Наталья Борисовна Колганова
Педагогические условия социализации детей в России средствами народных игр
▼ Скачать +Заказ
Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам.
Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Публикация «Педагогические условия социализации детей в России средствами народных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Моя Родина Россия
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Правила в играх определяются самими участниками в зависимости от условий, в которых проводятся игры (в городках - расстояние до города от кона или полукона, в лапте - количество игроков, длина и ширина площадки, в салках - условия осаливания и т. д.). Также может варьироваться и инвентарь (в "Лапте" - размеры биты, мяча, в "Жмурках" - размеры повязки, в "Чижике" - размеры чижика, биты или кона и т. д.).
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.
Исследователи детской игры отмечают, что народная игра является важным средством социализации ребенка. Поскольку основным назначением народной игры является подготовка ребенка к полноценной социальной деятельности, эта задача решается через моделирование социальной жизни, включение ребенка в эту деятельность, преодоление возникающих затруднений, связанных именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированными психическими свойствами и качествами. В игре ребенок всему подражает: копирует жизнь взрослых, воспроизводит жизнь знакомых животных, которых наблюдал, о которых слышал. Игровая культура является спутником человека на протяжении всей его истории, и сформировалась вместе с человеком, выполняя следующие воспитательные и социальные функции : развлекательную, социализирующую, самореализационную, коммуникативную и др.
Игры формируют отношение ребенка к Родине, родному краю, дому, воспитывают почтение и уважение к старшим, милосердие и сострадание. Также игры помогают детям общаться между собой, учат прощать обиды.
Таким образом, можно сказать, что сущность народной игры - социально-педагогическая. Социальная, так как игра является областью культуры человеческого общества (социума). Педагогическая -потому, что связана с воспитанием и развитием человека.
В настоящее время роль игр, и в первую очередь народных, приобретает еще одно важнейшее значение. Таким значением становится воспитание чувства любви к родной земле, гордости за свой народ, за его культуру и историю. Народная игра не только учит и воспитывает, она еще и соединяет современное подрастающее поколение с традициями предков, с их культурой и мировоззрением. Знание и понимание национального славянского мировоззрения помогает также избежать таких опасных в настоящее время тенденций как шовинизм, национальная и религиозная нетерпимость. Народная игра воспитывает соревновательный характер и в тоже время она приучает давать коллективный отпор внешней агрессии. Народная игра воспитывает уважительное отношение друг к другу в разновозрастных и разнополовых группах молодежи и подростков, что так же является одной из важнейших задач педагога и воспитателя.
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается и в том, что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции : семейные, трудовые, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений.
Народная игра целенаправленно активизирует процесс познания окружающего мира и себя, поддерживает детское творчество. Она выступает как мера и как способ творческой самореализации личности ребенка в разнообразных видах игровой деятельности и общения, направленных на освоение, создание и передачу этнонациональных ценностей и технологий к их адаптации. Общечеловеческие ценности выступают в качестве ценностных ориентаций в мире культуре, они позволяют субординировать социокультурные ценности, осмыслить их сущность и значимость.
Игровое пространство, в котором ребенок не просто вступает во взаимоотношения со сверстниками, а осваивает знания, нормы, правила общества и своего этноса, играет важную роль в процессе социализации. На личностном уровне происходит и формирование смыслов. В процессе поиска личного смысла каждой личности приходится рефлексировать над вопросом «Кто Я?», в результате чего возникают образы своего «Я», оказывающие интегративное воздействие на все его мышление и деятельность. Формируется «Я-концепция» как многоуровневое и многокомпонентное образование. К его компонентам относятся как Я-социальное, так и Я-психологическое, которые образуют ощущение компетентности, собственной эффективности, личного влияния и ощущение своей моральности.
Народная игра как эффективная действенная форма воспитания подрастающего поколения сохранила свою актуальную значимость и в настоящее время.
Влияние народной игры на социализацию ребёнка
Народная игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности (например, группе сверстников, так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на формирование ребенка. При этом некоторые исследователи особо выделяют такой параметр игры как значение «системы сознательно приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения», а также показатель «степени совершенствования в той или иной сфере человеческой деятельности (культура труда, культура речи, культура поведения и т. д.).
Социально-педагогическое назначение народной игры может означать синтез усвоения ребенком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, что позволяет ребенку функционировать в качестве полноправного члена детского или взрослого коллектива.
Социальное воспитание в своей совокупности обеспечивает освоение молодежью системы ценностей (социальных, общинных, индивидуальных, адекватной историко-культурным традициям. Ведь ценности становятся личностно значимыми только в момент их соприкосновения с личностью и приобретают социальную обусловленность при реализации возвышенных потребностей творящего человека во имя развития своего города, региона, страны и всего человечества. Ценности, формируемые на основе воспитания, условно можно представить в виде трех больших блоков: общечеловеческие ценности – ценности, присущие всем без исключения обществам на любом этапе их развития, являющиеся основой человеческого бытия (например, триада «истина, добро, красота»); ценности культуры данного общества, ставшие присущими ей в ходе истории, а также формируемые многими поколениями мыслителей – носителей и строителей данной культуры (например, христианские ценности); ценности, имеющие конкретно-исторический характер и опреде-ляющиеся идеологией конкретного общества, т. е. господствующей систе-мой идей и взглядов — политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, выражаются интересы больших социальных групп и которые в большей или меньшей степени определяют все аспекты жизни общества и его членов (например, свобода, равенство, профессионализм).
Й. Хейзинги считает, что сама культура предстает перед нами как своеобразная форма игры с правилами.
С. А. Шмаков в определении особых функций игры как педагогического феномена культуры выделяет наиболее важные ее функции: социокультурное назначение игры; функции межнациональной коммуникации и самореализации ребенка в игре как полигоне человеческой практики; коммуникативная функция игры; развлекательная функция, а также игротерапевтическая, диагностическая функции и функции коррекции в игре. Об универсальности и общечеловеческой заданности игр свидетельствует тот факт, что игры той или иной национальной общности легко усваиваются всем мировым сообществом.
В играх ребенок осваивает алгоритмы поведения: соблюдение правил игры; подчинение решению большинства играющих или членов команды; подчинение капитану команды; выполнение ролевых обязанностей; соблюдений требований времени и места игры; участие в игре от начала и до её завершения и др.
Ролевая игра как особая форма удовлетворения потребности ребенка занять определенное место в окружающем его мире преобразует эту потребность в конкретную ее форму – осуществлять деятельность, свойственную взрослым, деятельность общественно значимую и общественно оцениваемую.
Посредством игры формируется этническая самоидентификация детей. Формы национального сознания и самосознания не даны, а заданы подрастающим поколениям. Присваивая их, ребенок не просто попадает в готовую этническую среду. Условием этнической самоидентификации является представление ребенку опредмеченных форм этно-национального опыта в виде актуально складывающейся «этнонациональной среды».
Социальное самоопределение подрастающих поколений через народные игры – это индивидуализация детей как культурно-исторически значимый вектор их интеграции во взрослое сообщество. Игра выступает средством присвоения исторически сложившейся структуры национального самосознания. Во многих народных играх воссоздаются ситуации воспитания и обучения, передачи опыта от старших к младшим, и вместе с тем в них дети реально выполняют по отношению друг к другу педагогические функции. В результате решения игровой задачи достигаются вполне серьезные педагогические цели. Присвоение опыта позволяет ребенку ощутить этнокультурную идентичность, принадлежность к своему народу, освоить национальные обычаи, традиции, обрядовую культуру. Народной игре свойственна насыщенность традициями и обычаями этноса. Поэтому она несет в себе эффективный способ приобщения подрастающих поколений к этнокультурной традиции.
Игра имеет огромное значение в личностном развитии ребенка. В ней формируется и проявляется потребность ребенка взаимодействовать с миром, развиваются интеллектуальные, моральные и волевые качества, формируется личность в целом.
Одной из особенностей народной игры, определяющих ее воспитательное значение, является большая сложность и разнообразие видов деятельности, служащих содержанием и формой детских народных игр, отмечает В. М. Григорьев.
Чёткой квалификации народных игр нет. На основе исследований Капицы О. И., Науменко Г. Н. игры условно могут быть разделены на виды:
- подвижные
-обрядовые (календарные)
-природные (по отношению к природе)
-трудовые (бытовые)
-с ведущим (водящим)
-драматические (с элементами театрализованных действий)
К подвижным относятся игры соревновательного характера, включающие в себя бег, прыжки и т. д. («Горелки», «Пятнашки», «Ловишка», «Звонари», «Бубен» и др.)
Обрядовые игры, это игры, которые имели связь с народным сельскохозяйственным календарем. К сожалению, многие из них утрачены. К ним относятся игры «Кукушечка», «Ручеек», «Гори, гори ясно», «Солнышко», «Кострома» и др.
По отношению к природе. Русский народ всегда очень нежно, трепетно относился к природе, прославлял, берег её. Эти игры не только воспитывают любовь и доброе отношение к окружающему миру, но и имеют познавательное значение: дети знакомятся с окружающей природой. Это игры «Сорока», «У медведя во бору», «Заинька», «Паучок», «Ворон», «Олень» и др.
Драматические – это игры, которые требуют искусства «артиста», умения на время превратится в какого-нибудь героя игры и выполнять его действия («Заинька», «Волк-волчок», «Бабка Ёжка», «Дрёма» и др.
Так как все народные игры проводились по разному, их, в свою очередь, можно разделить на три типа:
-хороводные или круговые. Это основная группа («Заинька», «Каравай», «Ворон» идр.)
-некруговые или «стенка на стенку» («Бояре», «Плетень» и др.)
-хороводы-шествия или выполнение разного вида движений: завитушки, змейка, рассыпная( «Хмель», «Ручеек», «Вейся, капустка», «Улитка» и др.
Народные игры увлекают и оказывают успокаивающее воздействие даже на гиперактивных детей, помогают раскрыться неуверенным в себе, с помощью народных мелодий можно снять негатив, страхи, раскрыть чувства и эмоции. Создание благоприятной творческой атмосферы – народная музыка, костюмы, атрибуты – всё это в игре настраивает детей на создание индивидуального изображаемого образа.
Развитие ребенка идет от движения и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям легче выразить свои чувства и эмоции через пластику тела. Особенно интересные и выразительные образы возникают под влиянием музыки. Различные по настроению и характеру народные произведения стимулируют развитие фантазии и воображения ребёнка, помогают творчески использовать пластическую выразительность.
Народные игры с пением позволяют решать следующие задачи:
-развитие музыкального слуха, музыкальной памяти
-совершенствование певческих, танцевальных навыков
-развитие творческой индивидуальности
-развитие музыкального и эстетического вкуса
-развитие всех психических процессов
-формирование понимания красоты речи
-формирование духовной сферы, патриотических чувств
- развитие эмоциональной сферы
-формирование физических качеств, здоровья
-приобщение к русской культуре, традициям
В работе по приобщению детей к народным играм можно использовать следующие методы:
-словесный
-наглядный
-практический
Словесный метод:
-рассказы об игре, её правилах
-объяснение значения старинных слов
-беседы с элементами диалога
-вопросы-ответы
-заучивание текста народных игр
Наглядный метод:
-рассматривание иллюстраций к играм
-рассматривание предметов старинной утвари, мебели
-рассматривание костюмов
-показ презентаций
Практический метод:
-изготовление шапочек, ободков, атрибутов к играм
-проведение праздников
-консультации для родителей
-консультации для педагогов
В качестве приёмов для воспитания у детей устойчивого интереса к народным играм можно использовать:
-знакомство с лучшими образцами народного игрового музыкального творчества
-личный пример при разучивании игр
-пример ребёнка при создании игрового образа
-использование костюмов, атрибутов
Народные игры требуют участия самых различных психических процессов: восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания, воли, проявлении мышечной силы, ловкости, в них участвуют разнохарактерные эмоции и т. д.
Игра – это пространство для самореализации личности ребенка, универсальную модель действительности – со всеми актуальными сторонами полноценного творческого развития личности.
В игре ребенок воспроизводит жизнь не только взрослого сообщества, но и природы: изображает животных, окружающий его мир.
У ребенка формируется относительно устойчивая система отношений к окружающим и к самим себе, возрастает интерес к собственной личности, стремление разобраться в своих качествах, поступках, формируется самооценка; появляются и становятся существенными новые условия развития личности, а именно — собственные требования к себе, к своей культуре общения; в центр внимания в этот период становятся вопросы, связанные с нормами и правилами взаимоотношений между людьми. Складываются моральные взгляды и оценки.
Игра наиболее объективно выявляет ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии, антипатии).
Игра всегда вводит ребёнка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений, поскольку игра - деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и вполне предметная. Игра компенсирует неразработанность созидательных форм взаимодействия, выводит на подлинное сотрудничество.
Таким образом, социализация детей и молодого поколения посредством игровых практик представляет собой сложное социально-педагогическое явление, которое позволяет им получить опыт вхождения в социальную среду, приспособиться к ней, освоить определенные роли и функции. Игра дает возможность сформировать представление о себе в окружающем мире, усвоить социальные нормы, активно проявить свою субъективность, саморазвиваться и самореализовываться.
Важнейшими базисными характеристиками личности являются конструкты духовности и нравственности являются. Духовность детерминируется как устремленность личности к прогностическим целям и выступает в качестве ценностной характеристики сознания, духовность имеет атрибутивный характер, поскольку она присуща всем без исключения человеческим индивидам, однако она заложена в личности человеке потенциально. Нравственная ценность личности заключается в ее готовности утверждать этические идеалы общества в избранной области деятельности.
В народных играх, несомненно, есть связь с нравственной культурой каждого человека и всего общества. Высокие требования к честности, справедливости, доброте и другим важнейшим человеческим качествам заключены во всех народных играх.
Культурная идентификация личности ребенка через игру обеспечивает ее адаптацию к культурным традициям общества и ее развитие, рост, расширение ее кругозора.
Как и любой вид деятельности, игра регламентируется определенными принципами и осуществляется в строгом соответствии с ними.
В процессе игры ребенок эксплицирует на себя другую личность; посредством чего он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. Способность перейти в воображаемый план и в нем строить действие, будучи предпосылкой игры, является вместе с тем и ее результатом. Результатом игры являются изменения в социокультурном опыте личности на основе совокупности взаимосвязанных, взаимообусловленных элементов, представляющих наиболее действенные и зримые личностные показатели и сферы человека – интеллектуально-волевого, деятельно-практического, эмоционально-ценностного его развития.
В процессе игры ребенок получает возможность для реализации своей индивидуальности, признания своей неповторимости в коллективе, одобрения педагогом выбранных ребенком способов реализации игровой роли.
Многие качества личности ребенка помогает развить использование национально-регионального потенциала игр. Среда этно-национальной культуры может рассматриваться как идеальная среда для воспитания и развития ребенка.
Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век.