программы стали инструментами реализации базовой части ОП.

Программа состоит из следующих разделов:

• целевого;

• содержательного;

• организационного.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения ФОП ДО и описание подходов к педагогической диагностике достижений планируемых результатов.

Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей российского народа, исторических и национально- культурных традиций.

Цель ФОП ДО достигается через решение следующих задач:

• обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;

• приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

• построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;

• создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

• обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;

• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;

• достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Содержательный раздел ФОП ДО включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).

В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее — KPP) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее — ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее

— OB3) и детей-инвалидов.

В содержательный раздел ФОП ДО входит федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задания и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Организационный раздел ФОП ДО включает описание психолого- педагогических и кадровых условий реализации Федеральной программы; организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО; материально- техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейное просмотра анимационных произведений. В разделе также представлены:

• примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах,

• федеральный календарный план воспитательной работы.

ФОП ДО построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО:

• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов, обогащение (амплификация) детского развития;

• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

• содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей, совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе — взрослые);

• признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

• сотрудничество ДОО с семьей;

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

• учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная) : не более 40%. Выбор содержания и технологий ориентирован на специфику: Специфики инонациональных, социокультурных, и иных условий, в т. ч. региональных; сложившихся традиций ДОО или группы; выбора авторских парциальных образовательных программ дошкольного образования; выбора форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.

Федеральный закон от 29декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 28. Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации: п. 2. Образовательные организации при реализации образовательных программ свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебно-методического обеспечения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Заявлено, что Министерство просвещения Российской Федерации будет реализовывать организационно-методическое сопровождение реализации ФОП. Соответственно, мы понимаем, что будут постепенно появляться новые методические рекомендации по переходу на ФОП ДО, по реализации ОП на основе ФОП ДО.

Публикации по теме:

«Ребёнок заикается». Консультация для воспитателей. Ребёнок говорил вполне нормально. И вдруг - заикание. Что же это такое? Почему? Эти вопросы возникают у родителей, воспитателей. А самое.

Консультация для родителей и воспитателей «Игра»Консультация для родителей и воспитателей «Игра» Консультация для родителей и воспитателей на тему: Сюжетно-ролевая игра в старшей группе детского сада Игра остаётся основным видом деятельности.

Консультация для воспитателей 1. Наша работа-это творчество. 2. Наш коллектив в ответе за нас, а мы в ответе за свой коллектив. 3. Мы- воспитатели в детском саду. Это не.

Консультация для воспитателей «Детская агрессия» Консультация для воспитателей "Детская агрессия" В последнее время довольно часто приходится иметь дело с детской агрессией. Создается впечатление,.

Консультация для воспитателей «Дневник натуралиста»Консультация для воспитателей «Дневник натуралиста» Каждая тематическая прогулка предполагает исследования и наблюдения. Заведите дневник натуралиста (для этого целесообразно использовать.

Консультация для воспитателей «Наш помощник-лэпбук»Консультация для воспитателей «Наш помощник-лэпбук» Уважаемые коллеги! Педагог постоянно должен повышать уровень своей профессиональной компетентности, развиваться как в профессиональном,.

Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.

Консультация для воспитателей «Театрализованные игры»Консультация для воспитателей «Театрализованные игры» 27 марта - Международный День театра!Почему, на мой взгляд, возникла необходимость поговорить о театрализованных и театральных играх? Потому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Переход на ФОП ДО Консультация для воспитателей
Опубликовано: 25 апреля 2024 в 11:26
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Переход на ФОП ДО Консультация для воспитателей» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Конькова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД