Кристина Репях
Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников «Юный фермер»
▼ Скачать + Заказать документы
«Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников». «Юный фермер»
Автор проекта : Воспитатель
Репях Кристина Викторовна
Руководитель учреждения: Погорелова Н. И.
Контактная информация:
тел. 83835343140;
эл. почта: andry.repyakh.1977@yandex.ru
2020г.
Новосибирская область Баганский район
с. Савкино
Паспорт педагогического проекта
Публикация «Педагогический проект по экологическому воспитанию дошкольников „Юный фермер“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2021
Наименование проекта «Образовательно-познавательный проект «Юный фермер»
Адресация проекта Проект предназначен для совместной деятельности педагогов с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями.
Участники проекта Воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.
Цель проекта Расширение у детей знаний и представлений о разнообразии, об особенностях внешнего вида злаковых культур, условиях их произрастания и полезных свойствах.
Задачи проекта Обучающие : расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида злаковых культур, условиях их произрастания и полезных свойствах.
Развивающие: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление, учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения.
Воспитательные : воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, его целебным свойствам; уважительное отношение к труду хлеборобов и полеводов.
Сроки реализации долгосрочный
Вид проекта познавательно-исследовательский, групповой
Особенности проекта Данный проект ориентирован на организацию ранней профориентации дошкольников посредством предоставления детям возможности использовать свои силы в доступных видах трудовой деятельности. Юный человек будет уважать труд сельского труженика.
Итоги проекта Знание детей о злаковых культурах, понимание детьми ценности и пользе хлеба, понимание детьми важности труда хлебороба, проявление заботы и уважение к тружениках села, бережного отношения к хлебу.
Содержание педагогического проекта :
1. Введение
Актуальность Хлеб - это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ни один приём пищи.
Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. Но почему одни дети любят хлеб и с удовольствием его едят, а другие отказываются от него?
Многие дети не знают о труде людей, выращивающих хлеб (анкета, и относятся к хлебу небрежно (бросают, играют, крошат, лепят фигурки, выбрасывают недоеденные куски).
Проект призван обратить внимание детей, какими усилиями появляется хлеб на нашем столе, воспитывать бережное отношение к хлебу.
Проблема У детей дошкольного возраста в недостаточной степени сформированы представления о злаковых культурах, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Гипотеза Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, базовые знания о С/З профессиях, способствует ранней профессиональной ориентации.
Условия реализации, ресурсное обеспечение оборудование мультимедиа, музыкальный центр, аудио- и видеотека; книги со сказками, книжки - панорамы, раскраски; дидактические игры; пазлы по теме; художественные альбомы и иллюстрации по теме.
Цель и задачи проекта расширение у детей знаний и представлений об особенностях внешнего вида злаковых культур, условиях их произрастания и полезных свойствах.
Задачи:
Обучающие: расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида злаковых культур, условиях их произрастания и полезных свойствах.
Развивающие: вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе, активизировать внимание и память детей, развивать логическое мышление, учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, делать обобщения.
Воспитательные : воспитывать у детей бережное отношение к хлебу, его целебным свойствам; уважительное отношение к труду хлеборобов и полеводов.
Ожидаемые результаты На уровне детей:
- знание основных злаковых культур;
- интерес к профессиям родителей, связанных с производством хлеба;
-развитие представлений об окружающем мире: откуда берется хлеб;
-сформированность предпосылок ранних профориентационных склонностей;
-у детей сформировались позитивные установки к сельскохозяйственному труду,
- инициативность и самостоятельность в поиске способов действий.
На уровне родителей:
-формирование у родителей положительного отношения к сотрудничеству, проявления инициативы.
На уровне педагога :
- повышение уровня компетентности по реализации образовательной области ФГОС ДО - познавательное развитие.
Продукт проекта Создание опытного поля «Юный фермер»
Презентация проекта «Юный фермер» на педсовете.
Гербарий из колосьев злаковых культур.
Поделки из соломы, макаронных изделий, солёного теста.
Папка «Пословицы и загадки о хлебе».
Сбор урожая с поля «Юный фермер»
Альбом «Прекрасный мир Хлеба».
2. Этапы работы над проектом
Этапы
Подготовительный этап - выявление и актуальность проблемы, обсуждение целей и задач с родителями и детьми;
- подбор методической литературы;
- составление плана по реализации проекта;
- разработка и подбор практического материала,
-подготовка семенного материала,
-распахивание поля под посев злаковых культур.
Основной
- беседы с детьми по теме проекта «Хлеб – всему голова», «Ячмень – самый скороспелый злак»,
-знакомство с сельхозтехникой,
- посев злаковых культур на поле «Юный фермер»,
-наблюдение за всходами, ростом и развитием злаковых культур,
-экскурсия на совхозное поле,
-чтение художественной литературы,
совместная деятельность взрослого и детей по достижению результата проекта;
-трудовая деятельность: уход, прополка и полив злаковых культур.
Итоговый
-уборка урожая на поле «Юный фермер»
- гербарий из колосьев,
- совместный анализ выполнения проекта, переживание результата;
- выставка детских рисунков, фотоальбом «Прекрасный мир Хлеба»,
-презентация проекта на педсовете,
-встреча с тружеником сельского хозяйства.
3. Планирование работы
Месяц 1 половина дня 2 половина дня
Май 1 неделя Рассматривание изображений различных злаковых культур.
Цель: дать детям элементарные знания о злаковых растениях.
Занятие «Знакомство с профессией фермера».
Настольная игра- паззлы «Собери картинку» Цель: развивать воображение, формировать умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его. Чтение сказки «Колосок» Наблюдение за пахотой, за подготовкой земли к весеннему севу.
Посев овса, ячменя, пшеницы «Огород на подоконнике» Задачи: познакомить детей с зёрнами пшеницы, овса, ржи, ячменя; рассказать, какой длинный путь проходит зёрнышко к караваю; проследить за превращением зерна в хлеб
Май 3 неделя Речевое развитие. Беседа «Что необходимо для роста растений?»
Чтение стихов и загадок по теме: «Злаки».
Посев злаковых культур на огороде «Юный фермер» «Сказка о пшеничном зёрнышке»
Сюжетно – ролевая игра «На ферме».
Наблюдение за дальнейшим ростом растений, фиксирование результатов в дневнике наблюдений. Наблюдение «Здравствуй, росток!». Уход за всходами. Вызывать интерес к тому, что в земле все семена и зёрна дают ростки; формировать желание ухаживать за ростом; учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения
Июнь Познавательное развитие. «Знакомство с трудом хлеборобов» (приложение).
Конспект НОД «Откуда к нам хлеб пришел» (приложение).
Уход за растениями (полив, рыхление, удаление сорняков). Чтение худ. литературы: Н. Забила «На колхозных полях». Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Беседа, чтение стихов, пословиц и поговорок о злаках, о труде хлеборобов. Задачи: воспитывать у детей трудолюбие, уважение к труду хлебороба, учить анализировать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать обобщения
Июль Беседа с показом иллюстраций (или презентация) «Как наши предки хлеб выращивали» (приложение).
Конспект НОД «Весенние заботы крестьянина» (приложение).
Чтение худ. литературы: Я. Дягутите «Руки человека», «Молотьба». Беседа «Орудие труда крестьянина» (приложение).
Дидактическая игра «Раньше и сейчас» (приложение).
Август Дальнейшее наблюдение за ростом злаков на грядке детского сада, рассматривание созревших колосков.
«Труженица – мельница» Дидактическая игра: «Назови профессию» Беседа «Самая сытная каша» «Почему говорят в народе «усатый ячмень».
Сентябрь Уборка урожая на поле «Юный фермер» Наблюдение. Проверить семена на зрелость. Показать детям, как можно определить, что семена созрели (1- по цвету колосков, 2- если колосок потереть в ладошке и он упадет – значит, зерна созрели). Вспомнить, что в группе колоски не вызрели, дать возможность детям самостоятельно догадаться, почему они не вызрели. Расширять экологические знания в процессе практических действий.
Изготовление гербария. Показ презентации «Помощники – машины»
Чтение стихов и отгадывание загадок по теме: «орудия труда».
Интеллектуально-познавательная игра
«Умники и умницы». Тема: «Злаки»
Реализация 1 этапа проекта.
На первом этапе проекта детям было предложено ответить на вопрос, что они знают о злаках. Большинство детей не знают, что означает слово «злак». Но почти все дети знают, что хлебобулочные изделия пекут из теста, в котором есть мука и что муку делают из зерен.
У детей возникли вопросы: А как колоски с зернами вырастают в поле? Почему есть белый и черный хлеб? Какие еще бывают зерновые растения? Почему их называют «зерновыми» растениями? Чем они похожи? А чем они отличаются? Почему их называют злаками, и какие ещё бывают злаки?
Для того чтобы ответить на вопросы детей, мы с ребятами решили больше узнать о злаках, сходить в пекарню, попробовать самим замесить тесто и испечь булочки.
Реализация 2 этапа проекта.
Для формирования и развития общения познавательно - исследовательского характера и средств общения детей, для умения задавать вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки, мы с детьми рассмотрели познавательные книги о злаках, какие они разные, где и каких культур больше выращивают. Узнали, какая с давних пор, на Руси, была любимая еда. Прочитали художественную литературу «Хлеб» М. Глинская, сказка «Колосок».
В группе дети просмотрели презентации:
- «5 самых полезных каш»,
- «День в Шишкином лесу. Как растёт хлеб»,
- «Жила – была царевна. Про еду»,
- «Как делают хлеб»,
- «Каша в древней Руси» После просмотра познавательных презентаций, дети узнали о пользе каш, какие каши варили и ели в древней Руси, как растёт хлеб и как он попадает к нам на стол.
На НОД по познавательному развитию: «Детям о хлебе», «Какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб», «Детям о комбайне и комбайнёрах», «Бережём хлеб» ребята узнали, какие сельскохозяйственные машины помогают людям выращивать хлеб, какой тяжёлый труд у комбайнёров, как мы можем и должны беречь хлеб.
Просмотрели познавательное видео и мультфильмы: «Как растет пшеница», «Труд комбайнера», «Горшочек каши», «Богатырская каша».
Для большего осознания и понимания пользы злаковых культур, детям было предложено разучить пословицы и поговорки, народные приметы.
В процессе детского экспериментирования, для развития наглядно-действенного мышления, провели опыты по сравнению зерен и колосьев злаковых культур (внешний вид, цвет, вкус). Играли в дидактические игры: «Из чего сварили кашу», «Четвёртый лишний», «Составь по описанию».
Ребятами были выполнены творческие работы: «Русское поле», «Урожай», «Ароматный хлеб», что способствовало развитию продуктивной деятельности детей и приобщения к искусству изобразительной деятельности
Чтобы способствовать формированию познавательного интереса у детей к теме проекта и далее развивать проектную деятельность организовали экскурсии:
- на кухню детского сада, где на практике увидели труд повара;
- в магазин выпечки, где увидели разнообразие изделий из разных сортов муки;
- провели экскурсию в пекарню, где дети увидели, как замешивают тесто, как выпекают хлеб, какие машины это делают, куда складывают готовую продукцию, что ещё кроме хлеба выпекают. В конце экскурсии работники хлебозавода угостили детей вкусными горячими булочками и печеньем.
Реализация 3 этапа проекта.
На данном этапе мы с детьми провели занимательную интеллектуальную игру «Умники и умницы», где показали свои знания о кашах, крупах и злаках.
Результаты деятельности:
- Дети получили теоретические и практические знания о злаках, об их пользе в жизни человека;
- Педагоги повысили свой уровень профессионализма, закрепили навыки планирования и координирования совместной деятельности с детьми и родителями;
- Родители приобрели дополнительный опыт совместной деятельности, проявили активность.
Используемая литература:
«Злаки. Какие они», Т. А. Шорыгина,
«Осень» часть 2., О. А. Скорлупова,
«О хлебе, злаках и каше. Сказки», Москва,
«Пословицы и поговорки о злаках, речевые игры,
Рассказ М. Глинской «Хлеб»,
Украинская народная сказка «Колосок»