Галина Овсянникова
Педагогическое сопровождение игровой деятельности в структурном подразделении «Детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время дошкольные учреждения работают по ФГОС ДО, утвержденному приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Это, прежде всего стандарт «поддержки разнообразия детства», который основывается на самоценности дошкольного детства, возможности его развития.
Публикация «Педагогическое сопровождение игровой деятельности в структурном подразделении „Детский сад“» размещена в разделах
Мне, как руководителю структурного подразделения «Детский сад», важно оказать педагогам методическую и психологическую поддержку в их профессиональной деятельности, научить их с уважением относиться к воспитанникам, принимать их как личности, защищать от любых форм психического и физического насилия, поддерживать их самостоятельность, активность и достоинство в разных видах деятельности, в том числе в общении и в игре. Именно в рамках этой подготовки мы по-новому взглянули на данную работу и поняли необходимость выстраивания системы психологической поддержки каждого ребенка и его сопровождения в течение всего периода нахождения в детском саду, а также создания условий для становления и развития игры. В нашем учреждении разработан план психолого – педагогического сопровождения развития игровой деятельности дошкольников на 2015-2016 учебный год. Определены следующие формы методической работы с педагогами : консультирование, тренинги, диагностирование, мастер – классы, семинары – практикумы. Но главным условием является способность и интерес взрослых к игровой деятельности. Мы наметили поэтапное решение задач психолого - педагогического сопровождения детей по развитию игровой деятельности.
1 этап – подготовительный:
- теоретическая подготовка педагогов;
- изучение потенциала личности педагога;
- анализ условий игровой развивающей среды;
- выявление проблем и рекомендации по их решению при развитии игровой деятельности детей.
2 этап – практический.
- разработка педагогом индивидуального маршрута развития игровой деятельности ребенка по алгоритму;
- моделирование педагогических ситуаций;
- участие детей в событийной сюжетно-игровой жизни детского сада.
3 этап – обобщающий:
- результаты психолого – педагогического сопровождения развития детей в условиях игровой деятельности на основе индивидуализации образовательного процесса.
По результатам самостоятельного изучения методической литературы по развитию игровой деятельности дошкольников с целью выявления роли педагога в развитии игровой деятельности детей и специфики руководства ею в октябре месяце мною был проведен в форме наблюдения мониторинг организации и проведения детских игр в СПДО.
Результат мониторинга:
• Педагоги вовремя реагируют на возникающие проблемы в игровых ситуациях;
• Педагоги отвечают на настроение детей и их желания;
• Педагоги вовлекают ребенка в игру;
• Педагоги грамотно продумывают свое пространственное расположение во время игры детей.
При проведении опроса педагоги отвечали на вопрос : «Получаете ли Вы личное удовлетворение от введения в образовательный процесс событийной сюжетно – игровой деятельности?» Все педагоги, ответили положительно. Это показатель того, что в учреждении работает коллектив единомышленников. Результаты мониторинга выявили ряд проблем, которые были обсуждены в педагогическом коллективе и по которым были подготовлены рекомендации по развитию игровой деятельности на основании ФГОС ДО.
Рекомендации:
1. Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс (непосредственно организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность). Педагог заранее продумывает обязательное «присутствие» игр и игровых приемов на каждом занятии; совместные с взрослыми игры и ежедневные свободные игры без прямого руководства воспитателем.
2. При проведении непосредственно-организованной образовательной деятельности игра используется как: часть занятия, методический прием, форма проведения, способ решения и т. д. В младшем возрасте эффективно использование игровых сказочных персонажей; в старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов как канвы, стержня деятельности (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т. д.).
3. Для развития свободной, самостоятельной игры педагог создает полноценную предметно-игровую среду и инициирует возникновение игр по интересам детей.
4. В групповой комнате особо выделяется пространство в удобном для всех месте для размещения и оформления новой сюжетно-ролевой игры: вместе с детьми обсуждается ее название, эмблема, месторасположение, что способствует возникновению длительных игр.
5. Игровые атрибуты могут быть размещены в отдельных стеллажах и шкафах, специально оборудованных коробках и корзинах. Важными условиями их использования является доступность для детей, многофункциональность, безопасность для жизнедеятельности детей, разнообразие и многообразие.
6. В группе заранее, перед игрой продумывается и организовывается пространство для развития игры каждого ребенка: столы для рисования и работы с тестом, место для приготовления концерта или презентации, пространство для самого кафе или магазина.
7. Педагог создает условия для продолжения сюжетно-ролевой игры на прогулке, где заранее создает предметно-игровую среду : выносятся игрушки и атрибуты; создаются закрытые «островки» в виде палаток, накидок на столы и кустарники; продумываются способы взаимодействия детей разных возрастов по интересам ребенка.
Эти рекомендации помогут нашим педагогам реализовать, важное требование ФГОС ДО – организовывать психолого – педагогическое сопровождение развития детей в условиях игровой деятельности на основе индивидуализации процесса. Это очень важно, так как разработанный стандарт не допускает переноса трансляционной, учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. «Дошкольный» ребенок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры.
Итак, игра «дошкольников» будет развиваться, если педагог :
Организует предметную среду:
• поэтапно вносит игрушки (предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться, в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития игры).
• соотносит сюжет игры с опытом взаимодействия с внешним миром у ребенка.
Обеспечивает руководство игрой :
• Помогает отнести не одно, а ряд действий к одному и тому же персонажу
• Помогает ребенку принять роль персонажа, который задан в сюжете игры, на себя играет вместе с детьми
• обеспечивает условия для активизации самостоятельной игры дошкольников
• ставит детей перед необходимостью использовать более сложные, новые сюжеты построения игры
• ориентирует ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстникам.
• Связь между ролью и связанными действиями должна быть раскрыта ребенку взрослыми.
Обеспечивает благоприятную атмосферу:
• создание доверительных отношений
• отсутствие критики в оценке деятельности детей
• внимание к каждому ребенку
Взаимодействует с родителями по развитию игровой деятельности детей на основе единства требований детского сада и семьи.
Таким образом, педагогическое сопровождение взаимодействия с родителями ведет к совместному формированию гармонически развитой личности ребенка через игровую деятельность. Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности мы осуществляем укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия с семьей. Наши педагоги являются не только воспитателями детей, но и партнёрами родителей по их воспитанию. В целях выяснения потребностей и запросов родителей в вопросах развития игровой деятельности детей нами было проведено в октябре месяце анкетирование «Как играть с ребенком», «Играют дети» проанализировав которое, мы увидели следующие результаты.
От детского сада родители хотели бы получить:
• 15 человек - советы по развитию игровой деятельности дошкольника;
• 6 человек - советы по разрешению проблемных ситуаций;
• 7 человек - родителей считают, что справятся сами с возникающими трудностями.
• 4 человека не придают особого значения возникающим трудностям