Оксана Конькова
Переход на ФОП ДО Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Переход на ФОП ДО
консультация для воспитателей ДОО
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования" дошкольные образовательные учреждения начали работать по новой федеральной образовательной программе – ФОП ДО.
Публикация «Переход на ФОП ДО Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Федеральная программа вводит базовый уровень требований к объему, содержанию и результатам работы с детьми в детских садах и позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
• обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами
• создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
• создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Федеральная программа позволила объединить обучение и воспитание в единый процесс на основе традиций и современных практик дошкольного образования, подкрепленных внушительным объемом культурных ценностей.
«ФОП ДО – федеральная программа дошкольного образования, зачем она нужна и почему с ней важно разобраться каждому воспитателю?»
ФОП ДО включает в себя ФГОС ДО, два СанПина в полном неизменном виде (СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания + санитарные правила СанПин 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", а также в некотором измененном варианте примерную рабочую программу воспитания, которую переименовали в федеральную рабочую программу воспитания.
Объем ФОП –236 страниц. К ней мы добавили свою вариативная часть – еще 40 страниц текста. Законодатель разрешает использовать ссылки на ФОП ДО, а не целые страницы текста. ФГОС ДО и ФОП ДО прямо указывают на обязательное использование ссылок, а не целого документа.
ФОП ДО важна тем, что четко определяет построение процесса образования и воспитания на основе ценностей российского народа.
Почему такая концентрация построена на ценностях российского народа? Потому что 9 ноября 2022 года принят указ Президента №809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Указ защищает детей от влияния деструктивной идеологии. Введен термин – суверенное образование.
Итого преследуются 2 цели:
1. Единство народа.
2. Единство пространства.
Официальная ФОП ДО - разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Если раньше у дошкольных работников был единственный базовый документ – ФГОС ДО – федеральный государственный стандарт, то сейчас воспитатели не могут игнорировать ФОП ДО – федеральную программу. Оба документа приведены в идеальное между собой равновесие.
Что появилось нового в ФОП ДО:
1. Появились новые виды деятельности, особенно, для младенческого возраста, который раньше не выделяли.
2. Внесены корректировки в содержание пяти образовательных областей по ФГОС в силу того, чтобы они не противоречили ФОП.
3. Откорректированы ценности воспитания – добавлена ценность жизни, милосердия и добра, а также поменялись названия некоторых других ценностей. Например, ценность Знания трансформировалась в ценность Познания.
4. Введена новая аббревиатура для обозначения образовательной программы. Раньше мы употребляли ООП – основная образовательная программа. Слово «основная» ушло. Теперь мы говорим ОП. Но, опасность в том, что аббревиатура ООП теперь – это «Основные образовательные потребности». И эта аббревиатура тоже есть в ФОП ДО. Важно не путать!
5. Введены строгие требования к содержанию и планируемым результатам. До этого все результаты носили рекомендательный характер. Теперь появились практически полушкольные требования к результатам.
6. Целевые ориентиры ФГОС ДО «растворились» в планируемых результатах ФОП ДО.
7. Планируемые результаты теперь строго конкретизированы по годам, а это значит, что УМК мы выбираем, исходя из конкретных планируемых результатов.
8. Патриотические программы стали инструментами реализации базовой части ОП.
Программа состоит из следующих разделов:
• целевого;
• содержательного;
• организационного.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения ФОП ДО и описание подходов к педагогической диагностике достижений планируемых результатов.
Целью ФОП ДО является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей российского народа, исторических и национально- культурных традиций.
Цель ФОП ДО достигается через решение следующих задач:
• обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;
• приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа — жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;
• построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учёта возрастных и индивидуальных особенностей развития;
• создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
• обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
• достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Содержательный раздел ФОП ДО включает задачи и содержание образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие).
В нем представлены описания вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы; особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (далее — KPP) с детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (далее — ООП) различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (далее
— OB3) и детей-инвалидов.
В содержательный раздел ФОП ДО входит федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задания и направления воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел ФОП ДО включает описание психолого- педагогических и кадровых условий реализации Федеральной программы; организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОО; материально- техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Раздел включает примерные перечни художественной литературы, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства для использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также примерный перечень рекомендованных для семейное просмотра анимационных произведений. В разделе также представлены:
• примерный режим и распорядок дня в дошкольных группах,
• федеральный календарный план воспитательной работы.
ФОП ДО построена на следующих принципах ДО, установленных ФГОС ДО:
• полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возрастов, обогащение (амплификация) детского развития;
• построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
• содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей, совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников (далее вместе — взрослые);
• признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• сотрудничество ДОО с семьей;
• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
• учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (вариативная) : не более 40%. Выбор содержания и технологий ориентирован на специфику: Специфики инонациональных, социокультурных, и иных условий, в т. ч. региональных; сложившихся традиций ДОО или группы; выбора авторских парциальных образовательных программ дошкольного образования; выбора форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и ДОО в целом.
Федеральный закон от 29декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 28. Компетенции, права, обязанности и ответственность образовательной организации: п. 2. Образовательные организации при реализации образовательных программ свободны в определении содержания образования, выборе образовательных технологий, а также в выборе учебно-методического обеспечения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Заявлено, что Министерство просвещения Российской Федерации будет реализовывать организационно-методическое сопровождение реализации ФОП. Соответственно, мы понимаем, что будут постепенно появляться новые методические рекомендации по переходу на ФОП ДО, по реализации ОП на основе ФОП ДО.